18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • топ30пермь
Искусство

Татьяна Синицына: «Для каждого художника — Пермь своя»

Директор АНО «Центр городской культуры» («ЦГК») организовала более ста выставочных и образовательных проектов, в основном связанных с локальной пермской повесткой, низовыми инициативами, а также активно поддерживает пермских активистов и художников.

«ЦГК», наверное, самое народное пространство Перми, потому что вы за людей, за инициативы, которые выходят из народа. Как вы пришли к этому понятию?

Вся наша большая история началась в 2012 году, когда был открыт Музей советского наива, где мы занимались творчеством наивных художников. На меня очень сильно повлияло творчество художников этого направления. Наивный художник — это художник без образования, без шаблонов. Чаще всего это люди с какими-то сложностями в жизни, и творчество для них — возможность справиться с этим, инструмент поговорить с людьми и высказать свое мнение. Каждый раз, когда я знакомилась с новым художником, я через его историю узнавала Пермь заново. Для каждого художника — Пермь своя.

Музей просуществовал четыре года. За это время мы нащупали принцип работы с человеком и поняли, что нам тесно работать только с темой наива, что пора расширять кругозор. Для нас очень важно партнерство и работа «человек с человеком», потому что за каждым институтом, за всем стоит человек, его жизнь, его история. Вот так, с таким подходом родился «Центр городской культуры».

Наш центр для пермяков, вместе с пермяками и о пермяках. Мы и с городом, и с художниками, и с активистами, и с экспертами стараемся работать в горизонтали, а не вертикали. Каждый человек — важное звено.

«ЦГК» выступает таким медиатором, переводчиком. Бывают проекты очень сложные, а нам важно не только показать, например, картины. Нет. Мы же для чего-то это делаем. Мы же ставим работы в какой-то контекст, показываем какой-то угол зрения. И уже получается, что выставка — не просто выставка, а инструмент решения разных задач: городских, социальных и так далее. Изучение города через людей делают палитру Перми очень насыщенной.

Какая Пермь сегодня в ваших глазах и глазах локальных художников?

Пермь сложная, и она всегда была такой. Пермь очень вытянутая. В отдаленных районах ничего толком не происходит. Все культурные институции сосредоточены у нас в центре, но их настолько мало, что можно буквально по пальцам пересчитать. Если говорить про городскую культуру, то у нас даже нет музея города.

Мне кажется, что у нас очень большая проблема с пермской идентичностью. Она так размазана. У нас настолько стараются навязать пермский звериный стиль и пермских богов, как будто бы в Перми кроме них совсем ничего нет. На самом деле мы намного тоньше.

Что нужно пермскому художнику, чтобы быть востребованным?

Есть термин питерского куратора Петра Белого, который характеризует новою волну наших художников, — «пермская серебристость». Современные пермские художники очень тактичные, не врастающие корнями, между небом и землей. У них нет системы мастерских, институтов поддержки художников или регулярных грантов. В итоге у пермских художников нет возможности реализовывать свои работы. Художники находятся в витающем состоянии и выбирают временные, невесомые подходы в своем творчестве.

Например, Петя Стабровский работает со светом, с чем-то неосязаемым. Множество других художников выражают себя в уличном пространстве, их работы по итогу принадлежат городу.

Как часто вы идете на осознанную провокацию?

Я бы не использовала слово «провокация». Когда понимаем, что тема резонансная, то мы делаем не для того, чтобы хайпануть. Если проследить всю нашу работу, она может показаться очень планомерной, так как с этими темами мы работаем из года в год.

Сейчас настолько сложно резонировать с тем, что происходит в обществе, и вообще с тем, что происходит вокруг. Например, происходит пандемия — мы делаем конкурс плакатов. Насколько мы хайпанули? На самом деле, мы просто отработали повестку. Здесь больше про актуальность, чем про хайп.

«ЦГК» — не просто здание со стульями и стенами, мы — место во всех смыслах этого слова

В каком случае в Перми есть шанс снова называться «культурной столицей»?

Честно говоря, я бы уже отбросила эту риторику. Это уже комплекс неполноценности относительно того, что когда-то мы были кем-то названы культурной столице, а сейчас уже не так. Мы вот уже десять лет в обороте на прошлое живем. Мир настолько поменялся, что уже не надо это ворошить.

Сейчас стоит говорить о других формулировках, быть видимой частью культурного процесса. Важно оставаться актуальными в повестке и не терять свое лицо. Мы должны работать с локальной повесткой, у нас есть свои проблемы и особенности, свои художники.

Каждый человек отражает Пермь по-новому. Нет смысла изучать Пермь с точки зрения больших дат, знаковых имен или событий. Когда мы изучаем город с точки зрения маленьких историй, вскрывает много всего интересного и уникального.

Интервью: Анастасия Толкач
Фото: Алиса Калипсо

Теги:
топ30пермь
Материал из номера:
Май — Июнь 2022

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: