Светлана Петрова: «Мемы уже давно пора признать искусством, так же как и граффити»

Кот Заратустра, приласкавшийся к классическому изобразительному искусству при помощи художника и продюсера Светланы Петровой, знает толк и в интернет-мемах, и в натюрмортах, и в деликатесах. Журнал «Собака.ru» расспросил его о высоком.

Не возникает ли у вас внутреннего дискомфорта оттого, что вашего человекопосредника номинирует журнал со столь нелюбимым котами названием — «Собака»?

Наша кошачья нелюбовь к собакам всего лишь миф, созданный неразумными человеками, которым следует осознать, что в наше непростое время следует быть bipetual — бипетуалами! Это прекрасное слово подслушано нами у Джексона Галакси, великого кошачьего психотерапевта, исцеляющего души животных и их хозяев в передаче My Cat from Hell. Bi, понятно, означает «два», pet — «домашнее животное», то есть человекам следует любить обоих главных друзей человека. Вопрос, кого вы больше любите, собак или кошек, столь же неполиткорректен, сколь и вопрос, заданный ребенку: «Кого ты больше любишь, маму или папу?» Ну, а если отбросить политкорректность, то собаки, конечно, в гораздо большей степени следуют за человеками, чем мы, совершенные, разумные и свободные коты. Видимо, только этим объясняется тот факт, что «Собакой» номинированы не мы, Заратустра, кот, а наш скромный человеческий ассистент.

Вы оперируете высоким искусством, получая на выходе поп-арт и мемы. Как думаете, такие мемы имеют право считаться искусством сами по себе?

Мемы уже давно пора признать искусством, так же как и граффити: то, что в 1970-х считалось хулиганством и порчей стен, теперь из них выламывается и продается по полмиллиона долларов, как недавно работа Бэнкси. Некоторые теоретики искусства за границей уже задаются вопросом, не стоит ли музеям приобретать Lolcats, то есть популярные в Интернете забавные картинки с котиками, кошачьи мемы. Кстати, а знаете ли вы, что Бэнкси недавно нарисовал кота? Процессу несколько мешает ориентация арт-рынка на физические объекты. Однако и это поправимо: наш человеческий друг, очень воодушевивший нас своей поддержкой, американский художник, приезжавший на graFFFest, создатель видеограффити Эван Рот уже продал музею интернет-сайт как арт-объект. Мы совершенно не против холодильников, микроволновок и даже, пардон, отходов естественной жизнедеятельности слонов на выставках. Но тогда позвольте спросить, почему нельзя притащить на выставку анимационную гифку с котом? Они думают, что у них там высокое искусство и потому, как говаривал наш ассистент Булгаков, «Котам нельзя! С котами нельзя!». То есть, выходит, с мертвыми акулами и пока еще живыми рыбками в блендере можно, а с котами — нельзя! Ну никакой логики!

Ощущаете ли вы конкуренцию в арт-среде со стороны других усатых-полосатых? Коты территорию метят активно и чужих не приветствуют.

О неразумный человек, право, что за вопрос? Какая может быть конкуренция с самим совершенством? К тому же волею богов мы лишены низменных инстинктов, и у нас нет привычки метить территорию. Кроме того, мы не просто кот, а интернет-кот. Как мы доказали, интернет-кот, или котэ, вездесущ и всемогущ, эта элементарная частица Интернета имеет квантово-волновую природу: распространяется как цунами и, согласно принципу неопределенности Гейзенберга, может находиться одновременно в разных местах. Наша территория — весь мир, и в реальной жизни мы с большой охотой сотрудничаем с другими котами. Например, вместе с американским котом Хэнком, баллотировавшимся в сенат, мы собирали деньги для кошачьего приюта «Ржевка». К сожалению, в этом году мы потеряли нашего друга и до сих пор безутешны. Кошачья жизнь на Земле намного быстротечнее человеческой.

Под вашим кураторством в прошлом году проходил фестиваль «Котэ на мостэ». Почему вы чувствуете необходимость помогать развитию котоискусства?

Мы делаем это для большего взаимодействия между интернеткотами. Нам приятно заниматься искусством в милой компании. У нас в фестивале уже принимали участие кот Саймона, Скифча, Нора, Хэнк, Нян Кэт, коты Сириака Харриса… Мы также будем очень рады видеть Анри, кота-экзистенциалиста, и еще нескольких заметных личностей, но не будем раскрывать интригу до конца. На нашем недавно открытом канале FatCatArt.ru на YouTube мы начали собирать коллекцию наиболее интересного, с нашей точки зрения, кошачьего видеоарта. Советуем ознакомиться с вирусными рекламными роликами на тему котов, некоторые просто шедевральны. Наш любимый — коты-суши. Мало кто знает, что на заре развития фотографии и кино образ кошки был также популярен у создателей этих двух видов искусства. Можно сделать вывод, что феномен популярности котов в Интернете — знак рождения нового вида медиаискусства. И мы будем тут как тут.

Как проходит восстановление картин в котовиде? Какие бывают сложности?

Самое сложное в том, чтобы наше настроение совпало с настроением реставрируемого шедевра. Как и всякая звезда, мы нуждаемся во вдохновении. Иногда наш человеческий ассистент охотится за нами с фотоаппаратом месяцами или выстраивает сложные постановки с участием приглашенных ассистентов. Делу способствуют королевские креветки и говяжья вырезка. Учтите, что попало мы есть не будем: мы сидим на строгой диете, пытаясь сбросить вес. Далее, после того как самое сложное решено и нами сыгран нужный образ, наш человеческий ассистент садится за компьютер, и дальше — дело техники, в которой изрядно помогает своими советами художник, а также преподаватель живописи и фотошопа Алексей Симоненко. Трудных моментов в компьютерной фазе всего два. Для начала надо достать файл картины в высоком разрешении. Не все музеи проявляют сознательность и делятся файлами работ, срок авторского права на которые уже истек. Музеи боятся, что люди будут просто на них наживаться, печатая, например, обои. Это, конечно, не наш случай, мы создаем новые произведения искусства. И все больше музеев понимают, что файлы больше нужны художникам и ученым, чем производителям обоев. Файлы высокого разрешения выложены Национальной галереей Дании, музеем Прадо, Библиотекой конгресса США и многими другими. Кураторы музеев понимают, что таким образом они пропагандируют искусство и все вложенное вернется им сторицей. Мы всегда ставим на сайте ссылки на музеи, где находятся работы. Особенно нам хочется поблагодарить Государственный музей в Амстердаме (Rijksmuseum), приславший нам профессиональные тиффы всех работ, запрошенных нами. Вторая сложность состоит в том, что наш человеческий ассистент, сущее дитя по сути, заигрывается в фотошоп, как мальчишка в стрелялку, и порой уделяет больше времени нам компьютерному, чем нам живому. Тогда мы мягко, но непреклонно поправляем ее лапой.

СПРАВКА

Корпулентный рыжий кот Заратустра, лежащий на руках у Джоконды да Винчи и в санях боярыни Морозовой Сурикова, распивающий чай вместе с купчихой Кустодиева и растянувшийся на ложе Венеры Урбинской Тициана, — персональный проект Светланы Петровой FatCatArt стал международным хитом в Сети, спровоцировал волну пародий, создание фан-клуба в Японии и даже дал темы для диссертаций по философии. Помимо этого основательница фестиваля анимации «Мультивидение» организовала грандиозный артфорум graFFFest, в рамках которого экспонировали стрит-арт и устроили ночной показ авторских мультфильмов на пролете разведенного Троицкого моста.


Текст: Макс Хаген
Фото: Полина Твердая

Визаж, прическа: Ася Кабакчи
Стиль: Вадим Ксенодохов

Платье и пальто Marina Rinaldi (Marina Rinaldi)


Наши проекты

Комментарии (3)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 6 авг., 2014
    Комментарий удален
  • Гость 2 авг., 2014
    Комментарий удален
  • Гость 19 июля, 2014
    Комментарий удален

Читайте также

По теме