Суперсила Надежды Денисовой — превращать образование в целую креативную Вселенную. Начав с основания лицея имени М. В. Ломоносова и детских садов «Ломоносики» и «Маленькая страна», сегодня она открыла третье здание лицея, запускает кинопроизводство (сразу два фильма в работе!) и продюсирует учеников в новой академии талантов «Детству — Да!». Ее проекты — от театра кукол «Жар-птица» до линии детского питания «Три звезды» — складываются в тотальную инсталляцию под названием «Счастливое детство».
Узнали у Надежды, как совмещать роли мамы, стратега и креативного директора, почему главный урок, который она преподает, — это умение быть осознанным, и как превратить образование в главный арт-проект своей жизни.
О пути от юриспруденции к мечте и неслучайном выборе
Вы — это эстетика и искусство. Руководство театром «Жар-птица», сценарии, стихи и песни, которые вы пишете сама, только подтверждают, что кроме управленца, вы еще и талантливый человек с неиссякаемым вдохновением. Когда в вас проснулась творческая натура? Ведь вы изначально выбрали сферу юриспруденции.
Она была во мне с детства. Я всегда хотела поступить в театральный, постоянно была на сцене — сначала в школе, потом в более серьезных постановках, много пела. А дальше — стандартная история для моего поколения. Родители-юристы сказали: «Нужно получить юридическое образование, оно тебя прокормит, а дальше делай что хочешь». Я их послушала. Да и мне самой, честно говоря, не хватило внутренней смелости штурмовать театральные институты. Юридический факультет ПГНИУ был рядом, я ходила на подготовительные курсы и в итоге получила классическое базовое образование.
Но творчество никуда не ушло. Одна из моих первых работ — именно организация мероприятий. С шестнадцати лет я работала педагогом-организатором в летних лагерях, проводила там первые конкурсы, выступления, а потом в университете, в пермской сборной КВН. Просто со временем эта энергия обрела новые формы. Сейчас я больше стараюсь быть за кадром.
Путь в образовании вы начали с открытия детских садов. И вы говорили, что не сразу все задуманное получилось. Кто вас тогда поддержал в смене сферы деятельности?
Это был переломный момент в жизни. Уйти из прокуратуры, с хорошей должности — непростой шаг. Тогда меня поддержала мама, а силы двигаться вперед и искать себя дал мой сын. Думаю, интуиция меня тогда вывела на верный путь.
При этом я понимаю, что работа в прокуратуре была прекрасной базой. Именно там меня научили работать. Конечно, я приобрела и специфические паттерны поведения: въедливость, скрупулезность. Иногда они мне даже мешают, хочется проще относиться к вещам. Я порой сама себя «душнилой» называю за излишнюю дотошность. (Смеется.)
Я так устала от юриспруденции, что мне хотелось с головой окунуться во что-то совершенно другое. Про садик даже не думала, я хотела открыть центр дополнительного образования для детей и мам. Но была абсолютно не готова к предпринимательству. Взяла кредит на ремонт — мама помогла — и потратила на помещение все деньги, а клиенты сами собой не появились.
Что стало отправной точкой, когда дело пошло в гору?
Когда лето было уже на пороге, а денег почти не осталось, мне пришла в голову мысль: муниципальные садики на лето закрываются, и многим родителям будет не с кем оставить детей. И я открыла летний детский сад на «Вышке-2». Сама была в нем и воспитателем, и поваром — всеми сразу. Мы начинали вдвоем с администратором Еленой Андреевной, которая, кстати, работает со мной до сих пор, уже шестнадцатый год.
Первая группа была всего из четверых детей, но зато из каких интересных мест! Одна девочка — из соседнего дома, вторая — из Москвы, и двое детей — из Америки. Все подруги смеялись: как можно на «Вышке-2» собрать москвичей и американцев? (Смеется.) Наверное, какая-то энергия притянула их. Так мы начинали.
Очень быстро садик стал востребованным. Уже в сентябре мы набрали полноценную группу, я пригласила воспитателей и смогла, наконец, заняться организационными вопросами. Через два года открыла второй детский сад, но все еще не была уверена, хочу ли я этим заниматься, думала переехать в Москву. Потом встретила своего будущего — второго мужа (Сергей Макаров — Прим. Ред.), мою любовь. Именно он меня заземлил. (Смеется.) Создал условия, чтобы я осталась здесь. Я поняла, что хочу жить в этом городе, и я счастлива, что осталась.
О семье и материнстве
Влияет ли муж на ваш бизнес и решения?
Нет, у нас разные сферы. У него свой бизнес, у меня свой. Я считаю, что умею разграничивать личные, дружеские и рабочие отношения. Дома мы о работе почти не разговариваем. Семья — это общие планы, дети, это про жизнь. Если мы и касаемся бизнеса, то только на уровне планирования следующего дня: кому, когда и куда ехать.
Какие дети у владелицы частного лицея?
Мне с детьми очень повезло. Наверное, во многом благодаря им я и решила создавать детские сады и лицей. Господь послал мне троих замечательных людей — каждый из них по-своему классный, добрый и способный. Они очень любят друг друга, дружат между собой.
Чем они увлекаются?
Они все очень разные.
Старший, Даниил, — человек творческий. Он окончил вуз по специальности «Актер театра и кино», уже восемь лет живет в Москве. Даниил продолжает развиваться в профессии, хотя у него есть и сильная предпринимательская жилка. Мы с ним очень близки.
Второму сыну, Юрию, скоро исполнится двенадцать лет. У него за спиной шесть лет игры на фортепиано и явный математический склад ума. Он очень добрый, деликатный и чересчур ответственный — в этом он пошел в меня.
А дочь, Лена, — полная противоположность. Она очень веселая, вся в отца, с шикарным чувством юмора, настоящая душа компании. Ее совершенно не смущают плохие оценки. Она уловила главную концепцию нашего лицея: здесь учат учиться, а не просто быть отличником. Она знает, что нужно договариваться, коммуницировать, и, если что-то не получается, всегда можно наверстать. Лена тоже творческая: поет, много рисует. Но, что интересно, она совершенно не хочет быть на сцене или в кадре. Мне кажется, аплодисменты не нужны, если с самооценкой все в порядке. (Смеется.)
Чем вы больше всего гордитесь как мама?
В том, что я для своих детей, в первую очередь мама, а во вторую — друг.
Что значит «мама» для меня? Это про качество времени, проведенного вместе, с любовью. Я до сих пор каждый вечер засыпаю вместе с младшими, мы слушаем сказки. Я нахожу время, чтобы жить их жизнью, знать, что у них происходит, помогать с уроками.
Мне кажется, материнство — оно вот в таких вещах: приготовить еду, причем каждому то, что он любит, помочь детям выбрать одежду, подстричь ногти, причесать, просто поговорить. И, конечно, семейные вечера, когда с нами бабушки, дедушки, друзья — это бесценно.
О наставниках, мудрости и поиске ориентиров
Кто ваш учитель?
Жизнь — лучший учитель. (Смеется.) А если серьезно, то, к моему большому сожалению, у меня никогда не было наставника. Я знала нескольких людей, у которых мне отчаянно хотелось учиться, перенимать их опыт и мудрость. Но мне не хватило внутренней смелости подойти и сказать: «Будьте моим ментором». Поэтому я училась у них дистанционно, просто наблюдая.
Так я перенимала мудрость у Андрея Юрьевича Годовалова и невероятную жизненную энергию у Сергея Ивановича Прохорова. Также меня вдохновляет управленческий подход Дмитрия Владимировича Пищальникова. Мы знакомы с ним семь лет, и наше общение действительно дает мне внутренний рост как управленца и понимание вектора развития своего дела.
Вы произнесли слово «мудрость». В чем, по-вашему, заключается та мудрость, которая вас восхищает в людях?
Мне кажется, у них есть свой, очень цельный взгляд на жизнь и людей. Они многое поняли, через многое прошли, но при этом — и это главное — сохранили свет в глазах. Жизнь продолжает приносить им новый опыт, и они принимают его. Это и есть мудрость. Они кладезь знаний, стратегий и понимания, в каком направлении нужно двигаться.
Я надеюсь, в моей жизни будут наставники. Мне всегда важно к чему-то стремится, видеть цели впереди. Обычно я сама себе и ориентир, и компас. Конечно, есть семья, которая всегда рядом, но движение вперед — это моя задача. И иногда от этого можно устать. Тогда и хочется, чтобы тебе даже не указали путь, а просто сказали: «А не стоит ли тебе передохнуть?».
Вы ведь не просто предприниматель, вы — директор лицея, его идеолог и креативный двигатель. И знаете, есть креативный директор как должность, а есть как человеческое качество. Вот вы — и директор в привычном понимании, и креативный! И это отличает вас от многих ваших коллег. Хочется понять, как вы балансируете между этими энергозатратными ролями?
Операционное управление, конечно, занимает значительную часть времени — я работаю по двенадцать часов пять дней в неделю. Суббота и воскресенье — всегда для семьи, хотя в эти дни я могу думать о любимой работе.
Как директор школы в оперативном управлении я, пожалуй, делаю намного больше, чем нужно. Например, я всегда лично знакомлюсь с родителями. Это часть концепции лицея, который я вижу как сообщество. Я должна знать не только детей, но и семью. Более того, я всегда начинаю именно со знакомства с семьей, а уже потом, когда мы понимаем, что наши ценности совпадают, я знакомлюсь с ребенком. Нам важно иметь общие цели и взгляды на воспитание, на распределение ответственности в этом непростом процессе. Если у нас все складывается, родители становятся частью лицея, а мы — важной частью их жизни.
В следующем году я планирую сократить свое участие в операционных задачах, чтобы сфокусироваться на стратегии развития. У меня для этого есть прекрасная команда, отличный заместитель и выстроенные за пятнадцать лет процессы. В любом случае я хочу быть здесь, с детьми, с коллегами. Именно дети дают огромный ресурс, в том числе для творческой реализации, которая для меня так важна.
А вы готовы к другому директору школы?
Я была готова к этому еще шесть лет назад. Я уже пригласила нового директора, но не сложилось — случилась пандемия. Сейчас я тоже готова. Более того, у меня уже есть выращенные внутри команды кандидаты, просто они пока не спешат брать на себя эти бразды правления.
Потому что понимают ответственность, которую вы на себе несете?
Да, но они точно готовы к ней. Иногда я сознательно заставляю людей расти. (Смеется.) Знаете, это как с цветком в горшке: ему становится тесно, корни мешают. И тогда нужно просто взять и пересадить на новое место, чтобы корневая система могла развиваться дальше. Иногда приходится делать это принудительно, и я делаю, когда понимаю, что настало время. Чувствование времени, я думаю, у меня есть.
О забытых традициях и детской осознанности
Ломоносовский бал уже стал брендом и теперь собирает в стенах залов не только лицеистов, но и партнеров. Во что обещает вырасти проект? И что он значит лично для вас?
Для меня лично, в этом 2025 году, это был огромный шаг. Мы впервые пригласили к участию партнеров, и мне — человеку, который привык все делать сам, было приятно осознавать, что мой проект интересен людям и компаниям.
В основе Ломоносовского бала лежат две важные задачи. Первая — возрождение классических российских традиций высшего света: умение вести диалог, держать себя, транслировать свои идеи. Вторая — создание эффективной площадки для знакомства представителей бизнеса с талантливой и амбициозной молодежью. Для компаний-партнеров это возможность увидеть перспективных специалистов, а для дебютантов — шанс установить полезные контакты для будущего профессионального роста.
При этом я не сторонник идеи, что дети обязаны продолжать дело родителей. Не факт, что ребенок владельца фармацевтической компании не захочет работать в нефтегазовой отрасли. Наша задача — помочь им реализоваться там, где им хочется. И компании, которые приходят к нам в качестве партнеров, это понимают. Они ищут будущие кадры, а мы готовим людей, которые будут определять стратегию развития, топ-менеджеров, управленцев и уникальных специалистов высшего звена.
Бизнесу стоит присматриваться к кадрам не со студенческой скамьи, а раньше. Наши семиклассники уже могут дать фору многим первокурсникам. У нас есть ученики, которые с четырнадцати лет имеют собственные бизнес-проекты, приносящие хороший доход, вплоть до того, что они сами оплачивают свое обучение в лицее. Мы этим очень гордимся! Моя глобальная задача — чтобы к восьмому-девятому классу ученики при желании могли сами зарабатывать на свое образование.
Какие ценности для вас важны в семьях учеников?
Главное — это понимание, что воспитание — наша общая задача. В первую очередь, оно идет из семьи. Мне важно, чтобы родители осознавали: лицей — это не место, куда можно просто отдать ребенка, полагая, что процесс воспитания дальше пойдет сам собой. Воспитание — наш совместный труд. Родители не должны изолироваться от воспитательных и образовательных процессов, они должны быть в курсе всего, что происходит с ребенком.
Мы со своей стороны снимаем с родителей максимум головной боли: здесь работают высококвалифицированные педагоги, создана безопасная среда. Но нужно понимать — дети есть дети. Они растут, познают себя, учатся контролировать эмоции, переживают гормональные всплески. Они будут и ссориться, и выяснять отношения — это жизнь, это социум. Наша задача — быть рядом, подхватить и направить.
И здесь мы подходим к главному — к ценностям. Для нас основополагающим является уважение: друг к другу в семье, к учителям. В сфере образования это критически важно. И мы, в свою очередь, прививаем детям уважение к семье, к родителям, к Родине.
Мне бы хотелось, чтобы люди были трепетнее и бережнее друг к другу. Сейчас многим не хватает рефлексии. Неправильно прочли сообщение — и тут же эмоциональный всплеск. А нужно взять паузу, переосмыслить, может быть, что-то уточнить. Быть деликатнее, даже если кажется, что с тобой поступили не так. Не предъявлять завышенных требований к другим, не предъявляя их к себе. Эмоции нужно уметь контролировать, управлять ими, или направлять в созидательное русло, а не раскачивать лодку.
То, о чем вы говорите, можно объединить одним емким понятием — осознанность. Осознанное отношение к себе, к своим реакциям, к другим людям. Этому ведь можно учиться всю жизнь...
Да, у кого-то есть эта осознанность с юных лет. А кто-то не приходит к этому и к зрелому возрасту.
Но как воспитать это качество в детях? Какие жизненно важные навыки, помимо фундаментальных знаний, должна дать ребенку школа?
Все начинается с уважения к самому ученику, с восприятия его как личности. Со стороны каждого учителя, со стороны меня. Я многих учеников даже по имени-отчеству называю, даже если он учится во втором классе.
Когда возникает сложная ситуация, мы не обвиняем, а пытаемся разобраться, помочь сторонам услышать друг друга, показать, что есть и другая точка зрения. Это детальное погружение, которое учит их диалогу.
Даже такой сложный момент, как отчисление, мы стараемся превратить в созидательный урок. Бывает, ученик под влиянием гормонов решает перестать учиться, говорит: «Не хочу, у меня и так все будет хорошо». Тогда мы объясняем, что лучший урок для него сейчас — это лишиться того общества, где ему было хорошо. Мы говорим: «Сейчас ты уходишь, но у тебя есть шанс вернуться, если ты закроешь свои долги и приложишь усилия. Но ты можешь и не вернуться, если лень победит. Выбор за тобой». Иногда нужно дать человеку урок, но даже расставание должно быть созидательным, через добрые отношения и честный разговор.
О природе творчества, кинопроектах и Альбусе Дамблдоре
Продюсерский центр — это один из ваших новых и ярких проектов. Что он собой представляет? Кто уже участвует в нем?
На самом деле, мы снимали на протяжении последних десяти лет, но это были музыкальные клипы, хотя и очень хорошего уровня. К съемкам привлекались профессионалы видеопродакшена, а я занималась творческой частью: писала сценарии, занималась режиссурой, раскадровкой — мне это всегда было ближе.
Сейчас мы выходим на новый уровень. Я чувствую, что в Пермском крае есть потребность в качественном контенте, а у меня есть профессиональная команда для этого. Это люди с уникальным опытом, которого еще нет в классическом образовании: специалисты по креативным индустриям, по работе с искусственным интеллектом, по организации масштабных мероприятий. Мы уже год работаем вместе, проверяем друг друга в деле, чтобы понять, кто готов идти в разведку на большие проекты.
В ближайших планах — съемки двух документальных и одного художественного фильма. Мы уже больше десяти лет сотрудничаем с разными интересными людьми, Евгением Белым — одним из лучших операторов в Перми, и Стасом Черемухиным — востребованным специалистом в музыкальной индустрии.
Главная цель нашей академии талантов и продюсерского центра «Детству — Да!» — дать детям реальную площадку для творчества. Чтобы они не просто мечтали стать блогерами, а пробовали себя в деле: писали сценарии, брали друг у друга интервью, монтировали.
У нас уже есть ребята, которые пишут и собираются поступать во ВГИК. Мы сейчас запускаем проект, где они участвуют как сценаристы, и я очень надеюсь, что эта работа ляжет в основу их портфолио для поступления. Я в них верю больше, чем в себя, потому что у них свежие идеи, они чувствуют это время. Моя роль — быть за кадром: направлять, спонсировать, быть продюсером.
Я вас слушаю, и у меня рождается очень четкое видение вас именно как продюсера, а не просто директора. Директор управляет операционными процессами, а продюсер создает проекты, людей, смыслы.
Да, пожалуй. Я больше создатель. Моя задача — рождать идеи и выращивать рядом людей, которые смогут их реализовывать. Давать им право на ошибку, а не бить по голове. Ошибки закаляют. Нужно очень мягко говорить о них и тут же вселять в человека надежду: «Ты знаешь, все придет с опытом. В следующий раз сделаем лучше».
Я, конечно, перфекционист, но на девяносто пять процентов. Пять процентов я всегда оставляю на то, чтобы можно было выдохнуть. Иначе ничего не сделаешь. Нужно давать и себе, и другим право на ошибку, быть чуточку снисходительнее.
Как вы управляете своими креативными порывами? Это работа по вдохновению или по расписанию?
Заставить себя креативить невозможно. Это просто часть жизни. Конечно, есть плановые творческие задачи, например, наши ежегодный Ломоносовский бал. Это огромное событие на шестьсот, а в этом году и на восемьсот человек. С одной стороны, оно стоит в плане, но с другой — мы всегда ждем его, собираемся командой и творим на чистом вдохновении. Это тот самый «труд вдохновения», замешенный на усердии и безупречной организации.
Знаете, как у Альбуса Дамблдора из «Гарри Поттера»: «Счастье можно найти даже в самые темные времена, если только помнить, как включить свет». Я иногда пишу стихи и песни, прямо сейчас готовятся к выходу две новые. И вот я слушаю одну из них и думаю, что она какая-то иллюзорная. Как будто это я, как Мюнхгаузен, вытягиваю сама себя из болота. Бывает, что сердце болит от происходящего, а ты пишешь и поешь о безграничной любви к миру и людям. Порой смотришь на это со стороны и думаешь: «Господи, откуда это в голове?».
А иногда вдохновение приходит в моменты абсолютного, расслабленного счастья. Правда, счастье очень быстротечно, это секунды, которые ты можешь поймать от того, что светит солнце, поют дети или рядом находятся твои единомышленники. В суете и тяготах жизни эти мгновения нужно ловить. Я стараюсь не забывать об этом, и вдохновение рождается в самые разные моменты. Как-то само собой.
lomonosov-perm.ru
vk.com/lyceum.lomonosova
t.me/LyceumLomonosov
Продюсер Екатерина Фотина
Фото Александр Белобородов
Стиль Денис Бушуев
Макияж и укладка Алена Можаева
Интервью Анастасия Толкач
Бэкстейдж Валерия Тимошкова
Одежда Yana Besfamilnaya (Петропавловская ул., 11А)
Украшения салон элитных аксессуаров «Эталон» (ТЦ «Галерея», Сибирская ул., 37)
Реклама. ЧОУ «Лицей им. М. В. Ломоносова». Пермь, ул. Белинского, 31, кв. 100, ОГРН 1185958017431. 6+
Комментарии (0)