Дима Мишенин о суде с Первым каналом

Московский городской суд подтвердил законность претензий Димы Мишенина к Первому каналу, который без ведома художника использовал в заставке программы знаменитую картинку с лучезарной пионеркой. Создатель арт-группы Doping-Pong еще до начала судебной борьбы рассказал нам об этом деле.

   
 
Дима Мишенин
Проиграем мы или выиграем — все равно прецедент войдет в историю, а историю эту, наверное, назовут «Дима против Голиафа»
   

 

 

Картина «Салют», наверное, — визуализация сокровенных фантазий любого современного художника. Эту работу воруют постоянно. Буквально каждую неделю. Раз в сезон мои адвокаты устраивают разбор полетов. Иногда наказывают нарушителей. Но чаще люди извиняются и просто убирают это изображение из своей рекламной продукции. Я не знаю ни одного произведения современного искусства, столь любимого в народе.

  • Обложка журнала «Собака.ru», апрель 2012 года
 

Но то, что для современных художников — влажные сны и предел мечтаний, для меня — бытовая проблема. Я устал от такой популярности. Меня это нисколько не радует, а, напротив, нервирует и отвлекает от творчества. Однажды я получил письмо от своего старшего товарища, живущего в Нью-Йорке, замечательного кинорежиссера Славы Цукермана, автора культового фильма «Жидкое небо». Из его письма следовало, что он уже в течение месяца наслаждается картиной Doping-Pong в заставке программы Первого канала. Я редко смотрю телевизор и никогда, возможно, бы не узнал об этом. Я зашел на сайт Первого и с удивлением обнаружил в архиве передач кучу выпусков с заставкой, где использовалась наша работа с прилепленной стыдливо дизайнерской полоской, закрывающей грудь у девочки. Так выяснилось, что не только по всей России, но и по всему миру эксплуатируется образ, созданный Doping-Pong. Разумеется, без нашего согласия и без упоминания авторства, причем — в серии коммерческих передач. Мне это не понравилось. Я в принципе  против любой коммерческой эксплуатации этой картины 2004 года. Специально по просьбе журнала «Собака.ru», который попросил нас дать однажды «Салют» для обложки, мы сделали новую версию. Но старая версия, ставшая за эти годы уже легендарной и любимой множеством людей, должна существовать самостоятельно, оставаться чистым искусством и не ассоциироваться с какими-то коммерческими продуктами: будь то журнал, ТВ-шоу или сеть спортивных клубов.

Разумеется, были попытки внесудебного решения ситуации. Я и мой адвокат написали письмо с претензией Первому каналу. Все, что требовалось, — принести извинения на бумаге и вставить в титры арт-группу Doping-Pong. Мы были удивлены, когда не получили ответа на свое мирное предложение. Более того: Первый негласно признался в воровстве, так как после получения письма тут же изменил дизайн заставки. Видимо, подумали, что убирая наш имидж из заставки, автоматически избавляются от дальнейшей ответственности. Или что никто не будет заморачиваться. Я ни с кем ругаться не собираюсь. Я просто не люблю, когда люди ведут себя невежливо. У нас все равны перед судом. Значит, идем в суд.

 

Важно, чтобы справедливость восторжествовала, но главная цель — доказать, что маленький человек может противостоять любому великану. То есть весь этот суд, опять же — для людей и ради правды на Земле. Как и все наше искусство. Проиграем мы или выиграем — все равно этот прецедент войдет в историю, а историю эту, наверное, назовут «Дима против Голиафа». Весь процесс — это такой тест на цивилизованность и наличие законности в стране в области авторских прав. Чистый эксперимент самого что ни на есть обычного гражданина в моем лице. 

Если говорить о гражданской позиции, то она у меня, в зависимости от ситуации, бывает разная, но только не нейтральная. Если речь идет об Олимпиаде или Великой Отечественной войне — Doping-Pong всегда рады поработать с этими дорогими нам с детства образами, но это не значит, что я буду больше уважать «Единую Россию» или поверю в немарионеточность «Справедливой России». Мне не нужно быть с кем-то заодно или примыкать к общему стаду, чтобы жить, творить и иметь свое мнение. В немецком политическом еженедельнике Zuerst! Doping-Pong сравнили с Высоцким, который нравился и ментам, и бандитам. То есть это настоящее народное искусство, вышедшее за рамки музейных залов, действующее на уровне коллективного сознания наперекор искусствоведам и галеристам. Наши работы достигли определенного уровня признания среди всех слоев общества: когда эти работы одновременно воруют и государственный телеканал и штаб оппозиции Навального. Но не могу сказать, что это сильно влияет на мои политические взгляды. Скорее, я удивляюсь тому, насколько много жуликов и воров по обе стороны враждующих лагерей и как мало просто хороших художников, хороших врачей, учителей, инженеров и хороших мэров. От этого и все проблемы. Если бы в политике и, например, медицине было бы большинство людей с таким же уровнем профессионализма и таким же стремлением саморазвиваться и расти, как у Doping-Pong, то наша Родина стала бы сразу похожа на наши живописные грезы про героев и Богов. Хотя не всем такое будущее, конечно, нравится. Ведь некоторым бездарным уродам там просто нет места. 


Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 22 апр., 2014
    Очень хорошие мысли.

Читайте также

По теме