Филлип Теффт: «Музеи слишком оберегают свои экспонаты от посетителей»

Мы поговорили с директором лондонского представительства Бюро Ральфа Аппельбаума (самая авторитетная в мире компания по разработке музейного дизайна), архитектором Филлипом Теффтом, который посетил Петербург в рамках третьей сессии проекта Lakhta View.  Теффт занимается планированием, дизайном и разработкой музейных пространств, выставок и культурных проектов уже более 20 лет и рассказал нам о своем опыте и особенностях работы с музеями. 

  • Филипп Теффт на третьей сессии Lakhta View
  • Третья сессия Lakhta View 

О работе с музеями

Мне кажется большинство музеев в разных странах объединяет то, что они пытаются рассказать посетителю некую историю. Безусловно, не все музеи умеют это делать, и я считаю, что именно по этой причине они не становятся востребованными и успешными. Именно умение транслировать историю помогает галереям по всему миру становится популярными.
 
Самая большая трудность в работе с таким консервативным институтом, как музей, заключается в том, что они неохотно открываются новому. Например, музеи «старой закалки» предпочитают следовать концепции, в которой экспонаты заколачивают и прячут под стекло, слишком оберегают от гостей. Безусловно, в этом есть здравый смысл: шедеврам необходима консервация по чисто техническим причинам, чтобы радовать нас и дальше. А еще вы можете посмотреть на количество входов в здание — как правило их один-два, хотя как мне кажется музеям нужно гораздо больше. 
 
Тем не менее, сейчас мы живем в такое время, что необходимо постепенно открываться новому и начать делиться. В этом плане консервативное мышление музеев может стать настоящей проблемой. Еще одна проблема в работе с ними заключается недостаточном финансировании (как бы банально это не звучало). Хотелось бы, чтобы у них было больше спонсоров и меценатов, чтобы какая-то часть богатых людей направила свои финансовые возможности в эту сферу, чтобы, грубо говоря, пришел очень богатый человек и сказал: «Я помогу этому музею, потому что это важно». Так что мы постоянно пытаемся повысить уровень информированности о важности поддержки этого городского института. 
  • Музей детства (филиал музея Виктории и Альберта), Лондон 

О вовлеченности посетителей

Я думаю, лучшее, что мы можем сделать для развития музеев — спросить у самих посетителей: что им нравится и что бы они хотели в них видеть. Например, мы сейчас работаем с музеем детства в Лондоне и там пытаются всячески вовлечь целевую аудиторию в процесс организации экспозиций: приглашают детей, проводят с ними мастер-классы, в конце концов спрашивают их напрямую, что им интересно. То есть не взрослые диктуют маленьким посетителям, а дети говорят взрослым, что хотят больше интерактивных игр или мастер-классов. И это здорово помогает развиваться музею, ведь взгляд извне, пусть даже детский — отличная возможность улучшить концепцию учреждения.

О будущем дизайна 

Я думаю, что в будущем большая часть работы дизайнера будет основана на сотрудничестве и открытости. Коллаборации — это архиважно для нас, они помогают четче представить, в каком направлении двигаться и развиваться. Не думаю, что в будущем искусственный интеллект сможет заменить труд живого дизайнера. Придет время когда индивидуальный дизайн исчезнет как концепция, и наступит коллективное понимание того, что человечеству необходимо получить от дизайна. Лично мне очень импонирует идея того, что дизайн — это совместный труд, а не работа наедине с собой.
 
Наше бюро всегда сотрудничает с местными художниками, когда мы работаем в той или стране. Международные коллаборации действительно очень важны, без этого мы никак не может прочувствовать национальные и культурные особенности той страны, в которой работаем. 
 
Под руководством Теффта были спроектированы экспозиции лондонского Музея общественного транспорта, крупнейшего в Северной Ирландии музея искусств The Braid, павильона Объединенных Арабских Эмиратов на Всемирной выставке 2010 года в Шанхае, а также реконструированы 16 постоянных экспозиций Национального музея Шотландии в Эдинбурге — самого посещаемого музея Великобритании за пределами Лондона.
  • Флоренция, Италия

О Петербурге

Я впервые в этом городе и, честно говоря, он мне очень напоминает Флоренцию. У Петербурга явно итальянское нутро, это чувствуется в красивых пропорциях, Палладианстве (архитектурный стиль итальянского ренессанса XVI века, — Прим. ред.) . Мне очень нравятся площади и огромное количество общественных пространств, памятников, монументов — все это обозначает «генетический код» местной архитектуры. В общем, я могу сказать, что Петербург — невероятно красивый город с очень высоким уровнем дизайна. И конечно же я был в Эрмитаже — у меня даже нет слов, чтобы прокомментировать, насколько это потрясающий музей с невероятной коллекцией. Я хочу вернуться и увидеть больше.

Безусловно я чувствую, что Петербург — европейский город. Различие с городами Европы, как мне кажется, у него в том, что здесь гораздо больше пространства, которое может быть использовано дизайнерами. 

О «Лахта Центре»

Это очень амбициозный и захватывающий проект и он диаметрально противоположен типично петербургской архитектуре. Мне кажется здание довольно авангардно для города, у него потрясающая инженерия, лично мне было интересно, как там все работает. Башня, на мой взгляд, поистине топовое здание мирового уровня. 

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также

Новости партнеров