Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия и даете согласие на обработку пользовательских данных и cookies

18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • Арт-дроп_2025
  • Ярмарка искусства 1703
  • Коллекционировать искусство
Искусство

Поделиться:

Коллекционеры: самые желанные гости ярмарок искусства и мастерских, выставок и поп-ап-вернисажей

Деньги — в искусство (вы тоже так можете!)

Айк Аджоглян

Надежда и Гиви Ананьевы

Зоя Галеева

Мариана Губер-Гогова

Ирина Дзюба

Андрей Егоров

Дмитрий Журкин

Ольга Звагольская и Дмитрий Гачко

Стелла Кесаева

Ирина Седых

Ксения Чилингарова

Айк Аджоглян

 

Сергей Прокофьев. ≪Фейерверк на болоте≫. Проект, выполненный с применением мультимедийных технологий. 2021

Сергей Прокофьев. ≪Фейерверк на болоте≫. Проект, выполненный с применением мультимедийных технологий. 2021

Анна Андржиевская. ≪Засоня≫. Холст, акрил, масло. 2020

Анна Андржиевская. ≪Засоня≫. Холст, акрил, масло. 2020

Егор Федоричев. Из серии ≪Единство≫. Брезент, битум, масло, спрей, сольвентная краска. 2022

Егор Федоричев. Из серии ≪Единство≫. Брезент, битум, масло, спрей, сольвентная краска. 2022

Дмитрий Марков. «Териберка», 2015. Термотрансферная печать на алюминиевой панели.

Дмитрий Марков. «Териберка», 2015. Термотрансферная печать на алюминиевой панели.

Петербургский медиаменеджер и владелец агентства по управлению репутацией Айк Аджоглян заинтересовался современным искусством сначала как профессиональный пиарщик — по его убеждению, художники часто первыми находят идеи, которые затем распространяются в рекламе, дизайне и PR. Возможно, поэтому в его коллекции много работ на злобу дня, вроде холста стрит-артиста Кирилла Кто 2022 года со словами «А как-нибудь можно, чтобы не так тревожно», коллажной работы самарского художника Миши Качикаракиса «Всадники апокалипсиса» или трехчастной композиции молодого фотографа Жени Коллинса «Чел.вечность» с документальным наблюдением за работой сотрудников полиции. При этом, как опытный пиарщик, Айк избегает чересчур раскрученных и сию­минутно хайповых авторов. «Важно обращать внимание на самых разных художников, в том числе из регионов России. Принцип коллекционирования — приобретать сердцем и мозгом то, что вызывает эмоции, пусть даже негативные, и отражает дух времени» — поэтому в коллекции Аджогляна есть фотографии 1970-х годов Франциско Инфанте-Ара­на и графика Ильи Кабакова, коллажи Леонида Борисова, полотна Егора Федоричева, лайтбоксы Александры Гарт, ассамбляжи Алексея Луки. Первый видеоарт — «Фейерверк на болоте» Сергея Прокофьева — Айк ­купил с выставки в «Третьем месте» после консультации с Мариной Лошак, советам которой доверяет больше, чем рекомендациям галеристов. Озаряемый тревожными вспышками заболоченный пейзаж теперь нон-стоп ­проецируется в загородном доме Айка. Одна из последних любимых покупок — холст Егора Федоричева из серии «Единство», который коллекционер увидел на выставке в Myth Gallery. Художник использовал коллаж из фрагментов полотен соцреализма, изображающих народную демонстрацию, и Айк видит в ней сходство с работами нонконформиста и советского бытописателя Михаила Рогинского. Аджоглян — патрон музея «Полторы комнаты», где весной прошла резонансная выставка Рогинского. Музей и магазин-­кофейня «Конец прекрасной эпохи» — место силы Айка, куда он старается заходить чаще: просто выпить кофе или на спектакль, например «Исследование ужаса» Бориса Павловича. Ролевые модели коллекционера — Петер Людвиг и Соломон Гуггенхайм, которые превратили собирание предметов искусства в семейное дело. «Коллекция, как и репутация, строится не одно поколение, тут важна династийность, поэтому я прививаю детям интерес к современному искусству. Правда, сыну пока ближе старые мастера, например Рембрандт и Караваджо», — объясняет Айк.

Надежда и Гиви Ананьевы

Леонид Цхэ. Red L. Холст, масло. 2021

Леонид Цхэ. Red L. Холст, масло. 2021

Евгений Музалевский. «Без названия». Холст, масло. 2020

Евгений Музалевский. «Без названия». Холст, масло. 2020

Кирилл Челушкин. «20 лет спустя». Карандаш, холст. 2017

Кирилл Челушкин. «20 лет спустя». Карандаш, холст. 2017

Дизайнеры, кураторы, коллекционеры и арт-консультанты не мыслят созданных ими интерьеров без искусства — одни из ключевых участников российского арт-рынка Ананьевы наблюдают за его эволюцией с момента зарождения в 1990-х: «Сфера, которая была хаотичной и спонтанной, наконец обретает свою форму», — отмечают они. Подход Ананьевых к коллекционированию органичен и интуитивен. «Мы покупаем не авторов, а работы. Важен контакт с произведением, а не просто имя художника», — подчеркивает Надежда. Одно из любимых направлений — графика: «Когда мы стали коллекционировать серьезное искусство, то не забывали про графику больших художников — Евгения Михнова-Войтенко, Евгения Чубарова, Олега Кудряшова. Но можем взять и неподписную, советскую и европейскую, предпочтительно 1970-х годов». Конечно же, насмотренность решает: несколько лет назад на ярмарке blazar открытием для пары стал тогда еще малоизвестный Евгений Музалевский, и они сразу же купили несколько холстов. «Мы даже не посмотрели на табличку с фамилией, — вспоминает Георгий. — Было мгновенное ощущение, что это наше». В коллекции Ананьевых есть участник арт-группы «Север-7» Леонид Цхэ (улов с арт-шоу Da!Moscow), нонспекуляторный Алексей Каллима, псевдонаивный самуилл маршак, представитель нового фигуративного искусства Михаил Левиус (моментальная покупка у pop/off/art), экспрессивный Михаил Доляновский и радикальный дуэт Вилкин/Бегальская. После выставки Михаила Рогинского в музее «Полторы комнаты» в Петербурге в вишлисте супругов одна из работ этого нонконформиста. Ананьевы любят покупать не только на ярмарках, но и у друзей-галеристов: Марины Гисич, Владимира Овчаренко, Сергея Попова, в Art4, PA gallery и петербургских MYTH и Namegallery. «Если бы у нас было 15 домов, мы бы все их заполнили искусством», — уточняет Надежда. «Когда стены уже не вмещают искусство, вот тогда вы действительно коллекционер», — шутит Гиви. А еще Ананьевы собирают предметы collectible art — японскую керамику, скандинавское стекло, винтажные украшения и даже французские гобелены 1970‑х годов. Для Ананьевых объединение и популяризация искусства и дизайна — важнейшая часть профессии: «Аукцион Vladey пригласил меня куратором двух больших аукционов и предаукционных выставок, и мы трижды принимали участие в Cosmoscow, в секции коллекционного дизайна, со своей галереей NG Gallery, где мы аккумулировали наши лучшие находки», — говорит Надежда.

Наталья Вознесенская

Сергей Хеато. «Как положено». Из цикла «Тетрадная серия». 2022

Сергей Хеато. «Как положено». Из цикла «Тетрадная серия». 2022

Владимир Чернышев. «Остановка» (зимняя версия). 2020

Владимир Чернышев. «Остановка» (зимняя версия). 2020

Владимир Чернышев. ≪Без названия≫. 2019

Владимир Чернышев. ≪Без названия≫. 2019

Dusto. «Без названия». Бумага, аэрозоль­ная краска. 2021

Dusto. «Без названия». Бумага, аэрозоль­ная краска. 2021

Анатолий Акуе. «Черная роза». 2024

Анатолий Акуе. «Черная роза». 2024

Коллекционер и меценат из Петербурга стала сооснователем фонда поддержки искусства уличной волны Inloco Initiative, который объединил ключевые инициативы по продвижению стрит-арта в России: Inloco Gallery, Институт исследования стрит-арта и паблик-арт-бюро «Новь», а главное — музей «Стрит-арт хранение». Эта революционная институция получила премию журнала Собака.ru «Петербург будущего — 2024» — коллекцию уличного искусства хранят, исследуют и показывают по музейным стандартам в собственном пространстве в «Севкабель Порту». Наталья не только поддерживает эту экосистему, но и владеет значительной частью коллекции. Это и 18-метровая инсталляция нижегородского дуо Максима Трулова и Ксюши Ласточки, работы стрит-артистов из объединения 10.203 с базой на «Исткабеле» (Никита Dusto! Максим Има! Турбен! Иван Ильинский! Хеато! Сергей Красавин!), керамические скульптуры Риты Хаак и еще более 500 работ от художников из 11 городов России. Весь этот массив максимально полно отражает, как живет стрит-арт в России. Среди последних пополнений — архив культового для сцены ­2000-х граффити­райтера Коли Super. 

В личной коллекции Вознесенской собран не только стрит-арт: «Красавицу» советской авангардистки Натты Конышевой она приобрела спонтанно, для интерьера, но с тех пор так и следует своей интуитивной и эмоциональной реакции. Наталья тяготеет к многослойному, порой темному искусству с выразительной энергетикой — среди ее любимых работ «Тушенош» Михаила Шемякина, эротичные образы Петра Швецова и провокационные фотографии Владислава Мамышева-Монро. Еще Вознесенская увлекается декоративно-прикладным искусством, ценя его тактильность и многодетальность.

Зоя Галеева

Евгений Антуфьев. «Без названия». Бронза, малахит. 2024

Евгений Антуфьев. «Без названия». Бронза, малахит. 2024

Ирина Корина. «Шкаф с лыжами». Из проекта «Таяние». Найденные ­объекты, смешанная техника. 2023

Ирина Корина. «Шкаф с лыжами». Из проекта «Таяние». Найденные ­объекты, смешанная техника. 2023

Мария Федорова. «Хронотоп пандемии. Сказка о жар-птице». Смешанная техника. 2021

Мария Федорова. «Хронотоп пандемии. Сказка о жар-птице». Смешанная техника. 2021

Патрон Музея современного искусства «Гараж» и меценат Пушкинского музея Зоя Галеева однажды стихийно купила в мае 2018 года на Tbilisi Art Fair пару гипсовых скульп­тур тегеранской художницы Ширин Шахруди (в Москву их везла мама Зои). «Во время пандемии я стала участвовать в онлайн-­аукционах “Шар и Крест”, и оказалось, что это очень азартно». А дальше — снежный ком. В результате в ее коллекции уже около 500 работ по трем направлениям: арт-объекты (от ковров и 3D-печати до дерева, керамики и саунд-арта), фотография (концептуальная, фэшн, российская школа, где диджитал-портреты Олега Доу встречаются с классиками, такими как Питер Линдберг и Роберт Мэпплторп), а также искусство Глобального Юга, включая латиноамериканских и африканских художников.

В фокусе коллекции — трехмерные медиа и художники 1980–1990-х годов рождения, ровесники самой Зои и ее мужа: инсталляции Ирины Кориной и концептуальные исследования нижегородца Владимира Чернышева, бестиарий молодой художницы Марии Федоровой и поиски идентичности Ульяны Подкорытовой, ироничные послания Алины Глазун и поэтичный постапокалипсис Александры Гарт. Темы, которые особенно откликаются Галеевой: память, травма, ошибка, идентичность, локальные традиции и архаика. Собирает сердцем. «Хочу не могу», и мурашки побеждают любые таблицы. Рацио­нальность — это скорее про мужа: «Так получилось, что Андрей разделяет мою страсть, но он очень вдумчивый. Он из Петербурга. Мне кажется, этим все сказано. Он не просто эрудированный, ему еще нужно все прочитать и проанализировать». Зоя — за интуицию, неожиданные встречи и долгую привязанность. Иногда — мгновенное решение, иногда — месяцы раздумий. Главное — чтобы «работа не отпускала». Как сказал один известный дилер: художник создает произведения, но сделать их привлекательными — задача галериста. Это очень точно, поэтому я отношусь к рынку современного искусства как к глобальной индустрии, основной движущей силой которой является маркетинг.

Коллекция для Галеевой — не просто владение, инвестиция или хобби, а обмен и диалог, способ быть в культурном контексте, развиваться через общение и расти через сопричастность. «Мне важен и социальный капитал, и интеллектуальная среда», — говорит она. Практически всё, что можно повесить, уже заняло целиком пространство в ее квартире, офисе и загородном доме. Остальное — на складе. Зоя собирается обустроить новое пространство для кураторских идей, в том числе камерных показов для коллег и друзей. В сентябре ­2025-го в петербургской галерее Anna Nova (в рамках биеннале частных коллекций) открылась первая выставка ее собрания «Травма и перерождение». Более 80 работ (живопись, графика, фото, скульптуры и инсталляции) 30 важнейших имен от Полины Канис до Евгения Антуфьева и Ирины Кориной составляют проект про новые формы меценатства, личность коллекционера и искусство как инструмент внутренней трансформации. 

Мариана Губер-Гогова

Дима Ребус. «Циркадные ритмы». Бумага, акварель. 130×200 см. 2018

Дима Ребус. «Циркадные ритмы». Бумага, акварель. 130×200 см. 2018

Владимир Чернышев. «Без названия». Из серии «Красная река». Бумага, воск, сажа. 102×144 см. 2023

Владимир Чернышев. «Без названия». Из серии «Красная река». Бумага, воск, сажа. 102×144 см. 2023 

Олеся Лавриненко. Из серии «Неизбежность». Холст, масло. 120×160 см. 2024

Олеся Лавриненко. Из серии «Неизбежность». Холст, масло. 120×160 см. 2024

Коллекционер, соосновательница Artwin Gallery и основательница Gogova Foundation поддерживает молодых художников, организовывая им резиденции и выставки в Баку и Карачаево-Черкесии. С детства родители водили Мариану по музеям, потом она окончила факультет международных отношений в МГИМО и получила второе высшее на факультете искусств МГУ.  Одними из первых приобретений Марианы стали живописное полотно греческой художницы Софии Мицолы (работу подарил муж на 14 февраля) и работа живущей в Нью-Йорке художницы с русскими корнями Эбечо Муслимовой. Темы личной коллекции Губер-Гоговой, где есть и живопись, и скульп­тура, и видеоарт, и графика, — телесность и идентичность, ошибки, травмы, феминность и личные переживания. Она собирает художников, с которыми не только работает, но и дружит. Часто Губер-Гогова устраивает плотную шпалерную развеску, при этом работы всё время ротируются между ее домами, выставками и архивом. Частные показы Мариана не устраивает, но с удовольствием проводит по своему дому экскурсии для друзей. «У каждого объекта есть своя история, и мы ее рассказываем», — делится галеристка. Сейчас в гостиной Гоговой холсты немецкой художницы, наследующей волне «новой вещественности» Рафаэлы Симон, находятся в диалоге с резидентом нижегородской студии «Тихая» Владимиром Чернышевым, исследующим формы культурной памяти, и лихо миксующим архаику, эзотерику и народные практики Евгением Антуфьевым. А в детских комнатах (у Марианы трое детей) разместились абстракции Кристиана Розы, нежные холсты Елены Поповой и цветные деконструкции Мики Плутицкой. «Коллекция, как и человек, отражает разные состояния. Нельзя быть в одной эмоции все время», — говорит Мариана. Из российских авторов собирает Анну Титову, Полину Канис, Диму Ребуса, Ольгу Чернышеву, Свету Шуваеву. Для Марианы покупка всегда эмоциональна, но за ней стоит анализ рынка, расчет и понимание цен, чему способствуют степень магистра международных финансов ­МГИМО и диплом Executive MBA Оксфордского университета. Иногда Губер-Гогова работает как ­байер: «Бдить за клиента — значит еще сильнее контролировать эмоции. Но искусство все равно делает свое». Мариана относится к арт-рынку как к сложной экосистеме. Она знает, где находятся мыльные пузыри, а где — настоящая ценность. Следит за мировыми трендами: «На Жана Дюбюффе — спад, как и на Алекса Каца. Заметно остыл рынок к африканским художникам». Говоря о российском арт-рынке, Мариана подчеркивает, что здесь всегда существует внутренний запрос на искусство. Это, по ее мнению, конкурентное преимущество в сравнении с другими странами, где арт-рынок вынужден создавать искусственные стимулы. Сейчас Мариана занята проектами Gogova Foundation, например выставкой художников из Средней Азии в Лондоне, которая пройдет после Бухарской биеннале в октябре 2025 года, во время Frieze Week в пространстве, курируемом ярмаркой, — No.9 Cork Street.

Ирина Дзюба

Виктория Кошелева. «Стрекозиная софа». Холст, масло. 2024

Виктория Кошелева. «Стрекозиная софа». Холст, масло. 2024

Оля Австрейх. Из серии «Пловцы»

Оля Австрейх. Из серии «Пловцы»

Когда директор по девелопменту MR Group в 2021 году приобрела фотографии пионера российской фэшн- и арт-фотографии Владимира Глынина и живопись супермодного Миши Никатина, то почти сразу подумала о создании не только коллекции, но и собственной галереи. Так всего год спустя открылась Seréne, у которой сегодня филиалы в Москве, Лугано и Лондоне. Ирина Дзюба следует принципу Пегги ­Гуггенхайм и приобретает по работе с каждой выставки своей галереи. Самое большое пополнение коллекции случилось после дебютной — с «Легкого оперения» в собрание Дзюбы отправились экспрессионистская живопись Ирины Петраковой и Jolie Alien, инсталляция Лизы Бобковой, керамика Светланы Цепкало и фотография Саши Mademuaselle. Любимые направления Ирины — фотография и фигуративная живопись. Коллекцию, где работы лауреатки премии Paris Photo Александры Катьер соседствуют с фэшн-мастодонтами Алессио Бони и Мариано Виванко, Дзюба показывает дома друзьям. Там же хранится импрессионистичная живопись из серии «Пловцы» Оли Австрейх, за которую на Cosmoscow 2024 прямо-таки бились на стенде Seréne (настоящий дефицит!), а также эмоционально важная работа мультидисциплинарного итальянского художника Джованни Леонардо Бассана, с соло-шоу которого галерея Seréne открылась в Швейцарии. Из совсем новых приобретений — психоделически яркие холсты Виктории Кошелевой и карандашные рисунки Евгении Буравлевой. «Часто мои гости просят найти им работы этих же художников, — замечает Ирина и добавляет, что спрашивать совета у галеристов — это не слабость, а стратегия. «Сразу каталогизируйте свою коллекцию, с самой первой покупки, даже если у вас еще немного работ. Ведите всю информацию». По словам Дзюбы, современный арт-рынок во всем мире становится все более локальным — например, в Швейцарии аудитория в основном интересуется художниками своего кантона. Усиление позиций женщин-художников — тоже важный и, кажется, необратимый тренд, потому в вишлисте Ирины после Венецианской биеннале значится холст китайской художницы Ю Хонг. Из виш­листа в коллекцию Дзюбы уже спешат: скульптура Егора Плотникова — сайт-специ­фик-инсталляция, которую он создал специально для Ирины, и объект из бисквитного фарфора Аркадия Петрова, также выполненный на заказ.

Андрей Егоров

Акцент спальни — картина Владимира Карташова

Акцент спальни — картина Владимира Карташова

Среди работ в гостиной Андрея — Грехт, Оксана Мась, Константин Батынков, Алексей Беляев-Гинтовт

Среди работ в гостиной Андрея — Грехт, Оксана Мась, Константин Батынков, Алексей Беляев-Гинтовт

В кабинете Егорова разместились Леонид Цхэ, Андрей Архипов, Ольга Тобрелутс, самуилл маршак, Даниил Архипенко, Николай Наседкин, Павел Пепперштейн

В кабинете Егорова разместились Леонид Цхэ, Андрей Архипов, Ольга Тобрелутс, самуилл маршак, Даниил Архипенко, Николай Наседкин, Павел Пепперштейн, Айдан Салахова, Владимир Абих

На шкафу: Matiush First. Диптих «Зимний сад». На стене сверху вниз: самуилл маршак. «Шум»; Андрей Архипов «Печаль моя светла»

На шкафу: Matiush First. Диптих «Зимний сад». На стене сверху вниз: самуилл маршак. «Шум»; Андрей Архипов «Печаль моя светла»

Исполнительный директор Фонда Александра Пятигорского, посол TEDx в России и сотрудник «Яндекса» с детства собирал всё подряд — от монет до фигурок из «киндер-сюрпризов», а потом стал привозить из путешествий картины местных художников, не зная, что все это когда-нибудь назовут словом «коллекция». Одной из первых покупок Егорова стала работа Жоэля Ховера из студии художника на Кубе — через десять лет после этого автор-­исследователь темы религиозности и духовности, сочетающий образы католицизма с афрокубинскими культами, оказался в национальной антологии искусства. И вскоре пришло понимание: в России молодое современное искусство стоит в разы дешевле. Так началась охота Егорова — за смыслами, историями и людьми. «Мне интересны художники, еще не забронзовевшие в статусе. Я хожу на выставки, езжу из Москвы в другие города, слежу за соцсетями, бываю в гостях. Иногда через аукционы покупаю у «именитых» авторов — люблю элемент случайности. Но четкого плана у меня нет. Я же не музей». Андрей собирает тех, кто говорит о человеке — о его одиночестве, попытках понять себя, о времени, в котором мы живем. В коллекции Егорова — уже культовые Recycle Group, Айдан Салахова и Павел Пепперштейн, суперактуалы Леонида Цхэ, Александра Цикаришвили, Matiush First, Влада Кулькова и Владимира Абиха. Есть и фото — авторства Георгия Гурьянова (но в планах и живопись!) и Тимофея Ради. «Когда-то я выиграл в телеграм-аукционе человечка из хлеба и соли Андрея Кузькина, на удивление дешево. А потом художник сделал по моей фотографии фигурку для нашумевшей инсталляции “Молельщики и герои” — более тысячи фигурок он разместил в отдельных ячейках-камерах. Все они были выдуманными персонажами, а у меня был персональный двойник. “Потоп” Леры Кузнецовой я преследовал два года — работа ездила по ярмаркам, но я знал, что она — моя. В итоге Лера сжалилась и продала». Ну а в вишлисте Андрея — амбициозные Фрэнсис Бэкон, Питер Дойг и Ансельм Кифер.

Егоров считает, что в искусстве важен не статус художника, а его намерение. «Мне неинтересна случайно удачная работа. Я хочу понимать: этот человек будет идти своим путем — долго, всерьез, возможно, всю жизнь». Летом 2024 года Егоров организовал вернисаж метафизических пейзажей Александра и Даниила Архипенко: под куполом Смольного собора в Петербурге их картины демонстрировались под звуки летних гроз. А еще Андрей два года подряд превращал обычный гараж напротив московского Большого зала консерватории в ночную галерею Diodia Night Gallery, где показывал работы молодых художников, которых сам и собирает. Часто выставки оказывались дебютными и становились важной строчкой в CV авторов. В ночной галерее он устроил персональные выставки экспрессионистичного нижегородца из «Тихой» Никиты Пирумова, выпускника ­МГАХИ имени Сурикова Андрея Архипова, мультимедиахудожницы Иры Петраковой, а арт-объекты Олега Фролова затем стали частью проекта, который был представлен в ­«ГЭС-2». На выставке в гараже в диалог вступали работы авторов разных поколений — 28-летнего Дани Пирогова и 70-летнего Николая Наседкина. В июле 2025 года гараж, который был внешними стенами территории Храма Малое Вознесение, снесли в интересах московского девелопера, чтобы построить элитное жилье. А летом 2025-го в рамках биеннале частных коллекций работы из собрания Андрея показала 159F Gallery в пространстве Cube.Moscow: в экспозиции «Контуры ожидания» приняли участие супермодные авторы Matiush First, Никита Пирумов и Даня Пирогов.

Совет начинающим коллекционерам: «Покупать не раздумывая — ошибки научат лучше всего. Современный арт-рынок в России — рулетка. Цены нестабильны, вторичный рынок почти не работает. Но появляются новые покупатели, — кажется, интерес к искусству становится чем-то нормальным».

Дмитрий Журкин

Анастасия Безвершук. «Дискослеза»

Анастасия Безвершук. «Дискослеза»

Игорь Тишин. Disco

Игорь Тишин. Disco

Организатор и идеолог премии и ярмарки Scan, ключевого арт-события Зауралья, говорит так: «Я считаю, что коллекция — это четкая концепция и цель. А у меня скорее собрание, которое я начал формировать около двух с половиной лет назад». Первой работой стала скульптура мастера деконструкции Петра Дьякова «Джимми», выполненная из акрилового композита. Ее Дмитрий увидел на ярмарке Cosmoscow, а позже, в петербургской галерее Anna Nova, решил приобрести. В 2024 году компанию «Джимми» составили работы абстракционистки Анны Снегиной, мастера коллажа Игоря Тишина, а также красноярских трикстеров Сани Закирова и Гриши Шарова, с которыми Дмитрий сотрудничал в проектах своей ресторанной группы Berrywood Family. «В моем собрании есть работы авторов, с которыми мы делали коллаборации для нашего бара “Булгаков” и ресторана Tunguska. Искусство для нас — способ не просто украсить пространство, но и выразить концепцию каждого проекта на более глубоком уровне».

Особое место в коллекции Дмитрия занимает картина Игоря Тишина Disco, купленная на Scan Fair. «Она связана с ночной жизнью, а я проработал в клубах 15 лет. Я покупаю работы, которые рождают во мне эмоции».

Главный фокус Журкина — сибирские художники, особенно красноярцы. «Это моя маленькая миссия — поддерживать местное арт-комьюнити».  На второй Scan Fair, которая прошла в июле, было запущено новое направление — промышленный дизайн и цифровое искусство. В итоге зрители потратили 8,1 миллиона рублей, а работы Тишина снова пополнили коллекцию Дмитрия.

Ольга Звагольская и Дмитрий Гачко

Анатолий Акуе. March Dub. Холст, акрил, масляный карандаш. 150×100 см. 2021

Анатолий Акуе. March Dub. Холст, акрил, масляный карандаш. 150×100 см. 2021

Дарья Барыбина. «Праздник». Холст, масло. 80×130 см. 2024

Дарья Барыбина. «Праздник». Холст, масло. 80×130 см. 2024

Евгения Воронова. «Рассекая волны». Холст, масло, акрил, пастель. 100×120 см. 2024

Евгения Воронова. «Рассекая волны». Холст, масло, акрил, пастель. 100×120 см. 2024

Елена Троянская (Новичкова). «Ищущие». Холст, масло. 2024

Елена Троянская (Новичкова). «Ищущие». Холст, масло. 2024

Владельцы ITGlobal, международного поставщика ИТ-услуг, а заодно и петербургского особняка XIX века, где в пространстве «Третье место» прошла одна из лучших выставок 2024 года «Скрытое» с архивной работой AES + F, а также «Занавесом» и видеоартом Хаима Сокола, Ольга Звагольская и Дмитрий Гачко проводят ежегодную ярмарку молодого современного искусства TPAF (Third Place Art Fair). В 2023 году они основали фонд поддержки искусства «Третье место» — сначала как продолжение нативной NFT-платформы Third Place NFT с ­работами современных российских художников, а также амбициозного проекта «Величайшие шедевры мирового искусства», токенизирующего реальные культурные ценности, чтобы с помощью технологии коллективного владения люди могли создать цифровые частные коллекции. Но в итоге Ольга и Дмитрий решили собрать физическую институциональную коллекцию, обращаясь к лучшим искусствоведам страны Ивану Чечоту, Анатолию Любавину, Евгении Вороновой, Марине Шульц. На осенней ярмарке TPAF 2024 пара приобрела в фонд более двадцати работ, среди которых холсты Александра Кипсоне из серии «Культурная дислексия», абстракция стрит-артиста Анатолия Акуе, а также тиражные офорты Алены Новиковой (alenka). Важной частью коллекции Звагольской и Гачко стало аутсайдерское искусство — работы пациентов психиатрической больницы святого Николая Чудотворца, созданные в рамках арт-терапии. «Творчество аутсайдеров — это особенный мир, требующий внимания и бережного отношения. Оно нуждается в поддержке, и мы рады быть ее частью. А еще — это самые искренние и трогательные произведения, которые я видела за последнее время», — поделилась Ольга. Фонд «Третье место» не ограничивается исключительно современным искусством — в этом году экспертный совет одобрил приобретение живописи в стиле рондизм Юрия Косаговского. И кроме того, фонд принял в дар генеративную графику «Утро, день, вечер цветка» медиахудожницы Dariella — «выпускницы» первого потока основанной фондом в 2024 году резиденции для диджитал-художников. Личная коллекция Ольги и Дмитрия строится по совершенно иному принципу. «Здесь нет системы или строгого отбора — все очень субъективно. Мы выбираем работы, которые вызывают у нас сильный эмоциональный отклик и связаны с личными историями. Самая первая в коллекции — огромный холст Евгении Вороновой “Пространство памяти”, где художница миксует фигуративные и абстрактные сюжеты. Я купила его в 2017 году, когда о “Третьем месте” еще никто и не думал. Тогда у меня даже не было квартиры с потолками, способными вместить такую вещь, и картина временно поселилась в офисе. Но я влюбилась — сначала в Женю, а потом уже в ее искусство», — рассказывает Ольга Звагольская.

Стелла Кесаева

Игорь Макаревич. «Шкаф Ильи (Портрет Кабакова)». Правая часть трехчастной композиции. Смешанная техника. 209×75×65 см. 1987

Игорь Макаревич. «Шкаф Ильи (Портрет Кабакова)». Правая часть трехчастной композиции. Смешанная техника. 209×75×65 см. 1987 

Александр Джикия. «Трехлицый великан». Калька, тушь, фломастер. 1996

Александр Джикия. «Трехлицый великан». Калька, тушь, фломастер. 1996

Марина Колдобская. «Лилия». Холст, акрил. 2015

Марина Колдобская. «Лилия». Холст, акрил. 2015

Виктор Цой. «Без названия». Бумага, фломастер, цветной карандаш, шариковая ручка

Виктор Цой. «Без названия». Бумага, фломастер, цветной карандаш, шариковая ручка

Меценат и коллекционер в 2003 году основала фонд Stella Art Foundation, чтобы поддерживать российское искусство и популяризовать его за рубежом. Одним из первых значимых проектов фонда стала выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее и другие инсталляции» в Государственном Эрмитаже в 2004 году — в сотрудничестве с Музеем Соломона Гуггенхайма. Проект открыл путь для дальнейших выставок российских художников в крупнейших музеях мира: в венском Музее истории искусств Stella Art Foundation устроил выставки представителя соц-­арта Бориса Орлова и важнейших московских концептуалистов Игоря Макаревича и Елены Елагиной. В 2019 году фонд отправился на 58-ю Венецианскую биеннале современного искусства с совместным с Пушкинским музеем сайт-специфик проектом «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто», для которого в церкви Сан-Фантин современные художники Ирина Нахова, Дмитрий Крымов, Эмилио Ведова переосмыслили наследие великого венецианца.

Коллекционирование для Стеллы началось с приобретения работы Энди Уорхола «Кот» в 2002 году. А на сегодняшний день в ее собрании более 1 000 единиц хранения. Помимо Дэмиана Херста, Билла Виолы и Роберта ­Мэпплторпа, это холст-мистификация «Женщина с тканью. Шарль Розенталь» Ильи Кабакова, одного из нескольких российских художников в сегменте «голубая фишка» (авторы, лидирующие на международных аукционных торгах. — Прим. ред.), а также работы соц-арт-дуэта Комар и Меламид, классика не­официального искусства Ивана Чуйкова, иронического деконструктивиста Дмитрия Пригова. Формирование личной коллекции для Кесаевой — глубоко интимный процесс, где рациональные критерии уступают место внутреннему чувству: «Определить конкретные темы или эстетические приоритеты практически невозможно. Это всегда очень субъективный выбор». В своем собрании коллекционер выделяет работы, которые принимали участие в важнейших проектах Stella Art Foundation, например, работы из серии «Исчезновение» Игоря Макаревича. Многие вещи были созданы специально для выставок. «Раз в несколько лет мы устраиваем показ моей частной коллекции. Ее ядро составляет классика концептуализма и ­соц-арт — при покупке эмоции порой играют ключевую роль. Но я ни разу не пожалела ни об одном приобретении и у меня никогда не возникало желания расстаться с какими-либо работами или создать фонды обмена».

Говоря о российском арт-рынке, Стелла отмечает, что он остается хаотичным и непредсказуемым, а еще отсутствуют налоговые льготы для покупателей искусства. Начинающим энтузиастам ­совриска Кесаева дает такой совет: «Слушайте себя, создавайте коллекцию, которая будет умной, красивой и радостной. Ведь это очень личное, нечто, связанное с тонкими мирами».

Ирина Седых

Эрик Булатов. «Черный вечер, белый снег». 2000

Эрик Булатов. «Черный вечер, белый снег». 2000

Виктор Пивоваров. «Ночные слезы». 1995

Виктор Пивоваров. «Ночные слезы». 1995

Эрик Булатов. «Земля небо». 1995

Эрик Булатов. «Земля небо». 1995

Определение «коллекционер» не вполне раскрывает вклад Ирины Седых в развитие современного искусства в России. Под ее руководством благотворительный фонд поддержки семьи, защиты детства, материнства и отцовства «ОМК-участие» реализовал десятки культурных и благотворительных проектов по всей России, основные из которых сосредоточены в Выксе. В прошлом году коллекция семьи Седых впервые была показана в Музее истории Выксунского металлургического завода. В рамках выставочного цикла «Путевые заметки» запланированы четыре экспозиции, каждая из которых раскрывает разные стороны коллекции. Уже показаны две из них — «Дорога» и «Перекресток». Первая часть, «Дорога», рассказывала о путешествии как символе коллекционирования, где каждая работа становилась важной остановкой. Все начиналось с «Пустой картины» Ильи Кабакова — чистого листа, откуда берет начало любое собрание. «Календарь» Евгения Кравцова напоминал о спешке перед дорогой, о разбросанных вещах, забытых мелочах. В «Сидящих» Эдуарда Гороховского ощущалось напряжение перед важным шагом. Окна в работах Саяна Байгалиева, Николая Касаткина и Ивана Чуйкова открывали границу между привычным миром и неизвестностью. А пейзажи Александра Виноградова и Егора Плотникова передавали сам ритм пути — с его повторяющимися видами, ускользающими деталями и моментами, которые запоминаются навсегда.

В мае стартовала вторая часть цикла «Путевые заметки» — «Перекресток», где куратор Моника Норс исследовала тему пересечений, переходных состояний и выбора. В октябре откроется третья часть: «Привал» посвящен систематизации и переосмыслению полученных за путешествие впечатлений, рефлексии прожитого опыта, анализу и выявлению внутренней логики собрания. «Для нас очень интересно наблюдать за кураторским взглядом на коллекцию и ее исследованием, — рассказывает Ирина Седых. — Потому что путь коллекционера — это тоже постоянное движение и поиск новых смыслов». В собрании семьи Седых больше тысячи работ, от классиков вроде Поленова и Маковского до концептуальных высказываний Кабакова и Булатова, визуальной мифологии Леонида Тишкова, а также молодых авторов, среди которых мастер минималистичного пейзажа Дима Филиппов, исследователь городской среды Саян Байгалиев, междисциплинарная художница Лиза Бобкова. «Для нас важно, чтобы новые работы вступали в диалог с теми, что уже есть в собрании, дополняя друг друга, — говорит Ирина. — Коллекция — это всегда про сочетание личного, эмоционального и рационального».

Искусство для Седых — живая среда. С ее подачи культурная жизнь закипела в Выксе — моногороде, где исторически главным было производство. Сначала это был фестиваль уличной культуры «Арт-Овраг» (позже «Выкса-фестиваль»). Потом — арт-резиденция «Выкса», где художники (проекты для резиденции в разные годы создавали Владимир Наседкин, Татьяна Баданина, Слава Нестеров, Диана Капизова, Даня Пирогов, Ирина Затуловская) и горожане стали менять пространство вокруг себя. За десяток лет в Выксе появилось более 85 муралов, самые масштабные — в индустриальном арт-парке на территории завода ОМК. В нем нашли свое место и знаковая фреска Эрика Булатова (художник-легенда приезжал создавать ее сам!) — контаминация двух его культовых работ — «Стой — иди» (1974) и «Амбар в Нормандии» (2013). А еще в Выксе теперь «самый большой в мире мурал» моднейшего граффитчика Миши Most «Эволюция-2» (площадью 10 800 квадратных метров!) и самый «свежий» — «Храм труда» в виде барельефа, вдохновленного фризом Парфенона и воспевающего рабочего человека. Его придумало екатеринбургское стрит-арт объединение Spektr.

Ксения Чилингарова

Алексей Дубинский. «Натюрморт». Холст, масло. 2021

Алексей Дубинский. «Натюрморт». Холст, масло. 2021

Миша Никатин. Champions. 2021

Миша Никатин. Champions. 2021

Jolie Alien. «Портрет». 2017 Ирина Петракова. Picnic incident in the spring of 2021

Jolie Alien. «Портрет». 2017

Ирина Петракова. Picnic incident in the spring of 2021

Кирилл Гаршин. «Мужчина с забинтованным локтем». 2020

Кирилл Гаршин. «Мужчина с забинтованным локтем». 2020

Основательница бренда Arctic Explorer и арт + фэшн-журнала Badlon Ксения Чилингарова не собиралась быть коллекционером: «Фотографы и художники, с которыми я общалась, постоянно что-то мне дарили». Осознанный старт случился на аукционе благотворительного ужина Cosmoscow в 2012 году, где Ксения приобрела работу Ольги Чернышевой «Кораллы» — инсталляцию, исследующую природу и искусственное, органичное и индустриальное. «Это был импульс помочь и одновременно почувствовать: искусство должно работать — внутри, снаружи, в контексте. Кстати, моду я тоже воспринимаю как практику коллекционирования». Ксения продолжает собирать работы своих друзей — психоделично-романтичную живопись Виктории Кошелевой, пленочные фотографии Евгения Шишкина и фотопанно сына куратора Ольги Свибловой Тима Парщикова. Но в ее коллекции появились и тяжеловес Евгений Антуфьев, и важный воронежский художник Кирилл Гаршин, коллажи перформансистки Оли Кройтор и рукотворные вышивки Ирины Петраковой. На вопрос о трендах Чилингарова отвечает с осторожным скепсисом: живопись, по ее мнению, сейчас в легком ступоре — слишком многое уже сделано, и нередко повтор становится нормой. «Я ищу честность и искренность. Художник, который не просто художник, а чуть-чуть поэт, философ, проповедник — это мне близко». Картина мечты? «Хочу Тимура Новикова. Очень».

«Мне важно, чтобы работа вызывала эмоцию. Иногда даже недоумение — это уже хороший знак. Если не понимаешь, что перед тобой, значит, надо копать. Разобраться. И, может быть, ­купить», — для этого она посещает студии, мастерские на «Винзаводе» и выставки, среди которых ей особенно запомнились Фрэнсис Бэкон в Центре Помпиду, Марк Ротко в первом здании «Гаража», коллекция Георгия Костаки в Новой Третьяковке и выставка Роберта Фалька. В 2025 году Ксения стала куратором предаукционной выставки Cosmoscow «Несколько поводов доверять себе» — придумала тему и выбрала работы для торгов в поддержку фонда ярмарки: «У меня есть свои фавориты. Это Полина Рукавичкина, фотограф, с которой мы уже сотрудничали для Badlon — очень нравится, как она работает с цветом. Николай Бахарев — потрясающий советский художник. Очень чувственный, очень про то, что нужно доверять себе. И главное, живопись Вики Бегальской и Александра Вилкина — невероятный колорит и композиция».

Текст: Петр Иванов, Дарья Коноваленко. Фото: архивы пресс-служб

Теги:
Арт-дроп_2025, Ярмарка искусства 1703, Коллекционировать искусство

Комментарии (0)

Наши проекты

Купить журнал:

Выберите проект: