• Город
  • Портреты

Александр Малеев и Тимофей Сулимов о том, как запустили подкаст «На коленках»

Продакт дизайнер и саунд-дизайнер объединились, чтобы запустить подкаст «На коленках», где они приглашают пермяков разных профобластей, чтобы обсудить их карьерный путь, неудачи, успехи и то, что их мотивирует.

  • Фото: Анастасия Васильева

Как вы начали делать подкаст?

Тимофей: У нас разная версия того, как это все началось. Расскажу свою. Чуть больше года назад мы с Сашей собирались поехать в бар, и пока собирались, завязался разговор о подкастах. Саша давно слушает подкасты, а я, в свою очередь, занимался музыкой, у меня была студия и оборудование для звукозаписи. И тут Саня говорит: «Давай попробуем делать подкаст?». Я говорю: «Давай!». Все. Мы пришли на судию и попробовали записать пилотный выпуск.

Александр: То, что ты рассказал, Тима, имеет место. Но когда мы собирались ехать в бар и обсуждали подкасты, то на тот момент еще не думали ничего записывать. Я просто сказал, что слушаю подкасты Disgusting Men» и Zavtracast, что они прикольно делают, и у нас есть все возможности, чтобы тоже начать записывать подкасты. И мы поехали в бар. А потом через некоторое время я лежал в ванне и написал тебе: «Го делать подкаст». И ты сказал: «Го». Как-то так. Эту переписку можно найти.

Как родилась идея подкаста «На коленках»?

Тимофей: Очень долгое время у нас не было какого-то формата или цели. Мы просто приходили и разговаривали перед микрофоном.

Александр: У нас было три или четыре пилотных выпуска.

Тимофей: Через несколько выпусков стало скучно, и я предложил позвать гостя. В какой-то момент у нас сформировалось четыре направления подкастов: «На коленках», где мы каждый третий выпуск звали гостя, «Смотри сюда» про медиа, «Перед сном» об интересных историях и фактах и Live, где мы общались с любым желающим в кофейне. И как-то так мы распылились.

Александр: У нас стало не хватать времени на все. Я отвечал за дизайн, написание текстов и публикацию, Тима – за монтаж. Плюс основная работа и подработки, мы начали немного выгорать и терять направление, и тут очень кстати Тима нашел книгу Эрика Нюзума «Пошумим. Как делать хитовые подкасты».

Тимофей: Это первая книга про подкасты на русском языке. В ней собраны советы о том, как начать любой медиа проект. Это какие-то вещи, которые, вроде, лежат на поверхности, но самому дойти до них и структурировать в голове очень сложно. В одной из самых первых глав написано: «Ты должен знать, что ты делаешь, чтобы твой слушатель, когда включает выпуск, знал, чего ждать».

Александр: А у нас было четыре проекта.

Тимофей: И мы выпускали раз в неделю разный подкаст. У нас могла отмениться встреча с гостем, тогда мы садились с Сашей и разговаривали на микрофон без чего-то конкретного. Мы сами не понимали, что будет в следующий раз, что уж говорить об аудитории. После прочтения книги и переосмысления нашей деятельности у нас сформировалась четкая концепция подкаста – мы приглашаем людей различных профессий и говорим с ними об их неудачах и успехах.

Сталкивались ли вы со сложностями в поисках гостя?

Тимофей: Поначалу было сложно, потому что людям часто приходилось объяснять, что такое подкаст.

Александр: Не все понимали, с чем они будут иметь дело.

Тимофей: И даже, когда понимали, задавались вопросами: «А зачем?», «Кто это будет слушать?».

У меня есть один интересный человек, которого я несколько раз приглашал. Он достаточно крутой дизайнер, сейчас собирается улетать в Японию. Он все время отказывался. Сейчас, когда мы немного подросли, он сам просится на подкаст, но теперь я не тороплюсь его приглашать, хочу максимально долго его мариновать. (Смеется.)

Александр: Сейчас у нас очередь на полтора месяца вперед и она постоянно растет.

Тимофей: После того как несколько пермских селеб у нас помелькало, люди сами начали интересоваться. Проще стало.

 

Подкасты – это игра в долгую. Важно также расценивать подкаст как хобби, а не как какую-то статью дохода.

 

 

Ваш подкаст можно послушать на многих площадках: Apple Podcasts, Google Podcasts, Soundcloud, Spotify, «Яндекс.Музыка». Где у вас самая большая аудитория?

Тимофей: Apple Podcasts, наверное, самая популярная площадка.

Александр: Общая статистика по всем площадкам – около четырех тысяч прослушиваний в месяц. Мне кажется, что мы можем характеризовать себя как средний по популярности подкаст.

Тимофей: Некоторые авторы пишут, что у них по сто прослушиваний в месяц. У нас несколько тысяч, но при этом я не чувствую успешности.

Александр: Тима просто не любит радоваться успехам.

Тимофей: Потому что мы его еще ни разу не достигли. (Смеется.)

Александр: Я спокойно к этому отношусь, но и без пессимизма. Да, все супер, но без вау-эффекта. Дальше – больше, дальше – лучше.

Я, как слушатель подкастов со стажем семь-восемь лет, знаю, как люди начинали, чего они достигли и сколько времени на это потратили. Подкасты – это игра в долгую. Важно также расценивать подкаст как хобби, а не как какую-то статью дохода.

По вашему мнению, можно говорить о какой-то перспективе индустрии подкастов в России?

Тимофей: В Америке, конечно, это направление развито в сотни раз лучше, чем у нас.

Александр: История подкастов в США начинается с 2000-х годов.

Тимофей: Количество подкастов там зашкаливает за миллион, а у нас, наверное, даже и десяти тысяч нет.

Александр: Аудитория слушателей подкастов в России доходит до пяти миллионов. Это очень мало, в то время как на западе с понятием подкастов знакомы 95% населения.

Тимофей: Индустрии подкастов в России предстоит еще долгий путь развития, но положительная динамика прослеживается. Когда мы начинали год назад, реклама в подкастах была на грани научной фантастики. Нужно было быть супер топом по стране, чтобы получить рекламное предложение.

Александр: У успешного по маркам рекламодателя выпуска должно быть минимум десять-пятнадцать тысяч уникальных прослушиваний.

Тимофей: По меркам подкастинга, это как полтора миллиона просмотров на YouTube. И вот спустя год нам начали прилетать предложения.

Александр: И все начали делать подкасты.

Тимофей: Изначально надо мной хихикали, что я подкастер, делаю какую-то тупость, что это все равно что вязанием заниматься. Сейчас мои знакомые наоборот пишут мне, просят совета, как начать записывать подкасты. Конкуренция мотивирует.

С чего начать знакомство с подкастами?

Тимофей: KuJi подкаст. Это подкаст очень эрудированного журналиста Андрея Коняева и известного комика и продюсера ТНТ Тимура Каргинова. Они обсуждают все актуальные новости. «Философствующая Ондатра» – подкаст про сознание, философию и духовность. Очень короткая вещь, я под нее засыпаю. Также, «Паталогия юмора», в котором комики из разных городов очень грязно шутят, и «Брендятина» – вырезка рубрики с утреннего шоу на радио «Маяк» об истории брендов.

Александр: Я много подкастов слушаю про игры, медиа и дизайн. Самый популярный подкаст в России про медиа и технологии – Zavtracast. Еще есть клевый подкаст об истории гастрономии – «Суть еды». Также советую Disgusting Men – это подкаст обо всем.

Тимофей: Да, там ведущие и гости ведут себя, как мужики в кабаке. Очень смешно обсуждают разные вещи.

Александр: Заходите в топ Apple Podcasts, там вам покажут, что многие люди слушают. Но я с этим не согласен, мне, кажется, другие подкасты заслуживают топов.


Героями подкаста «На коленках» стали актриса, режиссер и продюсер Евгения Шаврова, блогер Женя Гурьянова, автор YouTube канала «Все Работы Хороши» Олег AsSa, музыкальный продюсер и владелец лейбла DOUBLE A music label Арсен Абдулов, диджей Руслан Мусин, кинооператор Елизавета Попова и многие другие.
Комментарии

Наши проекты