18+
  • Экология
  • Экология
Экология

Поделиться:

Более двух тысяч гектаров повреждено жуком-полиграфом: как в регионе борются с «убийцей» лесов

Умирающие вечнозеленые деревья все чаще можно увидеть вдоль дорог в Пермском крае. Эти рыжие пятна среди хвойного леса, которым славится регион, выглядят удручающе и пугающе. И причина им – Polygraphus proximus Blandford, или по-простому, уссурийский полиграф. В мае он добрался до парка Горького, где повредил несколько пихт, но следы его присутствия есть и вдоль Восточного обхода, и в Черняевском лесу, и на других территориях Пермского края. Редакция «Прм.Собака.ru» выяснила, что это за вредный жук, какие леса в регионе он уже повредил и как с ним борются власти.

Так выглядит жук-полиграф
Из архива редакции «Прм.Собака.ru»

Так выглядит жук-полиграф

Жук-короед, он же полиграф уссурийский, впервые был описан английским энтомологом Блэндфордом в 1894 году на примере двух экземпляров из Японии. В первой половине ХХ века его обнаружили на острове Сахалин, на материковом юге русского Дальнего Востока, на северо-востоке Китая. Тогда он и получил свое русское название «Уссурийский полиграф». Жук размером в 2-3 мм повреждает пихту, так как она более восприимчива к короеду, но также может угоститься елями и кедрами. Полиграф ослабляет иммунную систему дерева при помощи переносимого им фитопатогенного гриба. В дальнейшем внутрь ствола проникают и другие насекомые-вредители. В итоге после первого массового нападения жуков дерево усыхает в течение 2—4 лет.

Впервые за пределами этих территорий жука обнаружили в Московской области в 2007 году. «В дальнейшем его ареал только расширялся: Московская, Ленинградская, Томская, Кемеровская области, Красноярский край, Хакассия, Татарстан, Удмуртия и многие другие, — рассказал заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных и водной экологии ПГНИУ, кандидат биологических наук Виктор Ефимик. — На территории Пермского края уссурийский полиграф впервые был обнаружен в 2022 году».

Лесопатологи пермского филиала Рослесзащиты в июле 2022 года обнаружили усохшие деревья в Добрянском и Пермском лесничествах, а также вдоль Восточного обхода Перми. «При детальном исследовании на стволах выявлены обильные смоляные потеки, входные отверстия на живых деревьях и многочисленные вылетные отверстия на отработанных деревьях. Кора сухостойных деревьев легко отделяется от ствола, под корой располагаются многочисленные, преимущественно поперечные относительно ствола, маточные ходы и брачные камеры», — рассказывали о своих наблюдениях тогда специалисты.

Поврежденная полиграфом кора дерева
Центр защиты леса Пермского края

Поврежденная полиграфом кора дерева

Они пришли к выводу, что это уссурийский полиграф. Причем, по данным лесопатологов, распространение вредителя началось в городских лесах Перми, затем по транспортным коридорам он перешел на земли в Добрянском и Пермском лесничествах. Об этом свидетельствовали характер, маршруты распространения вредителя и степень повреждения деревьев.

В настоящее время площадь поврежденных полиграфом насаждений в Пермском крае составляет более 2,7 тыс. га. Елово-пихтовые леса в регионе занимают 5 242,6 млн га. 

В конце июля 2022 года минприроды зафиксировано два очага уссурийского полиграфа на общей площади 3,8 га. Чтобы предотвратить его распространение установили карантинные фитосанитарные зоны общей площадью 1,7 тыс. га. За несколько лет площадь распространения жука-полиграфа в Пермском крае увеличилась (и продолжает расти) — по последним данным она составляет более 2,7 тыс. га. Как рассказали редакции «Прм.Собака.ru» в пресс-службе краевого минприроды, по результатам обследований, поврежденные уссурийским полиграфом деревья выявлены на 11 территориях из 43 муниципальных образований Пермского края: в Добрянском, Закамском, Кишертском, Кунгурском, Куединском, Лысьвенском, Осинском, Очерском, Пермском, Чайковском и Чусовском лесничествах.

Так проходят обследование деревьев, пораженных жуком-полиграфом
Центр защиты леса Пермского края

Так проходят обследование деревьев, пораженных жуком-полиграфом

Пока единственный действенный способ борьбы с «убийцей» лесов – максимально раннее выявление полиграфа и рубка свежезаселенных им деревьев. Ее нужно проводить до начала вылета жука, в осенне-зимний период, пока он еще находится под корой. После этого следует сжечь зараженную древесину, чтобы полиграф не распространился дальше. По данным кандидата биологических наук Виктора Ефимика, имаго, куколки и личинки зимуют под корой и могут переносить очень низкие температуры (до минус 50 градусов). Взрослые жуки и личинки наблюдаются с апреля по сентябрь, яйца откладывают — с мая по июль.

Однако есть бюрократические проблемы, которые мешают бороться с жуком максимально быстро и эффективно. Действующее лесное законодательство сейчас запрещает уничтожать ослабленные или только-только зараженные деревья — разрешено проводить санитарные рубки только на наиболее поврежденных участках. И это не позволяет предупредить дальнейшее распространение вредителя в лесах Прикамья. По данным пресс-службы минприроды, в рамках действующего законодательства в Пермском крае оздоровительные мероприятия могут провести только на площади в 180,9 га из зараженных 2,7 тыс. га леса. Пока вырубили 50,2 га леса, в 2024 году планируется еще 130,7 га.

Пихты из парка Горького пошли на поправку
Из архива редакции «Прм.Собака.ru»

Пихты из парка Горького пошли на поправку

Кроме выборочной санитарной рубки поврежденных жуком-полиграфом хвойных, есть еще один способ. Это инъектирование — лечение зараженных деревьев с помощью введения под кору специальных химических веществ. Но и здесь есть свои трудности. Во-первых, это трудоемкий и дорогой способ. Он эффективен только для спасения высокоценных экземпляров в коллекционных, парковых или частных посадках на ограниченных территориях. Во-вторых, препараты для инъекции выпускаются зарубежными предприятиями, на территории РФ их пока можно применять только в порядке эксперимента.

Такой способ использовали для спасения пораженных полиграфом пихт в пермском парке Горького. В мае сотрудники ГорЗеленСтроя сделали деревьям «прививки», введя комбинацию фунгицида и инсектицида Abasol (борьба с вредителями и болезнями деревьев) и препарат Vigor 53 (повышение иммунитета, защита от болезней, засухи и повреждений морозом). «Препараты вводят в стволы деревьев и помогают им бороться с болезнями, вызванными стрессом, повреждением корней, дефицитом питательных веществ, различными грибковыми заболеваниями или заселением стволовых вредителей. Действующие вещества распространяются по сосудистой системе вверх кроны до листьев», — рассказывали тогда специалисты ГорЗеленСтроя. В июне стало известно, что лечение дало свои плоды, и пихты в парке Горького дали новые зеленые побеги. 

Рыжие пятна вдоль трасс в Пермском районе
Из архива редакции «Прм.Собака.ru»

Рыжие пятна вдоль трасс в Пермском районе

Специалисты пермского минприроды обмениваются опытом с красноярскими коллегами. У сибирских ученых получилось выделить вещества – феромоны, способные привлекать уссурийского полиграфа в ловушки. Но эта технология, как и в случае с инъекциями, требует времени и дополнительного финансирования. Она подойдет для спасения небольшой группы деревьев в парках и городских лесах, использовать ее на площадях в тысячи гектар вряд ли удастся. Красноярские ученые подтвердили, что пока единственным способом борьбы может стать лишь санитарная вырубка свежезаселенных пихт, которая пока запрещена законодательством.

С 1 сентября 2024 года в силу вступают изменения в Правила ликвидации очагов вредных организмов. Они позволят назначать рубку зараженных деревьев всех категорий санитарного состояния. Инициатором изменений в федеральное законодательство стал Пермский край совместно с Иркутской областью, Кузбассом, Красноярским краем и Удмуртской Республикой, где также остро стоит проблема с уссурийским полиграфом. 

Пораженное полиграфом дерево становится рыжим
Из архива редакции «Прм.Собака.ru»

Пораженное полиграфом дерево становится рыжим

Как оказалось, и эти изменения законодательства не в полной мере решат проблему на территориях, где есть пораженные вредителями сухостои. Вырубать зараженные деревья можно только в том случае, если в них есть действующий очаг вредителей, поэтому представители минприроды считают, что необходимо внести изменения также в Правила санитарной безопасности в лесах. А именно: добавить информацию о том, что мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов должны проводить и в ослабленных лесных насаждениях. Это, как считают в минприроде, позволит комплексно и своевременно предупреждать распространение вредителей, предотвращать усыхание и гибель лесных насаждений на территории земель лесного фонда. Это должно улучшить санитарное состояние лесов и уменьшить угрозу пожарной опасности в них.

Каким точно количеством деревьев заменят вырубленные, в минприроды не уточняют. По итогам 2023 года высажено 99% лесов взамен выбывшим, в 2024-м этот показатель должен достичь 100%. В любом случае, если не принимать никаких мер, через 10 лет из-за жука-полиграфа в Пермском крае может просто не остаться хвойных деревьев

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: