Наталья Сиверина: «Мой дед – второй Родченко и пионер селфи!»

Искусствовед обнаружила фотоснимки из своего семейного архива среди экспонатов Фотобиеннале в Русском музее. Ее деда сравнивают с Родченко и считают, что он предвосхитил селфи.

Иногда с нами случаются совершенно невероятные истории: например, я совсем недавно узнала, что мой родной дед Вячеслав Михайлович Коваленко был гениальным фото-художником – его работы экспонируются на III Фотобиеннале историко-архивной фотографии, которая проходит сейчас в Мраморном дворце. Я родилась уже после смерти деда. Его фотографии, в особенности автопортреты, окружали меня с самого детства, и воспринимались привычными деталями интерьера нашей квартиры. Я знала, что дед обладал множеством талантов и был натурой увлекающейся, фотографировал, рисовал, был актёром и профессиональным иллюзионистом, но о том, что его творчество имеет такую ценность, не догадывалась. Взглянуть на работы деда и его биографию по-новому получилось только сейчас, на выставке. И это не конец истории: совсем скоро в мае, его другие работы будут опубликованы в новой книге историка Ольги Хорошиловой «Молодые и красивые».

Фотограф-пророк

На выставку дедушкины фотоработы взяли из коллекции коллекционера Артёма Классена, он признается, что с первого взгляда эти работы произвели на него сильнейшее впечатление. В каждом кадре чувствовалось дыхание эпохи, потрясающая экспрессия, и ещё, как мне теперь хорошо понятно – невероятный оптимизм молодых, красивых, талантливых людей, которым казалось, что все надежды и планы обязательно сбудутся. На многих кадрах – автопортреты, на которых дед предстает в разных образах: суровым пролетарием, эксцентричным аристократом или подгулявшим кутилой. 

Дед начал заниматься фотографией в семнадцать лет, и теперь исследователи удивляются, откуда у настолько молодого человека такое знание законов композиции, умение почувствовать модель, взгляд художника в широком смысле этого слова. Его сравнивают с Родченко и проводят параллели с исканиями легендарного Александра Гринберга, чей проект «Искусство движения», задуманные в 1920-е годы ставил целью раскрыть на фотографии динамику движения, создать его образ. Я занимаюсь историей моды, и думаю, что возможно, если бы в СССР развивалась модная фотография, дед вполне возможно мог бы стать одной из её культовых фигур, для этого у него было все: талант, собственный почерк, чувство стиля, яркая индивидуальность. Сегодня это вполне можно запараллелить с современной манией селфи и всеобщим стремлением спрятать себя за тщательно сконструированными образами. Рассматривая популярные и не очень аккаунты в Instagram, иногда нахожу что-нибудь, неожиданно напоминающее творчество деда: например, играющая со своими образами в своем аккаунте @zooeydeschanel актриса Зои Дешанель, концептуальный проект The Disneyland Princess (аккаунт @thedisneylandprincess, где девушка талантливо переоблачается в принцесс), или эксперименты стилиста Натали Крокет, которая переснимает со своим участием культовые рекламные компании. 

  • Фоторабота Коваленко

  • Автопортрет Коваленко

  • Автопортрет Коваленко

  • Коваленко за работой

  • Коллекционер Артем Классен

Урок искусствоведения

Если посмотреть с научной точки зрения, то творческая манера фотографа-художника Вячеслава Коваленко родом из искусства авангарда, в 1920-е годы он учился на ФЭКСе – Фабрике эксцентрического актера у будущих классиков советского кино – режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Студенты и преподаватели, которые были практически ровесниками, называли себя «ФЭКСами», как и полагается авангардистам увлекались эксцентрикой, противопоставляли классической культуре площадные зрелища. Круг общения на ФЭКСе был впечатляющим: со студией сотрудничали писатель, историк и переводчик Юрий Тынянов, кинорежиссер Сергей Юткевич и композитор Дмитрий Шостакович. Поставив несколько авангардных спектаклей, Козинцев и Трауберг занялись кино, возможно, что опыты со светом и тенью легендарного оператора Андрея Москвина, снявшего знаковые фильмы ФЭКСов, такие как «Чёртово колесо» и «Шинель», оказали влияние на деда. По крайней мере, один из его автопортретов – «Автопортрет с грызуном» – своеобразная цитата из «Чёртова колеса». Вероятно, и символизм, который явно прочитывается в работах фотографа Коваленко тоже от Москвина, в этот период старавшегося воссоздать эстетику Серебряного века средствами кино, и даже поселившегося в Царском селе в комнате, которая ранее служила кабинетом его кумиру Николаю Гумилёву. А может все многочисленные автопортреты деда – это этюды, завязанные на идеи другого студийца ФЭКС – будущего корифея советского кино – режиссера Сергея Герасимова, который разрабатывал тогда тему человека-оборотня, легко меняющего социальные маски. 

Жизнь замечательного человека

Возвращаясь к жизни деда: он достиг пика творчества в середине 1920-х годов, а в 1931-м был призван в армию, где сделал серию снимков армейской жизни и быта. Они тоже теперь в коллекции Артёма Классена. Перед войной дед перестал фотографировать, и больше никогда к этому уже не возвращался, так что работ не много. Войну он прошел старшим лейтенантом Балтийского флота в Кронштадте, после войны остался на флоте служить заведующим постановочной частью Театра Краснознаменного Балтийского флота. С конца 1950 –х годов работал в Кировском театре, тоже заведующим постановочной частью, из театра пришлось уйти из-за скандала с Рудольфом Нуриевым, оставшимся на Западе, тогда уволили многих руководящих сотрудников. Дед перешел в Ленконцерт на должность директора художественно-постановочной части, и работал там до своей смерти в 1966 году.

Вообще, все мужчины в моей семье были наделены артистическими талантами. Например, прадед – Михаил Григорьевич Коваленко работал инженером, повышал квалификацию в Германии, где увлекся модным тогда искусством показывать фокусы. И достиг в этом такого совершенства, что был приглашен со своей программой в Царское село выступать перед августейшей семьей, за что удостоился «Высочайшей благодарности». Именно так называется документ, который сохранился у нас дома, в детстве мне очень нравилась роскошная папка в золотым тиснением и гербами, в которую он был вложен.

Собиратель

Снимки оказались в коллекционера, потому что родственники в какой-то момент решили продать их антиквару, и, наверное, это было правильно, потому что, благодаря этому они нашли своего исследователя и пропагандиста. С момента, как увидел работы деда, Артём Классен ведёт настоящую охоту за его фотографическим наследием. Артём окончил истфак Санкт-Петербургского государственного университета, коллекционировать историко-архивную фотографию начал в 2008 году, сейчас в его коллекции более 700 оригинальных снимков, негативов и фотоматериалов периода с середины XIX века до начала 1930-х годов . Недавно он рассказал мне, что в свое время выкупил не все фотографии коллекции, и одна из не купленных работ долго не давала ему покоя, но когда он пришел за ней, фотографии уже не было. Надеюсь, что она со временем отыщется. 


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме