Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия и даете согласие на обработку пользовательских данных и cookies

18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
  • ТОП30. Самые знаменитые люди Перми — 2025 ​​​​​​​
Кино и сериалы

Поделиться:

Режиссер и сценарист Валерий Колесов: «Мой путь в кино — это путь максимального преодоления»

Валерий Колесов — преподаватель НИУ ВШЭ, актер, режиссер и продюсер стал одним из самых востребованных российских сценаристов на мировом рынке. Получил приглашение из Голливуда для создания фильмов с Марго Робби, Аланом Ритчсоном и Джо Кири. В России к прокату готовятся его фильмы «Моя собака — космонавт» и «Мюнхаузен». Знакомьтесь, лауреат премии «ТОП 30. Самые знаменитые люди Перми» — 2025 ​​​в номинации «Кино».

Каким был ваш путь в кино?

Я занимаюсь кино, страшно сказать, с конца прошлого века — в этом году исполнится 26 лет! Мне повезло учиться в гимназии №2, где преподавал отец пермского кинематографа Константин Березовский, снявший единственный в регионе игровой фильм за все советское время — «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова». Константин Алексеевич стал моим проводником в мир кино: занимался мной около 15 лет. Многие отсылки и оммажи в своем творчестве я посвящаю ему. Например, знаменитую сцену из картины про Ивана Семенова, где Березовский покупал газировку и говорил: «Без сиропа», я повторил в своем фильме «Моя собака — космонавт»: теперь уже мой персонаж покупает газировку и говорит: «Без сиропа». Внимательный зритель подметит этот момент! 

Как кинорежиссер я снял под руководством Березовского три игровые картины, и со всеми победил на множестве кинофестивалей. А с фильмом «Папа! Мы ждем тебя дома…» победил на всех семи фестивалях, в которых участвовал.

В 2014 году я окончил Пермскую киношколу, где сценарист Любовь Мульменко дала мне хорошие знания драматургии. В киношколе я снял дипломную работу «Что говорит Пермь», с ней выиграл множество всероссийских фестивалей и попал в Индустрию кино. А после были красный диплом НИУ ВШЭ по специальности «Продюсирование в сфере кинопроизводства» и победа на питчинге фестиваля «Медвежонок», где мою дипломную работу «Мюнхаузен: кругосветное путешествие» заметил Вадим Верещагин, генеральный директор компании «Централ Партнершип». Именно знакомство с ним способствовало старту моей продюсерской карьеры в Индустрии.

2024 год стал по-настоящему прорывным: на меня посыпались заказы один за другим. Я написал сценарии еще четырех российских фильмов и подготовил порядка 80 новых кинозаявок. Мое имя и творчество стали на слуху у киноспециалистов по всему миру: как в России, так и за рубежом. В конце года ко мне обратилось крупное сценарное агентство из Лос-Анджелеса и предложило контракт на сценарий для фильма с Марго Робби в главной роли. Сейчас я работаю сразу над двумя картинами для мирового проката, второй фильм — с Аланом Ритчсоном и Джо Кири в главных ролях, а в России продолжаю заниматься «Мюнхаузеном», который может стать новым зрительским блокбастером.

Какие знания нужны для создания полноценного кинопроекта?

Базово автору кинопроекта нужна чуйка: ее нигде и никак теоретически не получить, только практически — насмотренностью и изучением сотен чужих фильмов под микроскопом. Нужно чувствовать, что твое кино непременно окупится и его полюбят зрители. Чуйка придет с опытом и с годами, проведенными в киноиндустрии, но, чтобы в нее попасть, лучше развить в себе вкус на хорошее кино заранее.

Сценарная экспертиза — второе самое главное знание. Если продюсер сам не пишет, то у него должна быть очень сильная компетенция в редактуре и правках сценария — базе любого кинопроекта. Основы драматургии и создания сценария нужно знать каждому продюсеру, который занимается кино.

Третье знание — режиссура и игра актеров. Их зритель считывает сразу с первого кадра. Любая халтура режиссерского или актерского цеха может разрушить магию кино, поэтому продюсер должен обладать навыками считывания хорошей/плохой режиссуры и актерской игры или нанимать соответствующих специалистов вроде креативных продюсеров.

Ну и заключительное — это знания монтажа, которые в том числе вытекают из понимания драматургии и режиссуры. Иногда одним только монтажом можно перевернуть весь фильм на 180 градусов, задать ему совершенно другие смыслы, а героев сделать злодеями и наоборот.

Мы с друзьями сняли пилотный эпизод пермской «Игры в кальмара» за 20 лет до выхода того самого легендарного сериала

Сколько нужно написать сценариев и получить отказов, чтобы вас заметила крупная кинокомпания?

Универсального ответа нет — у всех по-разному. Я знаю сценариста, которая создала более 300 сценарных заявок и более 40 сценариев, но ни один из них еще не добрался до Индустрии. И обратный пример — мой первый сценарий «Мюнхаузен», который взяли в работу с первой же попытки. Тогда я даже не знал правил оформления сценариев, но имел за плечами многолетний теоретический пласт драматургии, поэтому в голове четко представлял, как и что работает в кино. На питчинге фестиваля «Медвежонок» мне удалось обойти сотню профессиональных сценаристов, которые пишут десятки лет каждый день, и в этом мне помогла та самая чуйка. Но и надо сказать, что я копил свои знания четверть века, прежде чем написать свой первый сценарий. Сколько людей — столько и историй покорения Индустрии кино.

Какие сейчас в Перми есть возможности, чтобы развиваться в сфере кино и что было раньше?

Сложнее всего было заниматься кино 25 лет назад: интернет очень дорогой, нет киношной литературы в библиотеках, а курсов и видеоуроков — тем более. Черпать знания можно было или смотря кино на видеокассетах, или, как в моем случае, от мэтров: мне преподавал Константин Березовский — единственный пермяк, снявший игровой фильм.

Киносообщество тогда было максимально закостеневшим. Мы с друзьями сняли пилотный эпизод пермской «Игры в кальмара» за 20 лет до выхода того самого легендарного сериала. Наш сюжет один в один совпадал с корейским. Мы были очень горды работой и принесли ее на суд местных кинолюбителей. Какой же разнос мы получили! Нам сказали, что никто никогда не будет это смотреть. А спустя 20 лет «Игра в кальмара» порвала все рейтинги, показав, что мы двигались тогда в правильном направлении. В Перми в нулевые и десятые годы было максимально разобщённое сообщество людей, занимавшихся игровым кино. Поэтому мой путь в кино — это путь максимального преодоления. Каждый говорил мне: «Куда ты лезешь?», «Какое еще кино? Займись делом!», «У тебя ничего не получится», «Не по Сеньке шапка». Но я твердо рассчитывал попасть в киноиндустрию, упорно шел к своей цели, верил в свои способности и знания, и в конечном счете оказался там, где есть сейчас.

Сегодня условия для работы в Индустрии намного лучше, чем даже 5 лет назад. Огромный толчок для отрасли дал Дмитрий Махонин в начале своего губернаторского срока. После этого сфера кино объективно стала развиваться в Пермском крае огромными темпами. Тут надо отдать должное и Министерству культуры Пермского края, и «Пермской кинокомиссии», и Высшей Школе Экономики, за то, что строят пермское игровое кино и формируют сообщество кинопрофессионалов. И Алла Платонова, и Алёна Семерикова, и Ямур Гильмутдинов, и Антон Богданов, и Юрий Цодикович, и Андрей Буланков, и Лала Рустамова, и десятки других талантливых специалистов развивают отрасль в нашем крае, создавая рабочие места, проводя обучения и фестивали, поэтому молодым кинематографистам-игровикам сегодня пробиться намного проще и быстрее, чем раньше.

Какие темы актуальны и заходят зрителю именно сегодня?

Таким трендом в России является семейное кино. Это мой любимый жанр, в котором я себя чувствую достаточно уютно. Я — папа маленького сына, а недавно у нас с женой родилась замечательная дочка, и эта энергия и любовь к своей семье, к своим детям заставляют меня придумывать все новые увлекательные сюжеты и аттракционы, которые мне бы хотелось показать своей семье с экрана.

Текст: Екатерина Кравцова

Фото: Виктория Сдобникова

Партнеры премии «ТОП30. Самые знаменитые люди Перми» — 2025:

Информационный обзор редакции. 12+

Теги:
ТОП 30 2025 ПРМ
Материал из номера:
Май — Июнь 2025

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: