18+
  • Образ жизни
  • Спецпроекты
  • Путешествия
Путешествия

10+ мест в Германии для поклонников модернизма

В год столетия великой школы, которая переросла в мощное движение, дала имя стилю и во многом определила путь развития архитектуры и дизайна XX века, совершим гранд тур на родине Баухауса. К столетию здесь основательно подготовились: отреставрировали памятники, построили новые музеи, чередой идут выставки и фестивали

Здание Баухауса, фото: T.Franzen

Здание Баухауса, фото: T.Franzen

Здание Баухауса, фото: T.Franzen

Здание Баухауса, фото: T.Franzen

Здание Баухауса, фото: T.Franzen

Здание Баухауса, фото: T.Franzen

Здание Баухауса, фото: T.Franzen

Здание Баухауса, фото: T.Franzen

Веймар. Родина Баухауса

Два часа от Берлина на поезде — и вы в Веймаре, важном городе в немецкой истории. Когда-то это был центр просвещения, город Гете и Шиллера, позже — место рождения Веймарской республики, пришедшей на смену рухнувшей Германской империи. Именно здесь на волне больших революционных изменений была основана Высшая школа строительства и конструирования Баухаус, в задачи которой входило выработать новый язык архитектуры и искусства, созвучный ценностям и интересам нового демократического общества.

Лестница в здании Баухауса, фото: Uwe Aranas

Лестница в здании Баухауса, фото: Uwe Aranas

Лестница в здании Баухауса, фото: Uwe Aranas

Лестница в здании Баухауса, фото: Uwe Aranas

Здание Баухауса, архитектор Анри ван де Вельде

Первый пункт программы для поклонников Баухауса — здание бывшей школы искусств и ремесел на Гешвистер-Шолль-штрассе (Geschwister Scholl Strasse), в котором в 1919 году открылась школа Баухаус.

Сейчас здесь Университет Баухаус — прямой наследник легендарной школы. Несмотря на учебные будни, историю здесь чтут. Студенты водят пешие экскурсии по следам раннего Баухауса в Веймаре, к которым имеет смысл присоединиться. 

С экскурсией проще всего попасть внутрь здания, где невозможно не сфотографироваться раз десять на роскошной винтовой лестнице в стиле модерн. Кампус был построен задолго до Баухауса, еще в 1906 году, для школы прикладного искусства. Архитектор здания — Анри ван де Вельде — один из родоначальников ар-нуво. Хотя стиль этот был чужд новой эстетике Баухауса, Анри ван де Вельде, новатор по духу, не прекращал поисков новых форм, именно он был инициатором создания школы Баухаус. Уже в этом здании проглядывают черты новой архитектуры. В нем меньше декора, орнаментов и причудливых линий, огромные высокие окна, наполненные воздухом и светом помещения. 

Главные артефакты Баухауса тоже внутри: это стены, расписанные по эскизам художника и сценографа Оскара Шлеммера, преподававшего в школе, а также кабинет Вальтера Гропиуса — первого директора и идейного вдохновителя школы. Дизайном кабинета он занимался лично, вся обстановка, включая мебель и светильники, полностью придумана в мастерских Баухауса. Информация о посещении и экскурсиях — здесь.

А также

От бывшего здания школы начинается велосипедный маршрут по излюбленным местам художника-экспрессиониста Лионеля Фейнингера, работавшего в Баухаусе с 1919 по 1925 год. Художник поселился в небольшом местечке Гельмероде по соседству с Веймаром, на работу ездил на велосипеде и вообще много колесил по окрестностям. Кульминация поездки — церковь, которую можно увидеть на многих работах художника. Внутри как раз находится выставка его картин.

Хаус-ам-Хорн, фото: T.Franzen

Хаус-ам-Хорн, фото: T.Franzen

Хаус-ам-Хорн, фото: T.Franzen

Хаус-ам-Хорн, фото: T.Franzen

Хаус-ам-Хорн — дом на холме

В Веймаре не слишком много следов Баухауса, одного дня хватит на все. Архитектурный памятник только один, зато какой!

В 1923 году в городе устроили выставку, на которой школа должна была демонстрировать общественности, чем они там в Баухаусе за городской счет занимаются. Главным экспонатом стал дом, спроектированный Георгом Мухе и Адольфом Мейером. Он был построен на краю Веймарского парка и получил название Хаус-ам-Хорн. Если хотите понять, что такое архитектура и дизайн раннего Баухауса, лучшего места быть не может. В нем все, от сборной конструкции до дверных ручек, было придумано в цехах школы. По подробным планам, описаниям и фотографиям современным реставраторам удалось восстановить все детали. Однако попасть внутрь можно только после 18 мая, когда памятник откроют после реконструкции. 

Это прототип идеального дома новой эпохи: с ванной и центральным отоплением, демократичный по стоимости и недорогой в обслуживании, где нет ничего лишнего, все продумано и функционально. Дом буквально напичкан новаторскими идеями. Так, например, расходы на его отопление были вполовину меньше благодаря энергосберегающим технологиям. Окна выходят только на юг и запад, с северной стороны их вовсе нет, дом построен из совершенно инновационного для тех времен материала — бетонных пустотелых блоков с торфом внутри, который хорошо удерживал тепло.

Планировка простая и четкая. Квадратная гостиная, окруженная кольцом из небольших комнат, у каждой из которых строго одна функция. В спальне только спят, на кухне только готовят. Обязательно загляните на кухню! Это один из первых кухонных гарнитуров, которые станут нормой в XX веке. В доме много новаторских вещей, например первые встроенные светильники, мебель, разработанная отцом современного дизайна — Марселем Бройером. Оцените детский гарнитур. Идея больших кубиков, в которые можно играть или же использовать как сиденья, жива до сих пор, разве что теперь есть материалы помягче и полегче, чем дерево.

Из-за черно-белых фото порой складывается ложное представление, что Баухаус, да и весь модернизм, — черно-бело-серый. Меж тем «мой любимый цвет — разноцвет», говорил Вальтер Гропиус. Ранний Баухаус — яркий! Сочетание основных цветов (синий, красный, желтый) с главными формами (круг, квадрат, треугольник) — один из эстетических принципов Баухауса — воплощен в жизнь в Хаус-ам-Хорн с его цветными полами, стенами и невероятными коврами Гюнты Штольц. 

Новый музей Баухауса

Заканчивается строительство нового пятиэтажного музея Баухауса в Веймаре. В мае он должен открыться для посетителей. Выставят обширную коллекцию артефактов Баухауса, всего около тысячи объектов, включая иконы дизайна: знаменитый чайник Марианны Брандт и колыбель Питера Келера, ковры Гюнты Штольц и лампу Вильгельма Вагенфельда, стулья Марселя Бройера и мебель Людвига Миса ван дер Роэ, а также картины Пауля Клее и Лионеля Фейнингера.

А также

Обедать в Веймаре рекомендуем в Ilmschlösschen Tavern (Taubacher Str. 25). Для знатоков — место культовое. Традиционная таверна, в интерьере и меню которой нет ничего модернистского, была излюбленным местом людей Баухауса. Студенты вместе с преподавателями устраивали здесь знаменитые костюмированные вечеринки. И тут неплохо кормят местными специалитетами.

На ночлег вполне можно остановиться в Веймаре. Ровесник школы, столетний отель Alt Weimar на Преллер-штрассе (Prellerstrasse), предлагает 17 номеров, обставленных в духе Баухауса.

Если останутся силы, можно отправиться в деревню Пробсцелла (Probstzella), что в 70 км от Веймара, и заночевать в «Доме народа» (Haus des Volkes). Отель был построен по проекту архитектора Альфреда Арндта в 1925–1927 годах. Это самый большой ансамбль Баухауса в этих краях. Кроме отеля и ресторана в здании работает небольшой музей истории «Дома народа».

Дессау. Столица Баухауса

В 1925 году Баухаус перебирается в Дессау. Здесь школа просуществовала до 1932 года и оставила богатейшее наследие. Если хотите увидеть много Баухауса, нужно ехать именно сюда. Всего полтора часа на поезде от Берлина — и вы в городе, где больше всего памятников этой авангардной школы.

Здание школы, фото: T.Franzen

Здание школы, фото: T.Franzen

Здание школы, фото: T.Franzen

Здание школы, фото: T.Franzen

Здание школы, фото: T.Franzen

Здание школы, фото: T.Franzen

Здание школы, фото: T.Franzen

Здание школы, фото: T.Franzen

Здание школы

Всего семь минут потребуется, чтобы дойти пешком от вокзала до сердца Баухауса — школьного кампуса. Комплекс был построен в 1926 году специально для школы по проекту Вальтера Гропиуса. Это главный архитектурный памятник Баухауса, его символ и знаковый объект для всей архитектуры XX века.

Сооружение из стекла, стали, бетона, с плоской крышей и навесным стеклянным фасадом — манифест, триумф функциональности и высокой эстетики. Даже сейчас оно выглядит современным, а для своего времени было абсолютно новаторским.

Чтобы оценить масштаб замысла, обойдите здание вокруг. Сложное, асимметричное, оно состоит из нескольких очень разных частей, соединенных между собой. Мастерская со стеклянным фасадом, административное крыло, мастерские художников, студенческое общежитие — каждая часть сконструирована особым образом. Сейчас здесь располагается фонд Баухауса. Общественные пространства можно увидеть и просто так, а вот зайти в аудитории, осмотреть мастерские художников, кабинет Гропиуса, театр, сцена которого видела постановки Оскар Шлеммера и Василия Кандинского, можно только вместе с экскурсоводом

Жилые виллы преподавателей школы, построенные по проектам Вальтера Гропиуса. Фото: T.Franzen

Жилые виллы преподавателей школы, построенные по проектам Вальтера Гропиуса. Фото: T.Franzen

Жилые виллы преподавателей школы, построенные по проектам Вальтера Гропиуса. Фото: T.Franzen

Жилые виллы преподавателей школы, построенные по проектам Вальтера Гропиуса. Фото: T.Franzen

Жилые виллы преподавателей школы, построенные по проектам Вальтера Гропиуса. Фото: T.Franzen

Жилые виллы преподавателей школы, построенные по проектам Вальтера Гропиуса. Фото: T.Franzen

Жилые виллы преподавателей школы, построенные по проектам Вальтера Гропиуса. Фото: T.Franzen

Жилые виллы преподавателей школы, построенные по проектам Вальтера Гропиуса. Фото: T.Franzen

Дома мастеров

Недалеко от основного здания находятся виллы, так называемые дома мастеров, построенные для преподавателей школы. Место совершенно особенное: творческая колония, где когда-то бок о бок жили и работали лучшие, самые знаменитые художники-экспериментаторы того времени: Василий Кандинский, Пауль Клее, Оскар Шлеммер, Ласло Мохой-Надь, Лионель Фейнингер.

Минимализм, кубические формы, плоские крыши, стеклянные фасады — все в этих домах было прогрессивным и революционным. Чтобы понять, какой переворот совершила эта архитектура, просто оглянитесь. Через дорогу традиционные особняки с треугольными крышами и вензелями на фасадах, а чуть наискосок — дворец Георгиум — образец архитектурной классики. Почувствуйте разницу!

Обязательно зайдите на последнюю в ряду домов виллу. Это был дом на две семьи. Василий Кандинский с женой делил кров с семьей Пауля Клее. Кандинскому не все нравилось в служебном жилье, и он внес свои поправки. Закрасил большое окно белой краской, чтобы снаружи не так «светиться», стены в столовой выкрасил в черный и белый цвет, спальню сделал зеленой, а в гостиной и вовсе покрыл сусальным золотом оконные рамы, дверные ручки — в общем, добавил немного экспрессии к строгому минимализму Гропиуса.

В войну были полностью разрушены дома Ласло Мохой-Надя и самого Вальтера Гропиуса. Интересно, что их не стали восстанавливать в изначальном виде, хотя все возможности для этого были. На их месте было построено два совершенно новых дома. Архитекторы переосмыслили идеи Баухауса, наглядно показав, насколько они созвучны современности и перспективны, особенно в свете новых материалов и технологий XXI века.

Все дома мастеров реставрируют к столетнему юбилею школы, к апрелю все работы будут завершены. 

А также

От вокзала ходит специальный автобус по местам Баухауса. Значимые памятники разбросаны по городу, и это самый удобный способ охватить все самое интересное.

Если уж забрались в Дессау ради Баухауса, для трапезы имеет смысл выбирать заведения, близкие к теме. Тем более что они есть. Начать можно с посещения кафетерия в здании школы (попробуйте тарт фламбе, его здесь очень хвалят) или купить что-то в киоске Миса ван дер Роэ прямо на территории кампуса. Ну а на обед можно отправиться в Kornhaus Restaurant. Этот полукруглый павильон с панорамными окнами на берегу Эльбы — еще один памятник Баухауса, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Поселок Тёртен, фото: Uwe Barghaan

Поселок Тёртен, фото: Uwe Barghaan

Тёртен

Дома мастеров — пример частной застройки для состоятельных граждан. Однако самым актуальным для архитекторов Баухауса было проектирование демократичного социального жилья.

«Человеческие потребности вместо роскоши» — под этим лозунгом по проекту Вальтера Гропиуса, Ханнеса Мейера и других с 1926 по 1928 год в районе Тёртен (Dessau-Törten) в южной части города было возведено 314 двухэтажных блочных домов, каждый с небольшим земельным участком. В каждом доме были кухня, ванная, центральное отопление — для тех лет это выдающееся достижение. Хотя поселок и теперь жилой, здесь есть несколько открытых для публики зданий. Дом «Антон» с фасадом из стеклоблоков восстановлен в первозданном виде, обставлен мебелью Баухауса и открыт для посещения. В здании магазина (Konsum) разместился небольшой музей района. Обязательно осмотрите «Дом с балконом» архитектора Ханнеса Мейера, второго директора Баухауса. Чтобы не тратить место внутри, коридор вынесен на балкон. Совсем недавно и этот дом стал частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стоит также посетить экспериментальный стальной дом Георга Мухе и Ричарда Паулика. Этот эксперимент оказался не слишком удачным: в холод дом, целиком собранный из стальных панелей, мгновенно промерзает, а в жару раскаляется. Впрочем, для временных экспозиций, которые здесь размещаются теперь, он вполне подходит.

Биржа труда

Старая биржа труда (Historisches Arbeitsamt) в Дессау — еще один интереснейший объект. Полукруглое кирпичное здание было построено в 1927 году Вальтером Гропиусом. Прежде никаких бирж труда в этих местах вообще не существовало, это было новое явление, ответ на массовую безработицу. Гропиусу предстояло решить множество задач. Задать тон, придумать, какими могут быть эти учреждения. Спланировать пространство таким образом, чтобы обслужить как можно больше безработных минимальным количеством персонала. Сделать так, чтобы соискатели не толпились и не слишком нервничали.

Биржа устроена в высшей степени рационально. Здание, освещаемое естественным образом за счет прозрачного потолка, работало как машина для сортировки людей. Шесть дверей разделяли посетителей на разные потоки еще при входе: по половому признаку и по специальностям. Отдельный выход был для женщин, в другие двери входили мужчины: те, кто на завод, — в одну дверь, служащие — в другую и т.д. 

Ключевая часть здания полукруглая, а внутри у биржи кольцевая планировка. За дверью следовало «кольцо» ожидания, из него каждая категория безработных попадала напрямую к потенциальным работодателям. Получившие работу сразу проходили в третье кольцо, где был выход, и, таким образом, не встречались с теми, кто еще только надеялся на трудоустройство. Для тех же, кто получил отказ, был свой маршрут: в кассу за пособием по безработице и на выход.

Сейчас в старом здании биржи работает муниципальное учреждение, но попасть внутрь можно, к тому же совершенно бесплатно.

Музей Баухауса

Музей Баухауса

Музей Баухауса в Дессау

8 сентября 2019 года в центре Дессау на площади Миса ван дер Роэ начнет работать новый Музей Баухауса. Для него построено новое здание, которое вместит вторую по величине коллекцию Баухауса в мире — 49 тысяч экспонатов. Ее начали собирать в 70-е годы и теперь впервые представят в едином пространстве.

Фабрика «Фагус», фото: T.Franzen

Фабрика «Фагус», фото: T.Franzen

Фабрика «Фагус», фото: T.Franzen

Фабрика «Фагус», фото: T.Franzen

Фабрика «Фагус», фото: T.Franzen

Фабрика «Фагус», фото: T.Franzen

Альфельд-на-Лейне

Фабрика «Фагус»

Этот город в Нижней Саксонии входит в гранд тур по немецкому модернизму благодаря одной, но исключительно важной достопримечательности. Здесь находится один из главных символов индустриальной архитектуры XX века, первое современное промышленное здание в Европе, отправная точка в развитии модернизма и функционализма. Именно с этого проекта начался успех архитектора Вальтера Гропиуса. Речь идет о фабрике обувных колодок «Фагус» (Fagus-Werk).

Строительство комплекса из 10 зданий началось в 1909 году. Проект был абсолютно новаторским, вместо традиционно темных и мрачных цехов было возведено наполненное светом и воздухом здание из стекла, стали и бетона. Прогрессивного владельца волновала безопасность. Ответом на его запрос стали огромные окна в стальном переплете — новое слово в фабричном строительстве. Стеклянные панели были даже на крыше. Благодаря хорошему освещению цехов травматизм на новой фабрике был в два раза ниже, чем в среднем в те времена. 

Еще одна не менее новаторская идея проекта — забота об эстетических чувствах рабочих. Взять, к примеру, знаменитую лестницу без опоры, будто парящую в воздухе.

Прежде даже в голову не приходило, что на фабрике должно быть красиво. «Эффективность производства зависит от счастья рабочих», — писал Гропиус.

О том, счастливы ли трудящиеся здесь рабочие, можно узнать лично. Потому что фабрика до сих пор работает. Не исключено, что колодка для ваших ботинок была сделана именно здесь.

Кроме цехов в главном здании есть музейная часть, где рассказывают об истории здания и производства. Это культурный центр города, где проводят выставки и всевозможные мероприятия.

Берлин и окрестности

В 1930 году Баухаус переезжает в Берлин, где размещается в здании бывшей телефонной фабрики. Нацистский режим не устраивал этот оплот вольномыслия, в здании постоянно проводили обыски, студентов арестовывали, и в 1933 году последнему директору Баухауса Мису ван Дер Роэ ничего не оставалось делать, как принять решение о роспуске школы.

В Берлине тем не менее достаточно памятников, которые порадуют и ценителей Баухауса. К тому же именно в Берлине проходит больше всего событий, приуроченных к столетию: выставки, фестивали, конференции

Архив Баухауса, фото: T.Franzen

Архив Баухауса, фото: T.Franzen 

Архив Баухауса, фото: T.Franzen

Архив Баухауса, фото: T.Franzen

Архив Баухауса, фото: T.Franzen

Архив Баухауса, фото: T.Franzen

Архив Баухауса

Первый пункт маршрута — Архив Баухауса (Museum für Gestaltung) в районе Тиргартен. Здесь расположена крупнейшая в мире коллекция школы. Сейчас заканчиваются работы над новым зданием, коллекция переезжает туда, поэтому архив закрыт для посещения. Однако уже само его здание, построенное Вальтером Гропиусом, — яркий памятник модернистской архитектуры.

Школа профсоюзов, Бернау. Фото: T.Franzen

Школа профсоюзов, Бернау. Фото: T.Franzen

Школа профсоюзов, Бернау. Фото: T.Franzen

Школа профсоюзов, Бернау. Фото: T.Franzen

Школа профсоюзов

Час на поезде от Берлина — и вы в Бернау. Здесь посреди леса расположена Школа профсоюзов, которая была построена в 1928–1930 годах по проекту Ханнеса Мейера и Ганса Виттвера. Этот архитектурный ансамбль, состоящий из трехэтажных построек, был отреставрирован и сразу вошел в список ЮНЕСКО в 2017 году. Сейчас здесь работает интернат профессионального обучения, поэтому попасть внутрь непросто: только с экскурсиями по четвергам и воскресеньям по предварительной записи

Поселок Хуфайзен («Подкова»), фото: T.Franzen

Поселок Хуфайзен («Подкова»), фото: T.Franzen

Поселок Хуфайзен («Подкова»), фото: T.Franzen

Поселок Хуфайзен («Подкова»), фото: T.Franzen

Поселок Хуфайзен («Подкова»), фото: T.Franzen

Поселок Хуфайзен («Подкова»), фото: T.Franzen

Поселок Хуфайзен («Подкова»), фото: T.Franzen

Поселок Хуфайзен («Подкова»), фото: T.Franzen

Модернистские кварталы

Отдельного внимания заслуживают берлинские модернистские поселки или, как их еще называют, кварталы. Большинство из них были спроектированы архитектором Бруно Таутом, который полностью разделял идеи Баухауса. Многоквартирные дома стали классикой для городов XX века, они есть едва ли не в каждом городе мира. Берлинские поселки — родоначальники современного урбанизма. Жаль, что разбросаны они по разным частям города, так что посетить все проблематично. Но один-два осмотреть определенно стоит.

Самый интересный — поселок Хуфайзен («Подкова»), он находится в округе Нойкельн и был построен в 1925–1933 годах. В поселке 1072 квартиры, и это первый масштабный проект социального жилья в столице. Часть построек расположена линейно, но ядро и главная достопримечательность — дома, образующие форму подковы. Еще один отличительный знак Хуфайзена — яркие цвета домов, которые должны были компенсировать аскетизм жилья. «Подкова» – белая, вход в поселок выделен синим, выходящая на Фриц-Рейтер-Алле сторона – красная. Еще больше красок в другом поселке Бруно Таута, который носит название «Город-сад Фалькенберг» (Gartenstadt Falkenberg) и расположен в районе Трептов-Кёпеник. Это более раннее и поэтому еще довольно буржуазное поселение. Много зелени, цветов, яркие разноцветные домики — архитектор хотел, чтобы место напоминало коробку с красками.

Отель Tautes Heim

Хорошая новость для истинных ценителей модернизма. В поселке Хуфайзен один из домов был превращен в жилой музей поселков Бруно Таута. Силами энтузиастов-владельцев и дизайнеров подробно восстановлены исторические интерьеры. Правда, это не музей, а отель. Просто посмотреть не пускают, здесь надо жить. Забронировать дом можно за 150 евро в сутки на сайте.

Выставка Original Bauhaus

Одно из главных событий по случаю столетнего юбилея — выставка Original Bauhaus, которая будет проходить в Берлинской галерее. В центре внимания всего 14 экспонатов, по числу лет существования школы. Каждый из них — икона стиля: чайный сервиз Марианны Брандт, светильник WG24, кресло Марселя Бройера и т.д. Выставка будет открыта с 6 сентября 2019 года до 27 января 2020 года.

Неделя Баухауса – 2019

С 31 августа по 8 сентября в Берлине пройдет общегородской фестиваль «Неделя Баухауса – 2019» (Bauhauswoche Berlin 2019). 

В витринах магазинов на Кант-штрассе и Потсдамер-штрассе разместятся экспозиции, рассказывающие об истории школы. На некоторых террасах и крышах города будут проходить встречи, лекции и даже занятия йогой для всех желающих. Центральный павильон фестиваля расположится на Эрнст-Ройтер-Плац. Интересно, что конструкцию соберут из старых окон, снятых со зданий Баухауса в Дессау. В павильоне можно будет найти всю информацию о локациях и событиях фестиваля.

Вилла Лемке

В 1930 году, за три года до закрытия Баухауса, ее директором становится тогда уже знаменитый Мис ван дер Роэ. В Берлине можно увидеть частный дом, спроектированный им в те годы. Это последний проект мэтра современной архитектуры в Германии перед тем, как он эмигрировал в США. И хотя эта вилла построена для семьи фабрикантов по фамилии Лемке, в историю она вошла именно как «Дом Миса ван дер Роэ». Постройка точно передает дух модернизма. Снова плоская крыша, асимметричная L-образная форма здания, обожженный кирпич — один из излюбленных материалов мастера. Дом находится в западной части Берлина довольно далеко от центра, но в качестве бонуса отправившиеся сюда смогут увидеть любопытные экспозиции, посвященные прошлому и настоящему модернизма, сейчас Вилла Лемке работает как выставочный зал. 

Поселок Вайсенхоф, фото: T.Franzen

Поселок Вайсенхоф, фото: T.Franzen

Поселок Вайсенхоф, фото: T.Franzen

Поселок Вайсенхоф, фото: T.Franzen

Поселок Вайсенхоф, фото: T.Franzen

Поселок Вайсенхоф, фото: T.Franzen

Поселок Вайсенхоф, фото: T.Franzen

Поселок Вайсенхоф, фото: T.Franzen

Штутгарт 

Здесь находится важнейший в истории модернизма рабочий поселок Вайсенхоф («Белые дворы»). Поселок этот особенный. Он был возведен для выставки «Современное жилье» в 1927 году. И это было настоящее программное высказывание о том, каким должно быть современное жилье для широких масс: доступным, практичным, недорогим. «Дом — машина для жилья» — главный принцип конструктивизма был положен в основу этого проекта.

Поселок проектировали чуть ли не все имеющиеся на тот момент в Европе архитекторы-авангардисты: Вальтер Гропиус, Бруно и Макс Тауты, Ле Корбюзье и др. Куратором был Мис ван дер Роэ, именно ему принадлежит генеральный план Вайсенхофа. Собралась блестящая команда: 17 архитекторов из пяти стран. Архитекторы не только проектировали дома, но и заполняли их правильной мебелью. Именно здесь впервые были представлены публике кресла из гнутых стальных трубок дизайнера Марселя Бройера — культовая мебель Баухауса.

Несмотря на то что Вайсенхоф — поселок выставочный, это настоящее жилье, а не временные экспонаты. С тех самых пор здесь живут люди, и в квартиры не попасть. Главный хит поселка — дом Ле Корбюзье. К счастью, городским властям удалось его выкупить, и сейчас здесь музей. В одной части можно узнать все об истории поселка, в другой — увидеть восстановленные интерьеры.

Выставка «Город Вайсенхоф. Прошлое, настоящее, будущее»

С 7 июня по 20 октября 2019 года в Государственной галерее Штутгарта будет проходить выставка «Город Вайсенхоф. Прошлое, настоящее, будущее». Кураторы приглашают переосмыслить историю с позиции нынешнего дня.

Церковь Святого Креста, Франкфурт. Фото: T.Franzen

Церковь Святого Креста, Франкфурт. Фото: T.Franzen

Церковь Святого Креста, Франкфурт. Фото: T.Franzen

Церковь Святого Креста, Франкфурт. Фото: T.Franzen

Церковь Святого Креста, Франкфурт. Фото: T.Franzen

Церковь Святого Креста, Франкфурт. Фото: T.Franzen

Франкфурт. Образец архитектурного модернизма

Баухаус был богат новаторскими градостроительными идеями. Они оказали колоссальное влияние на облик городов XX века. Одним из первых изменился Франкфурт-на-Майне. Мэр лелеял мечту превратить свой город в центр архитектурного авангарда, и в конце 20-х годов здесь стартовала программа застройки «Новый Франкфурт». Появились такие интересные проекты, как центральный рынок (архитектор Мартин Эльзассер), Университет Гете (Ганс Пельциг). А главное — 10 тысяч семей получили жилье. Разработал программу архитектор Эрнст Май и его команда. С его подачи в городской жизни появилось такое явление, как спальные районы, построенные по типовым проектам. Это потом их будут яростно критиковать, а тогда это был колоссальный прорыв, символ обновления и надежды на лучшую жизнь. После Франкфурта, в начале 30-х годов, Эрнст Май с командой работал в СССР. Под его началом были застроены почти два десятка советских городов, среди них — Кемерово, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк, Харьков. 

Дом Эрнста Мая

Один из самых известных районов «Нового Франкфурта» — Рёмерштадт (Römerstadt Estate). На территории этого поселка в двухэтажном доме с террасой сейчас работает музей Эрнста Мая, в котором все устроено именно так, как и было задумано архитекторами «Нового Франкфурта». Хотя панельные коробки разочаровали многих, именно здесь можно оценить, насколько прекрасным, рациональным, хоть и утопичным, был изначальный замысел.

Здесь же можно увидеть знаменитую «франкфуртскую кухню», от которой ведут свою родословную современные модульные кухни: навесные шкафчики наверху, плотно прилегающие друг к другу нижние элементы, чтобы не пропадало ни одного сантиметра. Ее создательница Маргарете Шютте-Лихоцки с секундомером изучала ежедневные маршруты, которыми следуют хозяйки, и спланировала новую кухню таким образом, чтобы сократить все необходимые передвижения. Кухня вообще изобилует практическими находками. Если вы до сих пор задаетесь вопросом, как выжить с шестиметровой кухней, за подсказками вполне можно обратиться к авторскому прототипу. 

И это далеко не все! Яркое наследие Баухауса — создания его учеников и последователей можно найти в Ганновере и Гамбурге, Дюссельдорфе и Лейпциге, Магдебурге и Дрездене, и других немецких городах. Поездки по этим интересным локациям предлагает «Гранд тур модернизма».

Новаторские работы студентов и наследников Баухауса рассеяны по всему миру. Дома, спроектированные эмигрировавшими в СССР архитекторами можно встретить в строившихся в 30-х годах соцгородках России: Перми, Магнитогорске, Соликамске. А наиболее целостный ансамбль строений Баухауса «Белый город» сохранен в Тель-Авиве. И не будет большим преувеличением сказать, что вся современная архитектура выросла из небольшой веймарской школы, которой действительно удалось «изобрести мир заново».

Комментарии (0)