18+
  • Экология
  • Экология
  • топ30пермь
Экология

Сергей Чудинов: «Наша основная задача — это как можно меньше отходов отправлять на захоронение, и как можно больше — на вторичное использование»

Директор пермской перерабатывающей компании «Буматика» Сергей Чудинов создал одно из крупнейших предприятий по переработке отходов в Пермском крае: в Перми, Краснокамске, Добрянке и Лысьве можно найти пункты приема «Разделяю сердцем». Помимо этого, «Буматика» производит целую линейку товаров из переработанных материалов, которые применяются в сферах производства и строительства.

Вы один из немногих, кто занимается крупным бизнесом в сфере экологии в Перми. Каково быть объектом пристального внимания?

Делай что должен, и будь что будет, — вот мой основной принцип.

Почему-то все думают, что бизнес по переработке отходов — это мега прибыльно. А это обычное производство со всеми вытекающими производственными задачами. Наша основная задача — это как можно меньше отходов отправлять на захоронение, и как можно больше — на вторичное использование.

Не все так просто, как кажется. Бывает, инициативные предприниматели начинают собирать покрышки или полиэтилен: пособирают, поперерабатывают, год помучаются, а потом разоряются. За 20 лет нашей работы могу сказать, что эти трэш-инициативы имеют положительное свойство — люди заражаются экологичными идеями и начинают им следовать. Но ты должен планово этим заниматься — это должно быть и твоим хобби, и смыслом жизни.

С какими стереотипами в отношении переработки и использования вторсырья вы сталкиваетесь?

Главный стереотип — если есть раздельный сбор, значит, люди им пользуются.

Девять лет назад мы поставили первые контейнеры для раздельного сбора мусора. Около них стояли волонтеры и показывали, что можно туда выбрасывать. Как только наши волонтеры исчезли, эти контейнеры на 50% стали состоять из неперерабатываемых отходов. На них появлялись граффити, все специальные наклейки с инструкциями были зарисованы.

Мы пошли дальше. Сделали сетчатый контейнер с круглым отсеком, чтобы люди видели, что там лежат одни пластиковые бутылочки. Ситуация улучшилась — человеку уже не хочется кидать туда пакет с мусором. В итоге система сетчатых контейнеров себя хорошо показала, сейчас мы ее активно развиваем.

Чтобы раздельный сбор мусора работал, должна быть компания, которая заинтересована в определенном виде собранных отходов, чтобы качество собранного соответствовало ее производственным мощностям. Например, то, что мы собираем в наши сетчатые контейнеры, мы практически полностью перерабатываем: и полиэтиленовые пакетики, и стаканчики из-под йогуртов, и бутылки из-под кетчупа, масла, шуршащие пакеты, ПВД-пленку, стрейч-пленку. Иными словами, мы развиваем систему сбора под себя.

Что нужно сделать, чтобы люди пользовались контейнерами для раздельного сбора мусора?

Мы пытаемся донести людям мысль — не надо покупать товары в упаковке, которая не перерабатывается. Даже мои дети знают, что яйца нужно покупать в картонной упаковке, а не в полиэстероле.

Не нужно покупать продукты в тетрапаке. Эти коробочки состоят из пяти-семи слоев неперерабатываемого материала, который не гниет, — они в любом случае окажутся на полигоне. То же с упаковками для молочных продуктов. Там 70% объема — это упаковка, а лишь 30% — сам продукт. Только вдумайтесь в это цифру!

К вам на производство можно приехать на экскурсию, ставите контейнеры с инструкциями. Какие еще просветительские мероприятия вы проводите?

После пандемии мы создали Telegram-канал, у нас есть группы «Разделяю сердцем» во всех социальных сетях, где стараемся через них нести в массу наши идеи.

Мы ввели новую систему табличек на наших контейнерах с QR-кодами, чтобы люди могли сообщить о переполненном контейнере, найти нас в мессенджерах и соцсетях.

Вместе с Пермским политехническим университетом мы разработали «Сортомат» — аппарат для приема старой упаковки. Он будет стоять в супермаркетах: человек приходит в магазин, сдает тару и получает за это балы, которые может потратить на покупки.

Интервью: Анастасия Толкач

Теги:
топ30пермь
Материал из номера:
Май — Июнь 2022

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: