Новый цифровой этикет: нужно ли фолловить начальника, вынимать AirPods во время разговора и отписываться от умершего?

Когда стоит писать человеку в телеграме, а когда добавляться в фейсбук? Нужно ли убирать телефоны во время ужина с друзьями и здороваться с человеком, которого видел лишь в соцсетях? «Собака.ru» вместе с научным сотрудником лаборатории интернет-исследований НИУ ВШЭ в Петербурге Ядвигой Синявской составила свод правил цифрового этикета.

1. Убирать ли телефоны во время ужина?

Вопрос. Друзья во время обеда просят всех убрать телефоны со стола и не отвлекаться на мессенджеры. Должен ли я это делать? Является ли параллельное онлайн-общение во время личной встречи нарушением этикета и признаком неуважения?

Ответ. В любой компании нормы устанавливают сами ее участники. Мне известны случаи, когда члены одной семьи предпочитают переписываться в социальных сетях друг с другом, находясь при этом в одной или соседних комнатах. И всем при этом комфортно! Это конечно иллюстрация некоей крайности, но тем не менее, еще и пример того, что «уважение» и «комфорт» для каждого свой. Все зависит от ваших личных особенностей, предпочтений и договоренностей.

Кстати, многое определяется культурными нормами. Если вам интересно, как люди из разных стран и культур пользуются социальными сетями, могу порекомендовать замечательный курс антропологов из University College London, которые в течение полутора лет проводили исследования в девяти странах мира. России среди этих стран не было, но по моим личным наблюдениям, в нашей культуре все же принято демонстрировать внимание к собеседнику и включенность в общую беседу. Поэтому параллельная переписка с кем-то действительно может быть трактована как признак неуважения. При этом, повторю, что данная норма может меняться в зависимости от компании.

Да, цифровые технологии трансформировали наше повседневное сообщение. Часто звучит критика: теперь люди сидят, «уткнувшись» в свои гаджеты, и шансы, что они заговорят друг с другом, значительно меньше. Однако, если смотреть на это с менее пессимистичных позиций, то становится ясно, что общение никуда не девается, просто переносится в виртуальное пространство (и нужно относиться к этому с пониманием).

 

2. Корректно ли поглядывать на уведомления Apple Watch во время беседы? 

Вопрос. Во время деловой встречи на Apple Watch приходят уведомления — я неосознанно смотрю на экран. Могу ли я этим показать неуважение к собеседнику? Например, он подумает, что я жду-не дождусь, когда наша встреча закончится. Что делать?

Ответ. С одной стороны, наше общество сейчас пересматривает любую коммуникацию, а люди двигаются в сторону мультизадачности. И те же самые Apple Watch помогают без серьезного урона основному диалогу вести короткую коммуникацию, например, отвечая на сообщения короткими фразами «Да», «Нет», «Отвечу позже». С другой стороны, не все знают о свойствах умных часов, и периодическое поглядывание на экран может действительно трактоваться как признак того, что вы торопитесь.

Во время деловой встречи на первый план выходит деловой этикет. Скорее всего, вы решаете значимые вопросы, поэтому сосредоточенность на текущем моменте достаточно важна. Всплывающие окна могут и отвлекать вас, и действительно нервировать вашего собеседника. Нельзя точно сказать, как это скажется на итогах встречи. Возможно, ваш собеседник — тоже активный пользователь подобных девайсов, и ему будет понятно ваше поведение. А возможно, он сочтет это за неуважение.

 


Мы должны учиться «фильтровать» поток сообщений, который к нам поступает. А также быстро решать, что является экстренным вопросом, а что можно отложить.

Еще один возможный выход — открыто проговорить данный момент с собеседником. Сообщите, что ждете важного сообщения, время получения которого от вас не зависит, поэтому периодически будете вынуждены отвлекаться на оповещения. В таком случае человек будет понимать, почему вы отвлекаетесь. Но и это не застрахует от того, что ваше поведение покажется ему неуместным. Найти универсальный рецепт тут тяжело, поэтому все же лучше придерживаться общепринятых норм делового этикета.

Вообще отключение уведомлений — штука во многом полезная. Мы должны учиться «фильтровать» поток сообщений, который к нам поступает. А также быстро решать, что является экстренным вопросом, а что можно отложить. Вы не можете и не должны реагировать на каждый импульс извне. В противном случае это может приводить в истощению нервной системы, неспособности сосредоточиться на конкретном деле, когнитивным перегрузкам.


 

3. Ноутбуки на рабочей встрече — нормально ли это?

Вопрос. На встрече клиенты открывают ноутбуки и начинают фиксировать все, о чем мы говорим в данный момент. Я даже не вижу их лиц, а лаптопы занимают весь стол, я начинаю раздражаться. Нормально ли так себя вести во время общения?

Ответ. Важно понимать, какая цель у участников встречи. Когда обсуждаются конкретные детали дела, то их действительно необходимо зафиксировать для дальнейшей работы. Методы фиксации могут быть разными: раньше все записывали в блокнот или были вынуждены запоминать, сейчас же гораздо удобнее делать заметки в электронном виде. Так что, отвечая на вопрос : «А нормально ли это?», можно сказать, что поведение клиентов соответствует целям встречи.

Другое дело, что для успешной коммуникации еще важен и контакт между собеседниками. А вот это уже может быть затруднительно в ситуации, когда они уткнулись в ноутбку. Нужно позаботиться о том, как достичь целей, не затрудняя процесс коммуникации. Возможно, будет полезно попросить кого-то из сотрудников вести протокол встречи, где будет описаны ее итоги и прочие необходимые детали.

 

4. Могу ли я не снимать AirPods при встрече со знакомым? 

Вопрос. Я иду в беспроводных наушниках AirPods и встречаю своего знакомого. Выключаю музыку. Но нужно ли доставать их из ушей во время диалога с ним? Вдруг человек подумает, что я невнимательно его слушаю?

Ответ. Мне кажется, стоит ориентироваться прежде всего на то, насколько хорошо ваш собеседник знаком с такого рода девайсами. С одной стороны, наушник в ухе действительно может сбивать с толку. С другой — в молодежной среде с функционалом эйрподсов знакомо большинство, поэтому их вид не вызовет удивления. Воспроизведение музыки прерывается двойным щелчком по наушнику, и по идее это создает явные удобства для коммуникации в нашем мультиканальном мире. Вы не отвлекаетесь на телефон и не прерываете визуальный контакт в том случае, если встретили знакомого. Сложно дать универсальную рекомендацию — оставлять наушники или все же в некоторых случаях их стоит вытащить, постарайтесь ориентироваться на своего собеседника и контекст. 

5. Куда писать незнакомому человеку: в мессенджер, соцсети или на номер мобильного?

Вопрос. Я журналист и мне нужно связаться с героем текста. Я уже нашел его мобильный телефон, а еще страницы в социальных сетях. Как мне лучше поступить: позвонить, написать в мессенджере или в Facebook?

Ответ. Развитие соцсетей рождает много интересных феноменов, один из них — это так называемая специализация социальных сетей. Например, некоторые предпочитают использовать фейсбук только для общения «по работе», но с друзьями общаться «ВКонтакте». Это происходит в том числе потому, что социальные сети и мессенджеры несколько различаются по своему функционалу. Кроме того, таким образом пользователь пытается разделить приватные и рабочие сферы жизни. Например, выстраивая рабочие отношения в том же самом фейсбуке, а дружеские — в телеграме.

Вам нужно обратиться к человеку впервые и по деловому вопросу. Вы не знаете, как он относится к общению в социальных сетях, какие социальные сети и мессенджеры использует для делового, а какие — для дружеского общения, является ли обращение от незнакомца в соцсетях для него вторжением в приватную зону…Мне кажется, наиболее нейтральным и официальным вариантом будет обратиться к нему с вопросом по электронной почте или по телефону. 

 

6. Я узнал человека по его страницам в соцсетях. Что делать?

Вопрос. Я встречаю на вечеринке девушку, которую видел в приложении знакомств, я узнал ее по фотографии. Стоит ли мне подойти и поздороваться, перейдя из онлайн-общения в оффлайн? Или этим я могу смутить человека.

Ответ. Тут важно, общались ли вы онлайн перед этой встречей. Если да, то продолжить общение в оффлайне будет даже проще. Но если вы просто узнали кого-то по фотографии из соцсетей, то есть уже заочно сформировали первое впечатление и получили информацию о пользователе, то тут ситуация усложняется — ведь другой человек по этому пути еще не прошел. Неизвестно, насколько потенциальному собеседнику будет комфортно с вами общаться при таких обстоятельствах, так что надежно предсказать его реакцию на такой «каминг аут» нельзя. Почему бы просто не познакомиться с интересующим вас человеком, как будто видите его в первые? При желании, в дальнейшем можно обмолвиться, что уже когда-то заходили на его страницу и рады познакомиться лично. Главное, не начинайте знакомство со слов: «А в жизни ты выглядишь гораздо лучше»!

7. Стоит ли фолловить коллег? 

Вопрос. Не понимаю, как общаться в социальных сетях со своими коллегами. Должен ли я фолловить начальника и людей с работы в соцсетях или это дурной тон? Стоит ли добавляться в друзья к незнакомым людям, которые могли бы быть в будущем мне профессионально полезны?

Ответ. В разных организациях по-своему используются соцсети. Некоторые общаются со своими коллегами именно там, потому что так удобнее решать вопросы, чем, например, по электронной почте. Ряд компаний использует специальные соцсети для коммуникации между сотрудниками, такие как Slack, Мегаплан и многие другие.

Кроме того, все зависит от корпоративной культуры самой компании, а также степени ее иерархичности. Если речь идет о небольшом стартапе, где работают друзья, вполне естественно, что они будут фолловить друг друга в соцсетях, независимо от того, кто начальник, а кто подчиненный. Другое дело, когда между коллегами выдерживается определенная дистанция, а общение регламентируется корпоративными нормами и касается сугубо деловых вопросов. В таком случае ваш запрос в друзья к начальнику или коллегам может быть несколько неуместным.


У нас всех появилось множество «латентных» социальных связей — это связи с теми людьми, которые не знают нас, но при этом мы их знаем. 

Что касается заявок в друзья к потенциально полезным людям, то тут стоит вспомнить о социальном капитале, в развитии которого как раз помогают соцсети. Они позволяют нам «наблюдать» за интересующими нас людьми как бы на расстоянии и, возможно, получать полезную информацию для нашей карьеры и личностного развития. Это то, что описывается в литературе как «латентные» социальные связи — связи с теми людьми, которые не знают нас, но при этом мы их знаем. Соцсети сегодня дают возможность «подписаться» на интересующего человека, то есть следить за его новостями, не подавая заявку в друзья, чтобы избежать неловкости. Если речь идет о популярных людях, то обычно у них разная политика работы с интернет-аудиторией. Кто-то принимает в друзья всех желающих, кто-то настраивает частичный доступ к своим публикациям и личной информации. Таким образом, заявка в друзья к такому человеку скорее всего не будет воспринята как неуместная.

 

8. Нормально ли удаляться из соцсетей? 

Вопрос. Хочу удалить все свои страницы в социальных сетях, но боюсь, что люди не поймут и подумают, что я сумасшедший. Нормально ли не иметь аккаунтов или невозможно без этого вести нормальную коммуникацию с людьми и социальную жизнь в принципе?

Ответ. Сейчас, правда, тяжело встретить человека, который в принципе не пользуется соцсетями. Так что, если понимать норму как нечто, что присуще большинству, то удаление аккаунтов действительно можно назвать ненормальным, то есть отклоняющимся от общепринятого порядка, поведением.

Соцсети максимально проникли в нашу повседневную жизнь, поэтому человек, решивший покинуть их, скорее всего ощутит себя несколько «отрезанным». И не только от общения с другими людьми, но и от происходящих событий. Учитывая, что новости мы привыкли получать именно в соцсетях, и это происходит моментально. Если говорить об общении с другими людьми, здесь тоже есть любопытный момент. В соцсетях мы не только переписываемся, но и делимся информацией со своей «сетью» в одностороннем порядке. Мы можем не общаться с человеком неделями и месяцами, но все равно быть в курсе, что он заболел или поменял работу. Также есть возможность как-то «отметиться», то есть поставить ему лайк или оставить комментарий. Это своего рода экспресс-общение, способ поддерживать связи в ситуации, когда у тебя обширная социальная сеть. Ученые называют это еще и «эффектом социальной смазки» (social lubricant): информация о событиях в жизни человека помогает ему сохранять общий контекст со своими друзьями даже в ситуации отсутствия общения. Таким образом, человек, покинувший соцсети, в каком-то смысле перестает быть включен, хоть и пассивно, в жизнь своего окружения.

При этом нельзя однозначно сказать, что это негативно повлияет на отношениях с близкими людьми. Например, друзья будут использовать телефон, чтобы связаться с ним, а коллеги — электронную почту. Но подобный уход в подполье может сказаться на мобильности человека и эффективности в ситуациях, когда все быстро меняется.

9. Уместны ли эмодзи в рабочей переписке? 

Вопрос. Мои клиенты часто присылают мне голосовые сообщения или сообщения с эмодзи. Я не понимаю, как должен себя вести. Продолжать формальное общение, к которому я привык, или переходить на их язык?

Ответ. Изначально общение в соцсетях было куда беднее по своим средствам выразительности, чем личное общение. Но разработчики совершенствуют функционал: теперь мы используем видеосвязь, сотни эмодзи и тысячи стикеров. Скорее всего, если клиент сам инициирует использование смайликов или голосовых сообщений, то это маркер того, что для него такая форма общения допустима. С одной стороны, такое менее формальное общение может создать непринужденную атмосферу и способствовать установлению доверия (и это пойдет делу на пользу!) С другой стороны, вы должны понимать, насколько вам нужно выходить за рамки формального общения. Ведь зачастую дружеское общение не «вяжется» с формальностями вроде четкого выполнения дедлайнов. Универсального совета нет — действуйте по ситуации, регулируя «градус» непринужденности, ориентируясь на собеседника и на его действия. Вдруг вам повезло иметь дело с людьми, которые и шлют смешные стикеры, и соблюдают все договоренности.

10. Как реагировать на смерть пользователя? 

Вопрос. Мой знакомый, подписанный на меня в Instagram, недавно умер. Что делать с его аккаунтом? Можно обратиться в поддержку с просьбой, чтобы его от меня отписали? И нормально ли писать слова соболезнования на страницах людей? Что делать с такими страницами?

Ответ. В научной литературе описан так называемый феномен «цифровых останков» — это то, во что превращаются наши оставленные при жизни цифровые следы. И если мы сами исчезаем из этого пространства, то эти следы — нет. Возникает большой (и достаточно философский вопрос) — что считать смертью в данном контексте. Вдруг в будущем, как в сериале «Черное зеркало» некая нейросеть на основе наших цифровых следов сможет симулировать общение от нашего лица? Изучением этих вопросов сейчас вовсю занимаются исследователи на стыке антропологии, социологии и изучения цифровых технологий.

Что касается непосредственных аккаунтов умерших людей в социальных сетях, сейчас развиваются некоторые практики онлайн-мемориализации. Например, фейсбук предоставляет возможность наследовать страницу умершего человека. Кроме того, можно пометить ее как принадлежащую уже погибшему человеку. Все, кто на нее заходят, сразу понимают, что пользователя нет в живых. Дальнейшая судьба таких аккаунтов может быть разной, в зависимости от решения близких людей: либо они будут заморожены, либо напротив продолжат «жить» и даже пополняться новыми постами от имени умершего.

Писать слова соболезнования в такие аккаунты кажется распространенной практикой, которая помогает людям переживать горе и смириться с утратой. То есть такие действия имеют определенный терапевтический эффект. Следует оговориться, что все люди переживают горе по-разному, поэтому отписаться от страницы умершего человека — тоже вполне уместная защитная психологическая реакция на столкновение со смертью.

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты