• войти через
  •  

Игумен Ростислав: «Церковь пользуется архаичным языком»

sobaka 11 апр., 2013

РПЦ убедительно вышла из подполья и стала государством в государстве с политической программой по любым вопросам. Такой поворот событий разделил общество на несколько лагерей. Одни забыли о том, что смысл церкви в истине и ценностях, которые она исповедует. Другие запамятовали, что Нагорную проповедь и слова «Не судите, да не судимы будете» еще никто не отменял. Что такое РПЦ сегодня, куда она идет и как ведет народ свой ко Христу — вот вопросы, которые хотелось бы не обсуждать, но и не обсудить тоже нельзя.

 

Игумен Ростислав (Якубовский)

Церковь пользуется архаичным языком

Если погуглить словосочетание «прогрессивный батюшка», то имя настоятеля петербургского Свято-Успенского подворья монастыря Оптина пустынь, иконописца, реставратора и фотографа выпадет первым.

 

Церковь несет нравственные ценности, которые заповеданы, переданы ей Христом. И в том, конечно, польза от ее деятельности несомненна. Но при всех достоинствах церковь из-за охранительной, консервативной рефлексии во многом осталась далеко в Средних, даже византийских веках. В то время как современный мир стремительно, динамично меняется, церковь часто — в лице своих адептов — представляет устаревшие мировоззрения.

Она пользуется архаичным языком, красивым, великим, поэтичным, через который просветились многие народы. Но в то же время язык этот ужасен тем, что он стал идолом для многих внутри церкви. И он отвратителен в том смысле, что отвращает людей от церкви, потому они не могут понять, о чем же идет речь в богослужении. Это не значит, что надо уничтожать церковнославянский язык. Он может существовать, к примеру, для любителей старины. Но не предложен современный язык. И мелодичное мурлыканье оказывается важнее, чем смысл богослужебных текстов, апостольского, евангельского чтения.

У нас боятся сделать какие-либо шаги, потому что считают, что они приведут к нестроениям и расколу. Творческая воля в отношении текстов парализована. На низком уровне богословие, многие аспекты жизни не осмыслены. Например, множество церковных людей думают, что планете Земля семь с половиной тысяч лет. Другие не могут согласиться с научным сообществом, что потоп не был всемирным. Что этот назидательный образ создан иудеями на основе месопотамского мифа. Хотя даже одна уникальная флора Австралии развенчивает тот факт, что эта катастрофа была всемирного масштаба.

«Молодежь не может прийти в структуру, которая стала „динозавром“»

 

Семьдесят лет гонений на церковь дали очень плохие результаты. У нас появилось поколение священников, которые носят длинные седые бороды, облачены в схимы, стали архимандритами и вследствие прекрасных человеческих качеств и благообразной внешности пользуются авторитетом. Но порой они не имеют серьезного богословского образования, а то и здравого смысла. Эти лица деструктивно влияют на церковные процессы. Их некогда правильный концепт стояния за веру — когда тебя лупят со всех сторон атеисты и коммунисты, а ты знай стой — сейчас устарел. Этого уже недостаточно. Нужно быть и образованным, и понимающим, что происходит вокруг. Молодежь не может прийти в структуру, которая стала «динозавром». Молодежь четко понимает, что правда и что неправда. Любая фальшь чувствуется, даже на интуитивном уровне. Если патриарх говорит, что православные «не умеют ходить на демонстрации», а только на молебны и к поясу Пресвятой Богородицы, люди чувствуют неправду. Они могут сегодня сходить на молебен, а завтра — выразить в рамках закона политическую позицию как граждане. Иначе коррупционеры будут и дальше разворовывать бюджет и прямым образом приводить к гибели людей, которые не получили медицинской помощи или разбились на плохих дорогах. Можно перед камерами гладить ребеночка по головке и давать ему леденцы, игрушки, а можно попытаться прекратить утечку средств из бюджета и тем самым спасти здоровье огромного количества детей.

По тому ли пути мы идем? Стоит ли предпочитать памятники церковной архитектуры в ущерб социальным проектам? Ведь у нас, к примеру, огромное количество матерей-одиночек, которым приходится оставлять любимых детей, чтобы как-то существовать. Не лучше ли обратить внимание хотя бы на них?

 

Факт

В городе отца Ростислава, в прошлом авангардного художника, называют отцом-байкером. Впрочем, внешняя сторона не должна отвлекать от слов настоятеля, который за годы своей службы сделал подворье теплым, живым и гостеприимным для каждого из своих прихожан. А в загородное хозяйство подворья в поселке Сосновый Бор Выборгского района Ленобласти съезжаются паломники и гости со всей страны — там братья возрождают монастырские аграрные традиции.

 

 

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Текст: Радиф Кашапов
Фото: Олег Будковский


Наши проекты

Комментарии (15)

ВНИМАНИЕ! «Собака.ru» объявляет конкурс среди зарегистрированных пользователей сайта. Оставляйте свои комментарии под публикациями и авторы самого оригинального высказывания получат два билета на международный фестиваль Усадьба Jazz.

  • Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.


    Или войдите через аккаунт социальной сети:


  • а где нападает? дайте ссылку

    Гость 21 апр., 2014

  • Да, Полина Веретнова которая теперь яро нападает на Церковь.

    Гость 24 марта, 2014

  • Кому интересно - женой бывшего игумена является некая Полина, которая оставила здесь замысловатый комментарий.

    Александр Сергеевич 14 февр., 2014

  • Бабушка с возу - лошадке комфортабельнее.

    Иеромонах Макарий 27 дек., 2013

  • Ярослав Якубовский с уровнем осознания ниже щиколотки и не имеющий СОВЕРШЕННО никакого личного духовного опыта (вследствие своего омертвевшего духа), пытается о чём-то рассуждать, и это выглядит крайне убого и примитивно. Но Ярослав Якубовский этого не понимает, а думает, что достиг высот понимания и рассуждения. Плохо то, что после гонений на церковь во время её реабилитации туда стали набирать кого попало, и эти кто попало потом получали саны настоятелей. Якубовский – яркий пример гнили проникшей в церковь и из-за таких, осёдланных бесами, которых сейчас там немало, у обычных непонимающих сути людей появляются причины сомневаться. Таких «настоятелей» нужно выявлять и гнать в шею.

    Жэка 26 дек., 2013

  • Бредовая статья... Если мы хотим изучить английский, то учим, не задавая вопросов... в школах преподают и русский язык и никого это не напрягает... Я не вижу проблем в изучении церковнославянского - было-бы желание... Второе - где сейчас бывший игумен Ростислав? Куда завели его модернистские мысли? Он уже и не монах к тому-же - позвоните на Подворье и узнайте все подробности. Мне не интересно о них говорить. Очень жалко этого человека... тяжелая судьба...а как все замечательно начиналось.

    sting 30 окт., 2013

  • Прочитала все комменты .Кто то хочет перевода Богослужения на русский язык кто то наоборот обвиняет в ереси настоятеля. У каждого свои пред взятые причины. Кто то готов пойти с человеком до конца..... А вы можете ручатся что человеку это надо от вас? Или если вы узнаете что он не святой а просто человек который ошибается?Или в конечном итоге не сможет дать того чего вы желали? Мой взгляд на его слова таковы что у человека просто ломка. Но не соглашусь что он в вашем храме такой плохой а все остальные истинные ревнители православия. Но менять Богослужение на русский язык не стоит. Кто очень жаждет так есть феодоровский собор. Там и на русском послужат и с католиками облатками причастят . А вообще скажу что комара отцеживаем а о большом небрежем . Можно хранить истину во внешнем а внутри так прогнить что только Бог знает как. А можно в простоте сердца и ошибаться и не согрешить.

    Прохожий 5 сент., 2013

  • Статья. конечно, спорная. Все же главное в Церкви - любовь и живой опыт Богообщения. А это главное не обусловлено языком. Однако, статья написана от любви, а не от желания каких-то мирских выгод. Автор прекрасно понимал, что "бросается на амбразуру". Наверное, мог смолчать - но не молчалось. И комментатаоры, тут же обвинившие его, были выступили весьма ожидаемо. Нетерпимость к мнению собрата, неумение видеть общего главного за частными отличиями - увы, пока общая черта очень многих. Путь, который может помочь - наличие разных приходов, разных богослужебных традиций воспитание терпимого отношения. Тогда ищущий четкого следования сложившемуся богослужебному уставу - найдет его. Ищущий понимания читаемого - найдет. Ну в большинство приходов останутся такими, какие есть сейчас. Путь же подозрений и обвинений - контрпродуктивен для всех. Господи, помоги....

    Viktor Sudarikov 19 мая, 2013

  • Знаю и отца Ростислава, и Алексея Михайловича. Их вере и жертвенности восхищаюсь и беру пример. Рада, что есть в Церкви люди, не боящиеся быть свободными и выражающие то, что прожили сердцем. В деятельности отца игумена вижу подтверждение слов Апостола: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть… Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». (1 Кор. 9, 19-22) Читаю комментарии и поражаюсь до слёз! Почему считающие себя христианами могут позволять себе говорить такие унизительные слова о других людях (о ком бы то ни было)? Почему, отстаивая своё или чужое мнение, называющие себя христианами так легко и вольготно переходят на личности, «находя» доказательство своего суждения даже в фотографии?!! Люди, вы чего?! Разве Христос такой? Что движет такими мыслями? Фанатизм, ослепление, озлобление? Или человек думает, что в такой форме будет более убедителен? Мир, мир... По-моему, этику и тактичность никто не отменял, а уж Христос и подавно! А её отсутствие – как раз ещё один камень в сторону Церкви (если мы говорим о воспитательной функции). Но речь не о том. Мы говорим, что Церковь не может быть «домом быта», отвечая потребностям каждого человека, а сами ищем какому святому молиться от зубной боли, а какому от головной! Бежим за благословением к батюшке на покупку, на поездку (причём, в большинстве случаев уже купив билет и всё устроив, так, за последней «деталью»), на приём лекарства как к оракулу, который должен дать «добро» и т.д., и т.п. Так не похоже ли данное поведение людей Церкви на поход в дом быта? Но речь тоже не об этом. Больше всего меня удивляет мнение людей, что Русская Церковь – это «традиция, которую нужно холить и лелеять, это наши корни, опираясь на которые, мы можем уверенно смотреть в будущее». Так-то оно так, традиция, и звучит красиво (я сейчас молчу об ответственности Церкви как аппарата в отношении хода истории государства Российского), а вот реальная жизнь для большинства современных людей даже нашей страны другая. Церковь должна идти навстречу человеку, учитывая то, представителем какого времени, какой традиции он является. А не ставить бремена неудобоносимые. Почему я должна тратить всю свою жизнь, как считают некоторые православные, на то, чтоб вникать в смысл чуждого мне языка? Пусть на нём общались мои прапрадеды, но лично я – уже другой человек. Не считаю, что современный язык, на котором общаюсь и молюсь сердцем, является низким (о жаргоне, сленгах речи нет). Конечно, он может некоторым казаться не поэтичным и романтичным, но и моя вера – не романтика. Я живу и верю, исходя из жизни, из того, с чем сталкиваюсь каждый день. Моя жизнь и моя вера – не сказка, наполненныя метафорами и гротесками, а реальность. Например, священник освящает машину со словами «Посли Духа Твоего на колесницу сию» – эта фраза вызывает шутки по меньшей мере у семинаристов, будущих прямых представителей Церкви. И это понятно. Потому что в настоящее время – неразумно. Реальность нынешняя и реальность 1000 лет назад, и даже меньше, всё-таки разная. Это нельзя не учитывать. Церковь должна указывать путь к Богу современному человеку, на родном ему языке, как это делали в своё время Апостолы. Они не сказали людям: вы знаете, Христос говорил на арамейском – поэтому, если вы хотите быть христианами и иметь глубокую веру, то должны выучить язык Христа. Ну разве не абсурдно? Понимаю, что церковно-славянский язык более поэтичен. Я не против того, чтобы язык оставался таким же. Но я очень хочу, чтобы Церковью была предложена альтернатива, чтобы существовали приходы, где богослужение совершалось на родном мне языке. Понимаю, что многие воцерковлённые люди могут сказать: «Но мы же смогли, нам же хорошо!» Не спорю. Но мне не хорошо. Поверьте, я выражаю не только своё мнение, но и мнение многих моих знакомых. Я не могу ездить в Грецию, и молиться на службе на современном греческом языке (а там служат на современном), потому что я его не знаю. Я хочу, чтобы и в моей стране, в моей русской Церкви, которая дорожит прошлым, было уважение и к настоящему, понимание современного человека и его потребностей. Говорят: «Православие – это чудо, которое надо постичь, к которому надо прийти. Иногда потратив всю жизнь на то, чтобы понять это чудесное "мурлыкание" с великим смыслом». А мне казалось, что чудо – это не православие, а Господь, Его благодать и милость и вера в Него; что сила Церкви не в традициях, а в укрепляющем её Господе... И почему я должна тратить всю жизнь на изучение «"мурлыкания" с великим смыслом»? Моя вера не зависит от количества часов, проведённых за изучением обряда, который мне предлагается. Ведь я могу ходить всю жизнь в Церковь, знать её устав, язык, что где значит – но не меняться внутренне, не жить чудом веры, а жить внешней стороной. Разве это не трагедия для такой души? Когда она окажется по ту сторону жизни, и поймёт, что всё-то она знает, а вот самого главного так по-настоящему и не познала – Христа... Я не верю, что священный язык открывает человеку веру. Явление веры – гораздо глубже. Оно складывается из способности человека понимать, его внутреннего устройства, психики, жизненного опыта, окружения и т.д. Только дети могут верить всему, что они видят и слышат, причём как хорошему – так и плохому. А взрослый человек должен прежде всего понимать. Религия должна указывать на путь, ведущий к Богу. Но путь, не заставленный препятствиями, к которым нужно подготовиться и перепрыгнуть. Христос открыл человеку самый простой путь – путь Любви. Он уважал традиции ветхозаветные, но не сказал: да, продолжайте в том же духе. Он уничтожил «священных коров» примером Своей жизни. Корни... Это такое общее понятие, которое не освещает сути. Чтоб лучше понять, что я имею ввиду, лучше всего обратиться к истории. История нашей, Русской Церкви, берёт своё начало из Византийской. История Византийской определённым путём – из Апостольской. История Церкви Вселенской – это история её развития и становления. Думаю, это сейчас любой мало-мальски понимает, даже не вдаваясь особо в историю Церкви. Не стану об этом – на это есть много хороших трудов историков. Я же хочу сказать, что если бы присущий ныне Церкви консерватизм был всегда – у нас бы не было той Церкви, которую мы имеем теперь. Потому что Церковь – это живой организм, а всё живое растёт и развивается. Но даже не это мне кажется самым ярким примером, а пример Апостолов, которым Бог дал дар говорить не просто на языках других народов, а даже на их наречиях. А что такое наречие? Это бабушка в Вологде говорит «окая», а на Кубани «гэкая»; один и тот же предмет называется разными по звучанию словами и т.д. Как я представляю, это было сделано для того, чтоб Апостол мог яснее передать смысл сказанного представителю данного народа. Господь не поставил условие: «Душе необходимо давать работу. Она должна ПОТРУДИТЬСЯ! Самостоятельно разобраться, изучить, найти, выбрать свой путь», а сделал так, что человек, с которым встретился Апостол, понял его (не магически был просвещён), поверил и уверовал. Ведь это было бы абсурдно, если бы Апостолы сказали: «Если вам настолько неинтересно и не нужно идти в Храм, что лень даже поверхностно вникнуть в традиции, в культуру Православия, то вам просто не надо туда идти» или: «Всегда найдется кто-то, кто объяснит более доступным и понятным языком, и сможет тем самым увести человека в свои ряды. Какова цена этих обращенных в веру? Такие братья и сестры нужны Православной Церкви?» Не думаю, что у Апостолов и христиан прошлых веков были такие установки... «Остаётся одно – оставаться самим собой»... Оставаться-то самим собой надо, естественно! Но кто я? Не пращур; не человек, говорящий на славянском, приходящий в храм и слышащий молитвы на том же языке, что и говорю – этого нельзя не учитывать. В завершение хочу сказать: перед революцией 17-го года был собран Собор. В предсоборных письмах многие иерархи, понимая потребность многих людей, высказались за введение в некоторых приходах русского языка. Эти материалы есть в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной Академии. Последующие события, как мы знаем, многое изменили в обыденном строе жизни, и уже было не до этого... Я очень надеюсь, что ещё при моей жизни Церковь услышит просьбу людей о введении в некоторых приходах РУССКОГО языка. Лично для моей души это было бы отрадой (естественно, при качественном переводе). Потому что я слышала песнопения на русском языке – это прекрасно! Хоть я и понимаю церковно-славянский, но в русских текстах богословский смысл обнаруживается легче... И ещё. Не надо бояться обвинений в «обновленчестве», потому что рассуждающий человек так не скажет. Не надо бояться, что «мы уже через поколение потеряем Православие», что «оно действительно станет «динозавром» для всех, даже для любителей старины», потому что понятие «динозавр» в данном деле значит совсем обратное. Ничего личного, только мнение на заданную тему.

    Полина Веретнова 1 мая, 2013

  • Хочется сказать несколько слов в защиту отца Игумена. Первое, что вспоминается при обдумывании темы языка в церкви, это деятельность Святых Кирилла и Мефодия, просветивших, как известно, нас, славян. Буквально пару дней назад читая историю поместных Церквей встретил в истории сербской пассаж, о том, что хотя сербы и были уже крещеным народом, но в связи с греческим языком богослужения, около двух веков оставались почти совершенно равнодушны к Христовой вере. А также борьбу румын, албанцев, болгар и тд. с греками-фанариотами за возможность иметь службу на родном языке. Все знают и почти современные примеры перевода на языки православного богослужения и Свщенного Писания: Св. Николаем в Японии, Св. Иннокентием на Аляске их подвиг и плоды. Некоторые сейчас говорят о необходимости перевода православного богослужения на таджикский, узбекский языки для просвещения петербургских и московских гастрбайтеров. Одновременно, мы, конечно, помним греческую неудачу переводов на современный язык в прошлом веке, греческие расколы, свой собственный крайне болезненный раскол 17 века и, не без основания, страшимся таких же последствий. Думаю, знает эти «за» и «против» и Игумен. Но сердце его возгревается к деятельности более широкого просвещения народа. Были и у святых солунских братьев современные им противники. Но их подвижничество состояло в том числе и в преодолении этих затруднений. Возглавляющий нашу русскую Церковь святейший Патриарх в бытность митрополитом, сам считал, что богослужения на русском в отдельных приходах, возможны. Но сейчас взор его устремился более к задачам объединительным. Уже потрудившись над объединением с русским зарубежьем, стоит новая задача: устранить древний раскол старообрядчества. В этих условиях заниматься переводами и их внедрением это как идти против рожна. Для устранения раскола наоборот постепенно будут возвращены в богослужебный обиход и богослужебные книги, и песнопение, и убранство храмов дониконианского времени. Второе. Что касается «псевдонаучности». В интервью видна попытка примирить научное мировоззрение современного общества с христианским мировоззрением. А если глубже, научную мифологию с христианством. Вне всякого сомнения, научная мифология, с ее объяснениями мира чрезвычайно вульгарна и являет собой основание для антихристианской атеистической метофизики. Однако масса людей живет этими заблуждениями. Более того, эти заблуждения присущи и многим людям научного и преподавательского сообщества. На каждом шагу мы встречаем мнения о том, что якобы христианское мировоззрение входит в противоречие с современной астрономией, физикой, биологией. Что поделать, так учила советская идеология. И учила, очевидно, хорошо. Хрущевские идеологи, как помним, изобрели усвоенный тогдашней интеллигенцией пассаж о религии, как деле совести (подразумевалось, что у верующих она не чиста). Современное светское общество по-прежнему считает нас дремучими. Возвращаясь к попытке примирения Игуменом этих мировоззрений, кажется, что это невозможно. И однако же здесь же скажем, очевидно, что эта попытка - от горячего сердца, желающего, чтобы все пришли ко Христу и все спаслись. И в этом смысле, это подвиг любви. Третье. Что еще задело: пассаж, что на подворье все остальные батюшки совершенно нормальны. Конечно нормальны, как говорится каков поп, такой и приход. Даже если отец настоятель и заблуждается, то это не вероучительные заблуждения, столь сурово пресекаемые Церковью, а лишь поиск путей социального служения. Всякому, кто общался с батюшкой не на ходу, очевидно что им движет Дух Христов.

    Employers North-West 30 апр., 2013

  • В статье игумена Ростислава можно проследить своеобразный парадокс - очевидное не видится, а неочевидное приобретает гипертрофированные формы. Болезнь псевдонаучности, к великому сожалению, охватила уже не только "послушника" Алексея, но и игумена Ростислава. Если бы они действительно занялись наукой, то с полнотой знаний их суждения одномоментно стали бы гораздо менее категоричными, их посетили бы благородные сомнения. Пока ситуация обратная - несколько усвоенных ими из интернета научных гипотез (научное мировозрение, как минимум - корректируется, как максимум - пересматривается приблизительно каждые двадцать лет), принятых ими за истину, послужили им поводом поносить собратьев, (иереев, архиереев, схимников) не согласных с их сегодняшними взглядами. Для того, чтобы трудиться в науке, нужно не перепевать чужие мысли, а иметь собственные. Что касается научной компетентности "послушника" Алексея - достаточно посмотреть - насколько детские и неубедительные ответы он дает своим оппонентам: http://www.youtube.com/watch?v=V3DwweHyX14 - я, мол, ничего не знаю и не утверждаю, но право имею поставить вопрос - прямо как нигелисты у Достоевского. При превозношении собственных персоналий, естественно, многогранность спектра церковной жизни для них закрылась. Они не понимают красоты православного богослужения; все им опостылело; все требует замены. Причем - что конкретно нужно менять в Церкви и как менять, естественно, они не знают, так как для того, что бы что-то всерьёз менять (не побоясь в мелочах потерять :))) надо "пахать", как Василий Великий и Кирилл Александрийский вместе взятые на благо Церкви, а не лясы точить про переводы. Переведите, Господа, хоть что-нибудь из церковных текстов на русский! В процессе перевода многое Вам откроется! Социальная направленность мысли этой статьи также выглядит обедненно, если не убого - диакония диаконией, но главной задачей Церкви является просвещение человеческой души! Брожение мыслей Игумена, его взбудораженные проповеди вначале Поста не способствует никакому просвещению! Сам являясь прихожанином Подворья, наблюдаю ситуацию с болью, так как еще пару лет назад игумен прекрасно служил. Сегодня в сухом остатке от премудрого игумена остался бледный имидж байкера - священника и потерянное лицо в разбитом зеркале утаченных иллюзий (см. фото вначале статьи).

    lucily 22 апр., 2013

  • Насчет "мерзость запустения" я думаю Вы, Вера, несколько поторопились - в Церкви всегда были антицерковные элементы, но не они составляют Церковь, хотя сами они уверены в обратном, потому как находятся в прелести. Сразу хочу сказать что данных модернистских воззрений о. Ростислава НИКТО на приходе не разделяет. На приходе служат совершенно нормальные батюшки, поэтому всех приглашаю на Подворье Оптиной Пустыни, только с условием, чтобы к о. Ростиславу на Исповедь не ходить и проповедей его не слушать, чтобы не повредится. Комментировать данный опус не буду - здесь ересьна ереси сидит и ересью погоняет - данные "воззрения" НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к учению Православной Церкви. Одно радует, что Церковь врата ада не одолеют. Слава Богу!

    Прохожий 17 апр., 2013

  • ....С Оптинского подворья началось мое воцерковление много лет назад. Красота храма до реставрации была видна не смотря на "мерзость запустения". Сейчас- храм сияет; необычен общим объемом без столпов-видишь и чувствуешь свод , простор и росписи и иконы. Кто не был давно в храме будет удивлен и восхищен его преображением. ....по поводу "диназавренности " церковных традиций, в частности, языка,.. Наш современный язык- так стремительно упрощается, примитивизируется, опошляется даже в устах грамотных и авторитетных людей, что "такая маленькая уступка мiру", как кажется, сделанная для благой цели- упрощения вхождения в церковь массам, очень быстро обернется катастрофой духовной. Такая мера не "спасла" и не привлекла людей в католические храмы.Не сделает этого и в православных традиции. Отец Ростислав - не самый лучший проповедник на подворье.Может поэтому и имеет такое сужение по поводу богослужебного языка. Ничего личного. Мое почтение с отцу настоятелю подворья велико.

    Вера Амосова 15 апр., 2013

  • уже с 1-го абзаца … Удивляет заигрывание с миром… «церковь часто — в лице своих адептов — представляет устаревшие мировоззрения» - в Церкви есть ЕДИНСТВЕННОЕ мировоззрение... 2-й абзац не лучше, он просто отвратителен. «Но в то же время язык этот ужасен тем, что он стал идолом для многих внутри церкви» - как может не понимать ценность ЯЗЫКА БОГОСЛУЖЕНИЯ сам служащий внутри Церкви. – или это опять просто загрывание-кокетство своей «прогрессивностью»… 3-й абзац «У нас боятся…» - да не боятся, а зрят в корень, в смысл богослужения – которое в православной церкви, смешно бы было, если б плясало и пело на манер «совершенствующегося» во времени общества…

    Марья Киселева 14 апр., 2013

  • Я знаю Отца Ростислава достаточно давно. Люблю его всем сердцем и готов с ним идти на любые свершения. Он очень многое делает для возрождения Подворья (сегодня Оптиной пустыни) и никто кроме него не смог достичь большего. Зайдите в Успенский храм на набережной и у вас дыхание от восторга перехватит. Многие были на загородном хозяйстве, созданном усилиями Игумена. И СОБАКА делала репортаж из Соснового Боа о Страусиной ферме, коровах и новом храме в честь преподобного Амвросия оптинского. Святой человек батюшка Ростислав. Я позволю себе высказать свое мнение по поводу адаптации РПЦ к современной жизни. Я не в коем случае не собираюсь давать оценок словам отца Ростислава. И я не хочу так же высказывать суждений о РПЦ в целом. Как в любом социальном механизме, в РПЦ есть свои сильные и слабые стороны. Это тема для дискуссий бесконечна. Я несколько о другом. Наш мир сегодня устроен так, что все имеет жесткую структуру, четкий алгоритм действий. Даже там, где этого алгоритма нет и быть не может – нам все равно пытаются его навязать, научить как правильно думать, поступать, принимать решения. Есть бесчисленные пособия на тему «Как завоевать любовь», «как быть хорошим другом», «как построить крепкую семью»… Психологи отрабатывают свой хлеб. Но есть одно небольшое «НО». Человеческая душа по своей природе нелогична. Она магична, она соткана из любви и света, ее нельзя разложить на пункты и правила. Каждая душа индивидуальна и непредсказуема. Ей нельзя управлять. Можно направить, подсказать… Но Она пройдет в любом случае свой уникальный путь, путь в Богу. В каждой Душе есть место всему магическому, сказочному, непостижимому. Вы думаете за счет чего сегодня такой большой интерес в эзотерическим наукам, к телевизионным шоу типа «Битва экстрасенсов»? Да именно потому, что в душах наших образовывается все больше свободного места, пустоты. Как не парадоксально, но Душа становится все более чужой в этом мире, который мы с вами сознательно или нет пытаемся еще больше материализовать, алгоритмизировать. Единственный механизм, способный сегодня противостоять полному изгнанию Души из мира, есть Церковь, в целом. Не хочу делить сейчас ее на составные части. Говорю глобально. Церковь, которая способна заполнить пустоты от материального мира своей возвышенностью, свой мистичностью, своими таинствами. Предложений церковных сейчас хватает на любой вкус. Да и во все времена хватало. Если вы очень продвинутый современный человек – нет никаких проблем! Множество небольших Церквей, которых принято называть «сектами», предлагают вам свой путь к Богу, удобный и короткий. Ковбойская церковь во главе с пастырем Сергеем Тимохиным с радостью за небольшие «членские взносы» донесет до вас на самом доступном и понятном языке, хоть на русском, хоть на английском, все основные положения Христианской веры. Да что там расскажет… Споет на сцене под электрогитару. Все хором помолятся и попросят у Господа нашего денег на новую машину, квартиру… И Господь дает!!! Он слышит всех и каждого, в какой бы форме вы к нему не обращались. Господь милостив. И он дает каждому по силе веры его, независимо от терминов, которые вы используете. Он вас поймет даже без слов. Более того, он наперед знает все, о чем вы можете попросить Его через много лет. А в чем же сегодня основная сила нашей родной Православной Церкви?! В традициях. В корнях. Вера, которой многие сотни лет, которая формировалась и становилась мольбами наших пращуров. В ней имеет огромную ценность абсолютно все атрибуты: и язык, и ритуалы, и вся эстетика и культура в целом. Все это и формирует в нашем сознание такое понятие как Русская Православная Церковь. Кто же спорит, что 70 лет гонений не пошли на пользу РПЦ?! Многое утеряно. Много случайных людей. Многое искажено, а многое и просто не понимается самими церковными служителями. Согласитесь: знать и понимать – несколько разное. Если вам непонятен этот мир Православия, а главное вы не хотите понять его, в силу нехватки времени, в силу недостаточного интереса, в силу кажущейся чрезмерной сложности – для вас есть куча альтернативных предложений. Нельзя к Христу тянуть ухищрениями, силой, выгодными предложениями… Человек должен прийти сам. Созреть. Каждая Душа выберет свой путь. Знаете известное изречение «Благими намерениями дорога в ад вымощена»?! В нем смысл глубочайший. Нам может казаться, что мы, став очень "современным" священником, своим примером обращаем многих неверных в истинную веру. А на самом деле своим поведением можем только дальше уводить от сути самой Православной веры. Если мы стоим на позиции, что чем больше количества прихожан в том или ином приходе, то тем лучше – опаснейшее заблуждение. Советская власть дала нам хороший урок относительно перевеса количества в сторону качества. Сегодня основной задачей Православной Церкви должно являться воспитание. Тонкое, продуманное, щадящее. Просветительская деятельность, информирование, донесение знаний, благо возможности сейчас неограниченны. И все это делать современным понятным языком! Кто же против. Вот ярчайший пример настоящего современного Просветителя - архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря. Разве мы видим в его книгах «непонятный» устаревший церковнославянский язык?! Все доступно пониманию любого человека. Тираж сборника рассказов «Несвятые Святые» превысил уже все возможные размеры. А вот тут и начинается настоящее чудо, чудо подвластное только людям, понимающим таинства Церкви, находящимся внутри Христа. Миллионы людей прочитали духовные сказания отца Тихона, и многие из них по-другому взглянули на Православие. Пришли в церковь, прислушались к «мелодичному мурлыканью», которое они раньше считали языком «любителей старины», и вдруг почувствовали, что их души откликаются на это мурлыканье, непонятным чудесным образом наполняются любовью и смыслом… Нельзя делать из Православной Церкви дом быта. Нельзя от Церкви только брать. Если вам настолько неинтересно и не нужно идти в Храм, что лень даже поверхностно вникнуть в традиции, в культуру Православия, то вам просто не надо туда идти. Русская Церковь – это как минимум тысячелетняя традиция, которую нужно холить и лелеять. Изо всех сил пытаться сохранить для наших потомков, как наши прадеды сохраняли ее для нас. Наша Церковь – это наши корни, опираясь на которые, мы можем уверенно смотреть в будущее, можем тянуться к Свету. Без прошлого нет будущего. Не мои это слова. Православие - это чудо, которое надо постичь, к которому надо прийти. Иногда потратив всю жизнь на то, чтобы понять это чудесное "мурлыкание" с великим смыслом. Иначе, мы уже через поколение потеряем Православие, оно действительно станет «динозавром» для всех, даже для любителей старины. Вы наверняка читали жизнеописания наших преподобных старцев – и оптинских, и псково-печерских, и многих-многих других почитаемых и по сей день и прославляемых. Изучите письма оптинских старцев своим духовным чадам (есть, кстати, и аудио книги) – настолько доступно и понятно все излагается, настолько близко самой заблудшей и страждущей душе, что диву даешься – как такими простыми словами удается о таких высоких понятиях говорить?! Вот оно истинное Православие. Вот они истинные духовники. Вот на кого ровняться надо всем людям, решившим стать пастырями и связать свою жизнь со службой в Церкви. И этим людям должно и к себе, и к своей службе относится бескомпромиссно. Не пытаться подстроиться под формат и ценности современного потребительского общества, а стараться изо всех сил стать альтернативой. Иным выбором. Сейчас все больше людей идут к Свету. Все больше людей понимают всю ущербность сегодняшней ситуации и нынешних ценностей. Но эти люди идут не через Православие, в котором часто видят не отрешение от материального, а наоборот – поклонение им. Священники с айфонами на дорогих машинах… Говорите одно, а живете иначе. Не верим вам! Я не против благ цивилизации. Просто в Церкви, как нигде, надо уметь отделять зерна от плевел. Не мешать все в одну кучу. Священник пусть умеет пользоваться компьютером не хуже любого продвинутого юзера, но в духовных делах он должен быть не от мира сего!!! И если вам не успели родители, учителя объяснить, что такое настоящее Православие, если вы придя, даже случайно в Храм (хотя мы с вами знаем, что у Господа ничего случайного не бывает), не встретили там человека, способного ввести вас в этом Мир, то вы, опираясь только на то, что видели своими глазами и слышали через СМИ, скорее всего больше в Православный Храм и не придете. Вы найдете иные пути – восточная культура, эзотерика и прочее…. Страсть Души к Свету нам все равно не прекратить никогда. Мы обречены на любовь божью и на поиски этой любви. Душе необходимо давать работу. Она должна ПОТРУДИТЬСЯ! самостоятельно разобраться, изучить, найти, выбрать свой путь. Осознать. И тогда она этот самый путь будет беречь и хранить. Крестовый поход не поможет никому. Даже если он примет форму прогибания и подстраивания под модные и актуальные потребительские ценности, над формированием которых трудятся правительства почти всего мира, тратя на это баснословные деньги. Бороться с ними в лоб – не получится у Церкви. Не хватит ресурсов. Хитрить… Будет только хуже, что сейчас и происходит. Не верим! Всегда найдется кто-то, кто объяснит более доступным и понятным языком, и сможет тем самым увести человека в свои ряды. Какова цена этих обращенных в веру? Такие братья и сестры нужны Православной Церкви? Остается одно – оставаться собой не взирая ни на что! Своим примером показывать неисчерпаемый духовный потенциал Православия. Только тогда можно завоевать уважение, найти последователей и единомышленников. Тогда вам будут верить, и пойдут с вами на крест! Или поедут на мотоцикле. Но речь здесь не о том…

    Андрей 13 апр., 2013


читайте также
Подружиться с Собака.ru