18+
  • Мода
  • Герои
Герои

«Мир желает строгой дисциплины»: Мэган Виртанен о том, как балет изменил мировую моду

Подписаться:

Поделиться:

 

Историк моды Мэган Виртанен рассказывает, как балет повлиял на моду, кого из танцовщиц называли первой супермоделью 20 века, и как Майя Плисецкая научила советских женщин носить одежду от Пьера Кардена.  

Диана Вишнева в съемке «Собака.ru»

Балерина Наталья Осипова в съемке «Собака.ru»

Диана Вишнева в съемке «Собака.ru»

Прима-балерина театра Бориса Эйфмана Мария Абашова в съемке «Собака.ru»

Балерина Наталья Осипова в съемке «Собака.ru»

«А также в области балета мы впереди планеты всей» — именно эта строчка Юрия Визбора, кажется, захватила умы деятелей модной индустрии. Прима-балерины занимают место моделей в съемках для модных журналов, как это сделали Оксана Скорик, Диана Вишнева и Мария Семеняченко, становятся лицами рекламных кампаний, как Кейт Борен для Woolford, а танцовщики готовятся потеснить моделей на подиуме, как в случае с показом Victoria's Secret.

Анна Павлова

Ида Рубинштейн

Айседора Дункан

Конечно же, артисты балета становились образцом для подражания и раньше. Именем Анны Павловой называли духи, фасоны одежды, шоколадные конфеты и даже десерт. Айседора Дункан заставила парижских модниц мечтать о туниках в греческом стиле. «Русские сезоны» Дягилева стали модной сенсацией. Шарфам и тюрбанам Вацлава Нижинского в начале 1910-х подражала вся женская половина Парижа, а Ида Рубинштейн была по сути одной из первых супермоделей 20 века, хотя такие термины тогда в ходу ещё не были. Наконец, Майя Плисецкая была образцом для миллионов — советская женщина мечтала не о Диоре, а о наряде от Кардена, ведь именно творения этого дизайнера носила Майя Михайловна.

Кристиан Диор примеряет костюмы для «13 танцев» Ролана Пети

Костюмы Коко Шанель для «Голубого экспресса», 1924 год

Костюмы Ива Сен-Лорана (в центре) для Ролана Пети (справа)

Костюмы Джанни Версаче для Мориса Бежара

Фильм «Чёрный лебедь», 2010 год

Дизайнеры тоже неоднократно пробовали свои силы в роли художников по костюму. Коко Шанель в 1924 году сделала костюмы к балету «Голубой экспресс». Кристиан Диор создал модели для «13 танцев» Ролана Пети, но настоящий творческий тандем у Пети сложился с наследником Диора, Ивом Сен-Лораном, который делал костюмы для нескольких значимых постановок хореографа. Не менее значимыми оказались совместные работы Джанни Версаче и Мориса Бежара.

Всё же до 2010-х соприкосновения между балетом и модой были скорее разовыми акциями, а сценический костюм не имел никакого отношения к повседневности. Ситуация резко изменилась несколько лет назад: фильм «Чёрный лебедь» 2010 года был всего лишь одним из маркеров начавшегося процесса. Тюлевые юбки, созданные для картины дизайнерами Rodarte, вскоре были на всех подиумах, а затем появились и в уличной моде. Tod's выпустили линию замшевых «пуантов для мегаполиса», их примеру последовали и изготовители резиновой обуви Melissa. В 2015 году Wolford анонсировали коллекцию, созданную с учётом пластики балерин. Бывшая танцовщица Мэри Хелен Бауэрс основала марку одежды Ballet Beautiful, а в России поклонники балета могут одеваться в наряды от Balletmaniacs.

Балетки «пуанты для мегаполиса» от Tod's

«Балетная» коллекция Wolford, 2015 год

Garreth Pugh для Carbon Ballet Марка Ронсона и Уэйна МакГрегора, 2012 год

Рикардо Тиши для балета «Болеро» Paris Opera Ballet, 2013 год

Мария Грация Кьюри для American Ballet Theatre, 2017 год

Дизайнер в наше время уже не дизайнер, если не создал костюмы хотя бы к одному балету. Moschino, Вивьен Вествуд, Кристиан Лакруа, Гаррет Пью, Валентино, Айрис ван Херпен, Оливье Тискенс, Прабал Гурунг, Рикардо Тиши, Стелла МакКартни — далеко не полный список за последние семь лет. Дом Dior снова в деле — Мария Грация Кьюри в 2017 году занялась созданием костюмов для American Ballet Theatre.

Балетная мода в фильме «Матильда» Алексея Учителя, костюмы Надежды Васильевой 

Балетная мода в фильме «Матильда» Алексея Учителя, костюмы Надежды Васильевой

На каждом шагу открываются танцевальные студии, где любого обучат основам классического танца. Так в чём же всё-таки секрет такой популярности? В исполнении несбывшейся детской мечты «стать балериной»? Нет, дело скорее в существующем в массовом сознании образе балета как сферы, требующей от артиста исключительной дисциплинированности. Мир миллениалов и сторонников свободного воспитания, мир, где слова «внутренняя мотивация» и «самодисциплина» потеряли прежние значения, захлебнулся собственной свободой и спонтанностью, и ради разнообразия возжелал строгой дисциплины. Не настоящей, конечно же. Достаточно балетной пачки и танцкласса раз в неделю.

Рубрика:
Колонка Мэган Виртанен
Ваш город
Пермь?
Выберите проект: