Премия Сергея Курехина: главные номинанты

Вручение главной петербургской арт-награды — премии имени Сергея Курехина — в год 60-летнего юбилея музыканта пройдет на дружественной территории Эрмитажа. Мы вспомнили кандидатов на Гран-при и прикинули, что кому может помешать.

Глеб Ершов
«Труба марсиан»

(Петербург)

 

Поставленный для «Ночи музеев» искусствоведом Глебом Ершовым перформанс по мотивам футуристического манифеста гениального юродивого Велимира Хлебникова собрал целую команду-коммуну: за визуальные образы отвечали художники Петр Белый, Влад Кульков и Иван Химин, музыку для хора сочинил Владимир Раннев, сумасшедшие костюмы для перформеров придумали Софья Азархи и Анастасия Кизилова. Помимо оммажа русскому авангарду начала XX века заметен был и пацифистский пафос.

Левые идеи могут оказаться не близки жюри.

 

 

Анна Франц, Марина Колдобская
Медиалаборатория Cyland, «Киберфест-2013»

(Берлин — Петербург)

Прошедший одновременно в Молодежном центре Эрмитажа и на нескольких берлинских выставочных площадках форум медиаискусства продемонстрировал десятки проектов, в которых художественная мысль взаимодействует с современными технологиями.

Герметичный и сложный медиаарт в местном контексте как был, так и остался узкоспециальной историей для врубающихся гиков.

 

 

Катя Бочавар
R&J

(Первоуральск)

Синтетический перформанс художница устроила в городе Первоуральске Челябинской области — с помощью композитора Петра Айду, хореографа Анны Абалихиной и актрисы Юлии Шимолиной. Последняя декламировала строки из пастернаковского перевода «Ромео и Джульетты» в сопровождении шумового саунд-арта.

Вряд ли традиционно охваченное петербургским патриотизмом высокое жюри даст главный приз региональному проекту, даже несмотря на кураторство Бочавар, уже отмеченной премией в 2010 году.

 

 

Максим Диденко, Иван Кушнир
«Шинель. Балет»

(Петербург)

 

Молодой театральный режиссер Диденко, запомнившийся в прошлом году брехтианским мюзиклом про грозу нэпманов Леньку Пантелеева в ТЮЗе (и, кстати, получивший за него премию нашего журнала «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга»), вместе с композитором Кушниром переложил сюжет страшной гоголевской повести на язык современного танца. Колоритная Гала Самойлова в главной партии пластична, словно каучук.

Если совсем начистоту, то это пусть и обаятельный, но не поражающий воображение contemporary dance, в котором Диденко вопреки обыкновению вовсе не раздвигает жанровые рамки.

 

 

Вадим Захаров, Мария Порудоминская
«Идеологическое дефиле»

(Нижний Новгород)

 

Масштабная театральная постановка на основе малоизвестного текста Бертольта Брехта «Ме-ти. Книга перемен», представленная на берегах Волги успешным адептом московского романтического концептуализма в сотворчестве с супругой. Брехт препарировал идеи диктаторов (Ленина, Сталина, Гитлера), подавая их риторику в виде псевдодревнекитайских афоризмов. Захаров изображает всех их творцами кровавого фарса, между которыми нет особенных различий.

В фантомном, но стойко присутствующем в сознании петербургских артдеятелей противостоянии «московский концептуализм vs. ленинградский неоакадемизм» у первого шансов на победу ничтожно мало.

 

 

Наталья Федорова, Тарас Машталир
Machine Libertine

(Петербург — Нью-Йорк)

 

Видеопоэтический перформанс соединяет механистическое чтение стихов с тревожной картинкой и многоканальным звуком. Проект композитора, звукоинженера, саунд-артиста Машталира и поэтессы и медиахудожницы Федоровой продолжает как жесты дадаистов, так и эстетические поиски киберпанка.

Сложно найти доводы против. Но слабая встроенность авторов в артистеблишмент может сработать лучше всяких аргументов: «Ой, это еще кто такие? Где вы их откопали?»

 

 

Петр Айду
«Реконструкция утопии»

(Москва)

 

Уникальный перформанс-концерт в Манеже, воссоздавший произведения и атмосферу советского музыкального авангарда 1920-х, короткого и бурного периода от революционной горячки до сталинского запрета всего и вся. Тут и конструктивистский «Марш металлистов» для кусков железа и наковален, и футуристические симфонии, и изобретение терменвокса.

Реанимация раннесоветского авангардистского наследия «второго ряда» — своеобразная игра в бисер для узкого круга увлеченных.

 

 

Дмитрий Курляндский, арт-группа «Провмыза»
«Невозможные объекты»

(Нижний Новгород — Москва)

 

Cовместная работа одного из лучших современных российских композиторов и нижегородского дуэта Галины Мызниковой и Сергея Проворова, который известен своими постановочными метафизическими видео. Этот синтетический проект — пример глубокого и вместе с тем респектабельного искусства, которое одинаково уместно и на сцене прогрессивного театра, и в стенах арт-института, и в параллельной программе кинофестиваля.

Жюри может остановить соображение, что в прошлом году Гран-при также достался продукту симбиоза музыкального авангарда и совриска — опере Владимира Раннева «Два акта».

 

Главный штаб, 5 апреля

Тем временем

В Центре Курехина развернется выставка опусов — кандидатов на премию в самых разных номинациях, от ключевых до второстепенных. «Собака. ru» выбрала пять любопытных экземпляров.

 

Илья Гапонов
«Терриконовая пустынь»

Номинация «Лучший визуальный объект»

Серия картин, написанных промышленным битумом и кузбасслаком, эффектно помещает тему тяжкого шахтерского труда (Гапонов — уроженец Кузбасса) в иконическую раму христианской культуры.

 

Аладдин Гарунов
«Тотальная молитва»

Номинация «Лучший визуальный объект»

Дагестанский художник, давно живущий и работающий в Москве, в масштабной видеопанораме, сопровождаемой ассамбляжами из любимых Гаруновым резиновых объектов и настоящих ковров, размышляет на болезненную тему противостояния либерального Запада и традиционалистского Востока.

 

Александр Дашевский
«Частичные утраты»

Номинация «Лучший визуальный объект»

На картинах-объектах повседневные предметы и скучные помещения разъяты на фрагменты, и в итоге реальность оказывается россыпью автономных явлений, которые необходимо заново собрать вместе взглядом

 

Анна Франц (совместно с медиалабораторией Cyland)
«Сделано в Древней Греции. Объект No 3»

Номинация «Лучший визуальный объект»

Видеоскульптура: на античных амфорах вместо привычных черных и красных фигур проецируются короткие фильмы художницы. Остроумная игра с культурными клише, поселившимися в коллективном бессознательном.

 

Антонина Баевер
«Мастерская»

Номинация «Лучший медиаобъект»

Полиптих на шести экранах: в кадре в парикмахерских креслах грустно сидят влиятельнейшие персонажи московской арт-сцены вроде комиссара Московской биеннале Иосифа Бакштейна или искусствоведа Елены Петровской, а Баевер стрижет нахлобученные на них парики вырвиглазных цветов. Задорная институциональная критика в исполнении участницы молодого художественного объединения «Вверх».

Центр современного искусства Сергея Курехина, с 5 апреля по 1 мая


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме