18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • Премия «ТОП 30. Самые знаменитые люди Перми»
Искусство

Как галерист и коллекционер искусства Анатолий Саклаков открыл галерею «Пермский период»

Анатолий Саклаков, галерист и коллекционер искусства, один из основателей галереи «Пермский период», где проходят выставки художников, жизнь и творчество которых связаны с Пермью.

Как человек из бизнеса пришел к искусству и стал не просто коллекционером, а галеристом?

В нашей жизни часто бывает – в этом чистая случайность или на пути возникает человек. До 12 лет я и понятия не имел, что есть искусство и живопись, пока в 5 классе у нас не появилась Тамара Давыдовна Гинбург, классный руководитель и учитель русского языка и литературы, которая была просто «улетевшая» по Пушкину и изобразительному искусству. После уроков почти весь класс ходил к ней и слушал рассказы о лицеистах, про все окружение Пушкина и живопись. Тамара Давыдовна давала почитать книги, многих из которых тогда не было в библиотеке, показывала нам свою коллекцию открыток с репродукциями картин.

С этого началась моя любовь к искусству. Я тоже коллекционировал открытки, читал художественную литературу, которую собирал мой отец. Мне нравилось читать о художниках, потому что это не столько художественная литература, сколько жизненная литература.

В 16 лет я уехал из Магнитогорска – моей малой Родины – в Пермь и поступил в ракетное училище. Последующие двадцать лет были связаны с Ракетными войсками стратегического назначения. По возможности в командировках я постоянно покупал репродукции, альбомы, журналы, книги об искусстве. У меня накопилось открыток-репродукций пять или шесть плотно упакованных обувных коробок.

В 1992 году я уволился из вооруженных сил, занялся бизнесом и появилась возможность не только созерцать искусство на выставках, но и самому коллекционировать предметы изобразительного искусства. Поскольку моя вторая Родина Пермь – я прожил здесь большую часть жизни, многое что в моей судьбе связано с этим городом – я начал собирать предметы искусства пермских авторов. Тогда никаких мыслей о галерее не было, я не искусствовед и не ценитель, просто приобретал то, что нравится.

Одно дело, когда знакомишься с художником в книге, когда читаешь о нем, а другое дело – живьем. В 1998 году началась череда моих знакомств с художниками. Тогда были предприняты первые попытки проведения выставки «Арт-Пермь», где и появилась возможность пообщаться с художниками напрямую и, познакомившись поближе, получить приглашение в их мастерские. А придя в мастерскую, как-то неудобно уходить с пустыми руками. (Смеется.)

Дальше был интересный этап, когда я был избран депутатом Пермской городской думы. Несмотря на то что я был в комитете по экономическому развитию и в комитете по градостроительству, тем не менее меня очень интересовали вопросы, каким образом у нас развивается культура. При Чиркунове были очень хорошие времена для развития и культуры, и псевдокультуры. Можно говорить про Олега Анатольевича и хорошо, и плохо, но то, что была движуха, что была жизнь в городе и крае – это сто процентов. В городской Думе на пленарных заседаниях, естественно, вопросы культуры поднимались, и в том числе обсуждалось создание музея изобразительного искусства пермских авторов. Эта идея настолько естественна, что она уже давно должна была реализоваться.

На протяжении десяти лет я вынашивал идею создания такой галереи. В это время мы с товарищем Юрием Александровичем Козловым, основателем Некомерческого культурного фонда «Наш край», нашли друг друга. К тому моменту он выпустил два или три альбома, посвященных пермским художникам, а дальше и я активно включился в эту работу.

А почему вы начали заниматься созданием альбомов?

Мне это интересно, потому что это очень тесная работа с художниками и их наследниками, увлекательно выбирать работы, фотографировать их – уже купил профессиональную фототехнику для этого, – это плотное сотрудничество с искусствоведами, верстальщиками, корректорами и издателями. Контролирую каждый этап, с самого начала.

Сейчас в работе готовятся два альбома – Евгения Широкова и Тимофея Коваленко. Выпущено 14 альбомов и в планах еще 11–15 альбомов к 300–летию Перми. Это один из лепестков цветка, под названием Пермское искусство.


Одна из миссий, которую реализует галерея «Пермский период» – создание электронной Энциклопедии пермского изобразительного искусства

Почему – «Пермский Период»?

Когда мы с Вадимом Зубковым придумывали название галереи, то решили подумать до завтра, а на следующий день пришли и одновременно, не сговариваясь, сказали – «Пермский Период». Пермский край, город Пермь, улица Пермская, галерея «Пермский Период» – все сошлось.

Благодаря названию, конкретизировали и концепцию в галереи: все художники, в жизни или творчестве которых был период, связанный с пермской землей. Есть много знаковых художников, которые оставили след в пермском искусстве.

Изобразительное искусство всегда тесно шло с творчеством, музыкой, театром, поэтому в стенах галереи помимо мастер-классов, которые коррелируют с изобразительным искусством, регулярно проводятся балетные вечера, где на большом экране в приятной компании можно посмотреть постановки именитых хореографов. Когда к нам впервые пришли актеры Театра оперы и балета и попробовали здесь голос, то все отметили, какая тут уникальная акустика. Все сольные концерты проходят без микрофона.

На одной отметке – пермские деревянные скульптуры, а на другой – творчество художников XX–XXI веков, а что было между этими двумя вехами в Пермском искусстве?

Одна из миссий, которую реализует галерея «Пермский период» – создание электронной Энциклопедии пермского изобразительного искусства. Когда шесть лет назад только начал собирать информацию о художниках, я собрал 120 фамилий. Сейчас в списке уже 1 300 фамилий, но должно быть 5 000 – 10 000 авторов, подпадающих под концепцию «Пермский период».

В Перми были и художественные училища, и художественный техникум, Институт культуры и Академия. Понятно, что были и выпускники, а ведь они же куда-то девались. Все они учились здесь и, естественно, в их биографии есть «Пермский период». Здесь, так скажем, прослеживается информационный вакуум.

В начале советской власти шло двустороннее движение: с одной стороны – в центральные музеи и галереи из регионов забирали что-то ценное, с другой стороны – для того, чтобы рабочий класс и христианство приобщались к культуре, и наоборот, из запасников и столичных Худфондов попадали в провинциальные галереи и музей на общее обозрение жителям страны. Мы прекрасно понимаем, что к нам шло вторичное, а туда – лучшее. Поэтому сейчас зачастую искусствоведы как раз в центральных музеях Москвы и Питера находят и открывают шедевры наших региональных авторов.

История художников Пермского края, начинается в XVIII веке со Строгановских иконописных школ. В Художественной галерее есть очень немного экземпляров икон тех времен. Про иконописцев зачастую известны имя и фамилия и больше ничего.

Есть именитые зодчие, например, крепостной Пермской губернии Воронихин Андрей Никифорович. В последующем Александр Сергеевич Строганов выдернул Воронихина сначала в Москву, потом в Питер, а после приставил к своему сыну Павлу. Дал шикарное дополнительное образование, Воронихин отрисовывал зодческие элементы архитектуры по всей России, он четыре года путешествовал по Европе. В конце концов, он один из именитых архитекторов в истории России и мира. Это один из наиболее ярких примеров из истории Пермского искусства, а есть наверняка еще огромное множество увлекательных, драматических и забавных историй в судьбе и творчестве авторов «Пермского периода».

«Пермский период» связан с географическими границами земли Пермской, а теперь мы возвращаемся к вопросу: что такое Пермская земля? За последние три столетия Пермь Великая, Пермская губерния, Пермская область, Пермский край – они границы меняли несколько раз. В какое-то время сюда входила часть Башкирии, вся нынешняя Свердловская область, часть Тюменской, Оренбургской. Получается, если с тех времен брать авторов, то это вообще полстраны художников – НАШИ! Поэтому мы сейчас пытаемся немного локализоваться Пермским краем и Пермской губернией. Дальше пока не замахиваемся, хватило бы на это сил и времени.

Текст: Анастасия Толкач, Виктория Абрамова
Фото: Константин Кожевников
Теги:
топ30пермь
Материал из номера:
Май-Июнь 2021

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: