18+
  • Город
  • Город
Город

Городской типаж: художник Императорского фарфорового завода

Опытный мастер и заслуженный художник России Сергей Соколов рассказал, как устроиться на легендарное предприятие, кто придумывает росписи и почему фарфор превращается в элитный материал.

Как я стал художником ИФЗ

На Императорский фарфоровый завод (в то время Ленинградский), я пришел в 1985 году сразу после  окончания училища имени Мухиной. У нас на курсе прошел слух, что художник завода Нина Павловна Славина и главный художник Андрей Ларионов хотят взять на работу выпускников, чтобы влить новую творческую кровь, разбавив сложившийся женский коллектив, мужчинами. Я учился на кафедре керамики и стекла, и фарфор – это мой осознанный выбор. Это очень трудный материл, он как будто сопротивляется – мне понадобилось много лет, чтобы его понять.

Моей дипломной работой был сервиз «Город и люди», посвященный Петербургу, который я выполнил в мастерских завода. Я изобразил старинную архитектуру города и молодых людей, моих современников, в нем живущих. Сервиз был с фигурами людей, что для него не свойственно. Когда меня приняли на завод, все считали, что мне крупно повезло. Попасть сюда было очень престижно.

Как я работаю

У художника рабочий день стартует не зависимо от времени суток, когда начинается творческий процесс. Работа на заводе в настоящее время уже не делится на производственную и творческую – все перемешалось. Достойные выставок художественные произведения дают толчок для создания новых массовых серий.

Есть два типа художников: те, кто сразу придумывают, как будет выглядеть готовая работа, и потом просто это воплощают и те, кто начинают что-то делать, и в процессе получается произведение искусства.

Я всегда тружусь только над одним произведением. Когда работаю, почти не использую бумагу, ищу композицию, рисуя прямо на фарфоре и потом перехожу к росписи.

В росписи по фарфору используются порошковые краски, которые перемешиваются на палитре со скипидаром. У новичков бывают трудности с этим элитным материалом: то краска с кисти не сползает, то результат получается не тот, который ожидаешь.

Что я рисую

У каждого художника на заводе свой авторский почерк росписи. В своих работах я сочетаю мазковую живопись надглазурными красками с тонкой линейной графикой пером.

Художник работает всегда – в самый неожиданный момент может прийти гениальная идея. Все пытаются найти свое направление. Конечно, на меня влияет творчество других, но, к счастью или к сожалению, не так уж сильно. Я изучаю работы художников, вижу как это здорово, пытаюсь понять, как сделано, но не перенимаю приемы.

Первое время на заводе мучительно искал свою тему. Однажды расписал чашку и вдруг понял – это мое: стал развивать созданный рисунок, так появилась серия фантазийных музыкальных инструментов. Фарфор ведь и сам по себе материал очень музыкальный. С помощью инструментов я начал создавать мелодии на фарфоре.

Последняя моя работа – серия декоративных тарелок на тему летних видов спорта. Меня всегда привлекали зрелищность и декоративность спортивных состязаний, а изображение человека в движении – любимая тема.

Сложности профессии

Мне никогда не хотелось поменять работу. Роспись по фарфору – это творчество и большой труд. Фарфор - это такой благодатный материал для творческого самовыражения, что вобрал в себя свойства архитектуры, скульптуры и живописи.

Чтобы создать произведение, придумать абсолютно новую и хорошо продаваемую вещь, требуется огромная, кропотливая работа и постоянное напряжение мысли.

Есть задачи, которые, на первый взгляд, не вдохновляют, а потом втягиваешься, находишь новые акценты – трудовой процесс проникает в тебя и получается интересно. Самое важное – поймать кураж.

Каким я вижу будущее профессии

При советской власти фарфор перестал быть элитным материалом: у каждого в доме должен был быть сервиз. Но в борьбе за массовость мы теряли качество. У меня есть тиражный чайный сервиз «Кобальтовая сетка» 1990-х годов выпуска. Недавно я решил его достать, чтобы начать пользоваться, и ужаснулся – такого он плохого качество, если сравнивать с сегодняшним. Сейчас и белизна глазури, и декорирование кобальтом, и доработка «золотом» – все намного лучше.

Я погружен в творчество и не задумываюсь о будущем отрасли. Мир изменился и интерес к дорогому высококачественному фарфору уходит. Это очень сложный материал, поэтому посуду делают из других, а он становится элитным, пропадая из повседневной жизни.

Вслед за европейскими заводами мы приглашаем к сотрудничеству  художников из других областей искусства, что создает конкуренцию, но в творческих специальностях это даже хорошо. Ассортимент должен меняться, быть на острие модных трендов.

Текст: Мария Орехова
Фото: Кирилл Телицын

Следите за нашими новостями в Telegram
Рубрика:
Городской типаж
Места:
Императорский фарфоровый завод

Комментарии (0)