18+
  • Мода
  • Герои
Герои

Мария Шевченко: «Мода девяностых – это попытка выбраться из старого шифоньера советской серости»

Мария Шевченко, художник по костюмам сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», второй сезон которого стартовал на ТНТ 24 мая, рассказала о феномене моды девяностых, главных фэшн-иконах того времени и о том, какие реликвии снова вернулись в наши гардеробы.

Как бы вы охарактеризовали моду 1990-х? Какая она? Какие стили были популярны?

Мне кажется, что мода девяностых – это такая попытка выбраться из старого шифоньера советской серости, с помощью цвета и формы выразить свою индивидуальность, уникальность. На мой взгляд, это напрямую связано с распадом СССР, когда поставки одежды с советских фабрик прекратились и рынки массового сбыта наполнились дешевой одеждой из Турции и Китая со всякими кислотными цветами и странными формами, крупными плечами и лосинами. Человек из коричневого, терракотового квадратика стал уникальным персонажем, обрел разноцветные формы. Отсюда пошли смешанные стили в одежде, когда сверху мог быть классический пиджак на женщине, но внизу могла быть кислотная майка-платье или обтягивающая юбка с лосинами. Также появились всякие виды джинсовой одежды: куртки, пиджаки, юбки, и, собственно, сами джинсы, которые были и как бананы, и как клеш ближе уже к концу девяностых. Это было такое преобразование в том числе моды восьмидесятых, диско-культуры, которое ворвалось в кэжуальную историю, в повседневность. Мне кажется, что люди прежде всего хотели с помощью одежды показать, какие они есть, свой характер, настроение и отношение к будущему.

Какие вещи являются самыми яркими представителями своего времени?

Если говорить предметно о стилях, то это, конечно, вареная джинса. Вообще эта ткань стала общедоступна, она своего рода стала говорить о том, что у тебя есть деньги и возможность достать эти костюмчики. Вареная джинса – это как опция, где эти разводы делают из базовой вещи какой-то уникальный предмет одежды и твоего гардероба. Соответственно люди, у которых не было финансовой возможности купить эту уникальную вещь с вареным эффектом, делали это сами вручную дома: связывали вещи в узлы, кипятили их с отбеливателем, с уксусом. Мне кажется, такие вещи были даже более уникальные и интересные, нежели какое-то заводское производство.

Также характерным было смешение спортивного и классического стилей. В ту эпоху очень часто девушки могли сочетать какие-то классические сарафаны, блузки, юбки с олимпийкой с подвернутыми рукавами. Или каблуки со спортивными штанами – полное смешение стилей и отсутствие канона, которое отражает твое понимание моды. Бесконечные компиляции и миксы.


Люди хотели с помощью одежды показать, какие они есть, свой характер, настроение и отношение к будущему

Мне кажется важным отметить, что люди, которые принадлежали к бизнес-прослойке и получили доступ к созданию бизнеса, имели необходимость отразить свой достаток через свой гардероб. Классические костюмы, пиджаки, рубашки и водолазки, которые изначально отражали вот этот деловой стиль, вдруг преобразились. Они обрели какие-то яркие цвета: например, малиновые пиджаки у «новых русских», также были желтые и оранжевые цвета. То есть, человек по сути сохранял деловой стиль, но у него был такой кич небольшой, который показывал, что человек имеет средства и смелость на то, чтобы выглядеть ярко, несмотря на свою деловую сферу.

На моду девяностых еще повлияла музыка: были рок и хип-хоп. Если говорить о хип-хопе, то это американская культура, которую скопировали китайский и турецкий рынок и доставили на наше постсоветское пространство. Это джинсы-трубы, спортивные штаны, олимпийки ярких цветов, при этом имеющие геометричные вставки. Что касается рок-культуры, то это прежде всего группа Nirvana и группа «Кино», Виктор Цой. Клетчатые рубашки, гранжевая культура, рванина в одежде, ассиметричные формы, растянутые майки, подвернутые или обрезанные джинсы, джинсовки, которые могли быть oversize. У девушек объемные свитера и футболки миксовались с тонкими лосинами и узкими юбками, которые были скорее как пояса.

Мода является отражением жизни? Как время перемен повлияло на моду 1990-х?

Естественно политические изменения повлияли на модную стилистику. Раньше были популярны предметы одежды, которые отшивались на фабриках и были заводской штамповкой. Это плащи, тренчи, пальто прямого кроя, даже если приталенная история, то это все равно «песочные часы», никакой ассиметрии, никакого смещения талии, все было очень строго, прагматично и без желания персонального выделения. Соответственно, когда рухнул Советский Союз и на рынки начали поступать цветные классные предметы одежды, люди поняли, что свой гардероб можно разнообразить, при этом не имея на это каких-то больших финансовых средств, китайские товары это позволяли. Опять же культура и музыкальная, и телевизионная окутала разум нашего народа и начала диктовать культурные модные тенденции, которые можно было реализовывать с помощью хождения на рынок и рассматривания пушистых свитеров, маек, сделанных из пайеток, и прочего.

Кто являлся законодателем моды 1990-х?

Наверное, это те люди, которые относились к музыкальной и киноиндустрии, те, на кого смотрели и брали пример. В женской стилистике одежды это была принцесса Диана, которая в повседневной жизни, когда ее не обременяли королевские обязанности, придерживалась спортивного стиля, что сказалось на нашей культуре в том числе. Главными элементами ее гардероба были очень широкие свитшоты и шорты-велосипедки. Фильм «Красотка» с Джулией Робертс, где у нее юбка-карандаш и пиджак с огроменными плечами, это тоже очень сказалось на моде девяностых. По поводу мужской моды: цветные пиджаки – это какая-то компиляция нашего представления о яркости и стиле. Что касается популярной молодежной одежды, то тут законодатель моды и стиля гранж – это Курт Кобейн. Если говорить о рэп-культуре, джинсах-трубах, огромных растянутых лонгсливах и толстовках, то мне кажется, что это Децл. Я помню свое детство: мальчики в нашей школе ориентировались на этого персонажа. А сам он копировал стиль с американской рэп-культуры.

Мода циклична и сейчас многие тенденции 1990-х тоже актуальны, расскажите несколько самых ярких примеров, пожалуйста.

Мне кажется, что тут есть несколько факторов, почему какие-то тенденции прошлого века возвращаются в моду. Одна из причин, на мой взгляд, это идейное истощение у модельеров. У нас существуют футуристичные бренды с ассиметричными элементами гардероба, странными новыми тканями, но при этом по большей части такая одежда не совсем удобна и не совсем подходит для повседневной жизни. Все-таки самое модное – это то, что сочетает в себе и стиль, и комфорт. В какой-то момент начали возвращаться восьмидесятые: в двухтысячных снова стали популярны брюки-клеш. И сейчас вернулись плотно лекала девяностых, это могло быть спровоцировано культурными тенденциями, кинематографом. Например, трансляциями сериалов «Друзья» или «Беверли-Хиллз 90210». Получается, нынешняя молодежь, которая смотрит эти сериалы прошлого, проникается симпатией к персонажами и машинально берет их стилистику в одежде. Это абсолютно нормально, ведь копирование стиля – это своего рода проявление эмпатии. Плюс модельеры, например, Balenciaga, вводят громоздкие кроссовки на толстой подошве – это тоже об этом. Ведь их даже называют «папины» кроссовки, потому что изначально в девяностые представители глав семей их носили, и сейчас это возвращается. Какой-то повышенный интерес был к жизни той же принцессы Дианы, и велосипедки могли быть возвращены в коллекции британскими модельерами, потому что возник снова интерес к этой персоне. Пиджаки с подплечниками тоже используются модными домами за счет фильмов девяностых, той же «Красотки» и других.


Самое модное – это то, что сочетает в себе и стиль, и комфорт

Плюс есть всем известный Гоша Рубчинский, в первой коллекции которого присутствовали треники, спортивные шорты с полосками, объемные футболки, олимпийки, носки, которые мы долгое время считали колхозом, а он снова ввел высокие носки с сандалиями в моду. Это все становится определенным кичем нашей современной культуры, хотя изначально на него реагировали остро и негативно, с явным непониманием. Представители молодежи девяностых не хотели к этому возвращаться, но для людей, которые девяностые застали в совсем юном возрасте, у которых эта эта эпоха ассоциируется не с разборками, бандитизмом и бедностью, а чем-то романтичным и инфантильным, возвращение этой моды стало новым дыханием, приятной ностальгией. Я сама в девяностые была ребенком, и олимпийки, лосины, джинсовые юбки навевают мне приятные воспоминания без негативного подтекста. Это действительно какая-то свежесть. Мне кажется, нужно отдать должное Гоше Рубчинскому, ведь, несмотря на то, что он премиальный модельер, он обратил внимание молодежи на секонд-хенды. Там за 500 рублей висят какие-то брендовые вещи, которые были актуальны в девяностые, и такое ты вряд ли найдешь в масс-маркете. Мне кажется теплой и романтической идея о том, что ты можешь в гардеробе своих родителей что-то найти: многие сохранили джинсовки, рубашки, платья, обувь. Ты донашиваешь это, и в этом есть какое-то родное, теплое, сентимальное чувство, которое отражается в моде. Я, допустим, часто ношу рубашку своего дедушки, и она является как модным аксессуаром в моем гардеробе, так и очень приятным, теплым воспоминанием.

Сериал «Мир! Дружба! Жвачка!» с понедельника по четверг в 21:00 на ТНТ

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: