На прошлой неделе Павел Дуров объявил о продаже своей доли акций «ВКонтакте», заверив, что останется присматривать за своим проектом. Генеральный директор сервиса знакомств Topface с 75 миллионами подписчиков поделился своим мнением о происходящем и дал прогноз о дальнейшей судьбе социальной сети.
Что может побудить создателя-акционера проекта, в частности Павла Дурова, отказаться от своей доли в собственном деле?
Если управляющий-основатель верит в перспективность своего проекта и при этом у него нет явной нужды в деньгах, естественным поведением является сохранение или увеличение своей доли. Продавать долю в активно растущем проекте управляющий может в трех случаях. Во-первых, если он видит скорое достижение пика роста — в случае Вконтакте, это явно не так. Во-вторых, если он верит в намного большую перспективу альтернативных способов вложения средств, в-третьих, если его к этому каким-то образом вынуждают — например, угрозой враждебного поглощения. Принимая во внимание тот факт, что основатель, который не строит изначально компанию на продажу, обычно отождествляет себя самого с этой компанией (и это явно прослеживается в случае Павла Валерьевича и ВКонтакте), психологически решение о полном выходе из капитала своего детища выглядит особенно сложно. Учитывая все это, я бы взял на себя смелость предположить, что продажа акций является явным сигналом готовящегося ухода Павла Валерьевича с поста генерального директора. Обычно в таких сделках предусматривается определенный период, необходимый для передачи дел — скорее всего, именно поэтому Павел Валерьевич и остается пока генеральным директором.
Есть ли на российском рынке интернет-проекты, куда человеку с опытом и знаниями Дурова можно пойти работать? Где он может быть востребован у нас в стране? За рубежом?
Я не представляю себе проекта ни в России, ни за рубежом, в котором Павел Валерьевич мог бы работать наемным >ом. Успешные предприниматели вообще крайне редко идут работать по найму, но это обычно касается самореализации в рамках крупных социальных проектов.
Возьмем упрощенный пример истории Вконтакте. Идеолог открывает интернет-проект с друзьями молодости. Проект дорожает, друзья продают свои доли, и создатель оказывается со сторонними акционерами, у которых своя точка зрения на развитие проекта — это обычный сценарий? Если да, то как его избежать?
Мне кажется, эта ситуация — яркий пример наличия разных целей у акционеров компании, а не их изначальных отношений и положения в проекте. И, возможно, отсутствия желания искать общие цели и находить компромисс в рамках достижения этих общих целей. Это бывает сложно и требует вмешательства третьих лиц, но позволяет сохранить и отношения, и бизнес в долгосрочной перспективе.
Как может измениться ВКонтакте в связи с усилением позиций сторонних акционеров?
Я уверен, что в силу большого опыта ключевых акционеров в любом случае все изменения будут происходить очень аккуратно и с бережным отношением к лояльной аудитории сайта. Думаю, будет развиваться монетизация мобильной версии, усиление работы с крупными рекламодателями с рынка FMCG и игрового направления.
Комментарии (1)