18+
  • Экология
  • Экология
Экология

ЭКОпросветители: шесть экоактивистов Перми рассказали нам о первых шагах к ответственному образу жизни

Эта весна диктует совершенно новый тренд, который не касается ни длины брюк, ни цвета года по версии Pantone, ни суперфудов в рационе. Экологичность признана новой сексуальностью, а IT-bag современной девушки выглядит как многоразовая сумка для похода за продуктами.

При поддержке компании «ЛУКОЙЛ» мы отправились на поиски героев, благодаря которым малые реки Перми возвращаются к своему естественному виду, в прибрежных зонах селятся краснокнижные виды, модные коллекции шьются из вторсырья, сортированный мусор доставляется по месту назначения, а ресторанная сфера города делает первые шаги к принципу безотходного производства. Шесть экоактивистов Перми рассказали нам о первых шагах к ответственному образу жизни, если вы хотите помочь природе, но не знаете, с чего начать.

На Юрии: свитшот и брюки Paul&Shark. На Юлии: комбинезон и серьги Max&Co. Визаж и прическа: Ольга Маточкина

На Юрии: свитшот и брюки Paul&Shark. На Юлии: комбинезон и серьги Max&Co. Визаж и прическа: Ольга Маточкина

Юрий Хохлов и Юлия Хохлова

руководители Пермского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы»

Мы многое делаем вместе еще со времен студенчества – с третьего курса биологического факультета ПГНИУ. Сразу после учебы, даже не дождавшись вручения магистерских дипломов, мы по приглашению улетели на Чукотку. Там мы прожили девять лет, работая в Тихоокеанском научно-иссле- довательском институте рыбного хозяйства и океанографии. Именно на севере получили богатый опыт взаимодействия с разными людьми и организациями, в том числе общественными, занимающимися решением экологических вопросов.

Участие в реализации международных проектов и регулярные командировки за границу помогли увидеть, как устроена система охраны природы в других странах, и, конечно, сравнить с нашей. Откровенно говоря, сравнение было не в нашу пользу. Наверное, поэтому интерес к ведению обще- ственной экологической деятельности в России появился у нас не сразу. Напротив, за- вершить «чукотский период» мы собирались иммиграцией в США или Канаду, куда звали на работу.

В этом есть немало удивительного, но за несколько месяцев до переезда нам, независимо друг от друга, пришло понимание, что мы – русские люди и не хотим уезжать из страны. Более того, хотим жить в Пермском крае и «пригодиться там, где родились». В 2013 году мы вернулись из Анадыря в Пермь и какое-то время, занимаясь семьей и строительством своего дома-среди-леса в Еловском районе, присматривались к тому, чему хотели бы себя посвятить. В 2017 году любовь к природе, желание заботиться о ней и быть полезными людям сошлись в одной точке, а именно в Обществе охраны природы.

С одной стороны, мы стараемся решать разные экологические проблемы в Пермском крае посредством общения с администрацией. А второе наше направление – экопросвещение детей и взрослых. В пример можно привести бесплатные просветительские мероприятия в долинах малых рек и на особо охраняемых природных территориях: «Прогулки с экологом» (проект совместно с УЭП администрации Перми), «зеленые классы», нацеленные на знакомство с непосредственным природным окружением, экопрактики – деятельность в ритме и гармонии с природой. Совместно с Департаментом культуры и молодежной политики Перми, музеем PERMM и другими участниками мы уже два года занимаемся экопросвещением на городском празднике «День рождения рек», а совместно с Пермским краеведческим музеем на «Экопикнике» – медленном фестивале созерцания природы в Хохловке.

 

После обустройства маршрута «Тропа к Егошихе» мы получили очень много положительных отзывов от пермяков. Это непроходимое место в самом центре города открыло для горожан Егошиху – реку, которую по праву можно назвать мамой Перми

 

 

В прошлом году мы разработали проекты «Птичья школа» и «Травознай и Древовед», в рамках которых знакомили всех желающих пермяков с видами местных птиц и растений. Почему важно знать о биоразнообразии? Одна из целей устойчивого развития, про- возглашенных ООН, – сохранение экосистем. Но, согласитесь, сложно что-либо сохранять, если мы не знаем, как оно выглядит, где находится и какую роль играет в нашей жизни. Когда обретаешь это понимание, любовь и желание сохранить приходят сами собой.

Мы изо всех сил стараемся поддерживать шаги отдельных лиц и компаний в сторону экологичности и реализации социальной экологической ответственности. В 2019 году компания «ЛУКОЙЛ» решила внести свой вклад в городской проект по сохранению и ревитализации долин малых рек Перми. Руководству хотелось выбрать для шефства «свой» участок реки – тот, который был бы им близок территориально, и мог бы стать «родным» для сотрудников. Ближайший участок реки находится в районе Разгуляя, как раз через дорогу от нового большого здания компании. Когда мы встретились для первого обсуждения, меня очень порадовал настрой координационной группы: сотрудники отнеслись к вопросу обустройства участка с большой ответственностью и личной заинтересованностью.

На средства, выделенные в первый год шефства, мы смогли очистить от мусора участок долины и русла Егошихи и ее притока Стикса, а также обустроить входную группу и безопасный спуск к реке. В субботниках и просветительских экскурсиях приняли участие сотрудники компании.

Примерно на этом участке через реку раньше проходил деревянный мост: он был частью Соликамского тракта. В память об этой переправе через Егошиху мы установили новый мост. С него можно полюбоваться на слияние Стикса и Егошихи.

Вместе с компанией «ЛУКОЙЛ» мы оборудовали безопасный подъем на Егошихинское кладбище. Небольшой маршрут «Тропа к Егошихе» стал кольцевым. После обустройства участка мы получили очень много положительных отзывов от пермяков. Это непроходимое место в самом центре города открыло для горожан Егошиху – реку, которую по праву можно назвать мамой Перми.

Каждый горожанин может помочь природе. Что нужно делать сделать? Прежде всего, не проходить мимо экологических нарушений – свалок, отсыпок грунта, несанкционированных сливов в реки или внушающих подо- зрения выбросов в воздух. Администрацией специально разработан портал «Управляем вместе», где можно оставить свое обращение по поводу проблемы, на которое обязано среагировать профильное ведомство.

Выезжая семьей на пикник, возьмите туристическую посуду вместо одноразовой, соберите и обязательно вывезите за собой весь мусор, не разжигайте без надобности костер и не тревожьте лесных обитателей. Будет здорово, если отдых удастся совместить с познавательной деятельностью на природе.

А еще вы можете присоединиться как участник или волонтер к нашим разным экомероприятиям: «Чистые Игры», «Экодвор», орнитологические и ботанические экскурсии, тематические и экологические праздники – все это дает отличные возможности для повышения личной экологической культуры.

Если каждый признает свою ответственность за создание благоприятной экологической обстановки и начнет действовать уже сейчас, то через пять лет мы будем не только мечтать о том, как жить в чистом и комфортном зеленом городе, но и наслаждаться жизнью в нем.

Анна Кондратьева

популяризатор zero waste и координатор пунктов вторсырья «Разделяю сердцем»

Экологическая сознательность жителей Пермского края растет, но мы еще в самом начале пути. Большинство озабочено более насущными житейскими проблемами, чем качество окружающей среды. Климатический кризис в перспективе 50 лет кажется им слишком абстрактной проблемой по сравнению с нехваткой денег и плохими дорогами. И это понятно: невозможно перепрыгнуть через несколько ступеней потребностей в пирамиде Маслоу. Чтобы начать заботиться об окружающей среде и будущем климате, человек должен достичь обычного житейского благополучия здесь и сейчас. Еще он должен быть экологически грамотным, чего большинству очень не хватает. Многие не задумываются о том, как их ежедневные действия – будь то покупка кофе в одноразовом стаканчике на вынос, стейк на обед или езда на крупном внедорожнике – ухудшают качество окружающей среды и климата в частности.

Пять лет назад, когда я только узнала об идее безотходного образа жизни, в России это все было в новинку. Еще не была переведена на русский язык «библия» безотходного быта «Дом без отходов» Беа Джонсон, не было столько экоблогеров в инстаграме. Поэтому те, кто шел впереди, приняли на себя основной огонь скептиков. Сейчас идея покупки овощей и фруктов в свои экомешочки или менструальная чаша уже не вызывают такого яростного противодействия. Многие хотя бы слышали об этом, а раньше крутили пальцем у виска и писали оскорбительные комментарии, от которых хотелось плакать.

Я веду безотходный образ жизни с 2016 года. И на сегодняшний день мы с мужем, двумя кошками и собакой выбрасываем чуть больше 1,5 кг мусора в месяц или около 20 кг мусора в год. Все остальные отходы мы раздельно собираем и сдаем на переработку. Пищевые отходы компостируем в домашнем вермикомпостере (компостер на червях). И главное – стараемся избегать заведомо неперерабатываемых отходов еще на этапе покупки.

За два года работы пунктов «Разделяю сердцем» выросла их посещаемость и интерес к теме раздельного сбора отходов. Хотя скептиков остается по-прежнему много. У людей в головах много мифов насчет переработки отходов. Например, многие считают, что содержимое их мусорного ведра – эта мокрая и грязная смесь из пластика, картофельных очистков и битого стекла – просто золотая жила, которую потом разгребают на полигоне толпы бездомных, помогая переработчикам зарабатывать миллиарды. Вынуждена их разочаровать: 95% мусора просто оседает на полигоне.

 

Чтобы выбраться из мусорного кризиса, мы должны глубоко пересмотреть наши отношения с мусором. Это потребует отказа от некоторых заведомо неперерабатываемых вещей

 

 

Хотя некоторые виды вторсырья, например, алюминиевая банка, действительно стоят дорого, цены на большинство отходов очень нестабильны, а некоторые отходы и вовсе не окупают свою переработку. Ситуация еще осложняется тем, что из смешанного мусора на сортировочной линии можно отобрать для переработки лишь 5-10% вторсырья. Все остальное оказывается слишком загрязненным и не подходит для переработки. Поэтому важно не давать вторсырью смешиваться в мусорных баках, особенно с пищевыми отходами. Все это приходится каждый день объяснять, преодолевая общий скепсис.

Меня радует интерес к раздельному сбору отходов и экологии в целом со стороны молодого поколения, так называемых миллениалов и зумеров. У них больше доступа к информации, и они более открыты новым идеям. В их мировоззрении идеи климатической безопасности, устойчивого развития, веганства и осознанного потребления занимают заметное место. Поэтому решение проблем экологии я связываю именно с ними.

Сегодня каждый пермяк может помочь природе. Не пускайте в свой дом и свою жизнь тот мусор, которого легко можно избежать. Многие сетуют, что в Перми нет удобных возможностей для сдачи отходов на переработку. И это правда. Но если у нас нет условий для раздельного сбора и возврата отходов в оборот, разве не логично стараться их производить меньше? Берите с собой в магазин многоразовую сумку и избавьте пермский полигон от нескольких сотен пакетов в год. По- просите официанта в кафе не приносить вам с коктейлем пластиковую трубочку, ведь ее невозможно переработать. Если вы девушка, закажите себе менструальную чашу и остановите навсегда поток одноразовых тампонов и прокладок на свалку. Мы пристрастились ко всем этим удобным одноразовым вещам слишком рано, еще не научившись цивилизовано обращаться с их отходами. Поэтому нам нужно отступить назад и дождаться, когда мы научимся это делать.

Масштабную мусорную проблему одними индивидуальными действиями не решить. Ее не решит даже раздельный сбор отходов. Чтобы выбраться из мусорного кризиса, мы должны глубоко пересмотреть наши отношения с мусором. Это потребует отказа от некоторых заведомо неперерабатываемых вещей, как это сейчас делают в Европе и других странах. Нам придется приводить дизайн упаковки и товаров в соответствие с возможностями их переработки. Вместо тысяч разных материалов и дизайнов должны остаться только те, что легко и выгодно перерабатывать. Для этого потребуется много времени, но в конечном итоге мусор в его сегодняшнем понимании должен исчезнуть. Все отходы должны становиться ресурсом для новых товаров.

Андрей Привалов

координатор «Экотакси»

«Экотакси» родилось еще в 2013 году благодаря эко-активистам и неравнодушным молодым мамам. Вскоре эту идею подхватили и другие города. Я пришел в компанию в 2019 году, так как не знал, куда отправить свое накопленное дома вторсырье. Заинтересовался и начал развивать эту идею дальше, чтобы сделать сервис более удобным и доступным. Теперь работа в «Экотакси» мой основной вид деятельности.

На электромобиле ездить не сложно. Главное спланировать, где заряжаться. Я заряжаюсь дома, на складе и на станции быстрой зарядки (пока она одна в городе).

Сегодня сервис «Экотакси» обслуживают восемь человек: двое ведут наши соцсети, двое обзванивают клиентов по заявкам, еще двое работают на складе на досортировке. Еще есть я – водитель и руководитель – и один координатор. В среднем в месяц мы принимаем 300 заявок. Наш охват плюс-минус 500 жителей Перми.

 

Если половина пермяков начнет это делать, то через пять лет значительно уменьшится объем неперерабатываемой упаковки и пластиковой в целом

 

 

Вторсырье, которое мы забираем у пермяков, отвозим на склад на Рязанской, 103а. Сортируем его в большие партии и отправляем партнерам для дальнейшего использования. Практически весь пластик, картон и бумагу перерабатывают в Перми. Стекло отвозим заготовителю в Закамск, который в свою очередь отправляет его на заводы в другие города. Электронику копим и периодически отгружаем в Ульяновск. Сложные фракции, типа пластиковых карточек, щеток и тетрапака, копим для отправки. Органические отходы растительного происхождения отправляем через партнера в Гамово на вермиферму. Одежду и продукты передаем в благотворительные магазины и фонды, а корм, вещи и посуду для животных забирают приюты.

Первый шаг, который каждый может начать делать прямо сейчас, – начать сортировать вторсырье с малого и понятного (бумага, стекло, металл). Второй шаг – определить в обиходе три вещи, неподлежащие переработке, которые вы постоянно покупаете, и перестать их покупать. Третий – сократить покупку пластиковой тары, перестать брать пакеты и начать покупать весовой товар.

Если половина пермяков начнет это делать, то через пять лет значительно уменьшится объем неперерабатываемой упаковки и пластиковой в целом и, как следствие, ее производство сократится ввиду отсутствия спроса.

Надежда Баглей

координатор движения защиты малых рек «Слушай соловья», координатор проекта «Сад соловьев у речки Уинки»

О речке Уинке я узнала только когда переехала на Садовый. Я выглянула в окно новой квартиры и увидела заваленное мусором пространство. Когда ты идешь по улице, берег реки не виден, а летом он и вовсе скрыт за кронами деревьев и кустами. Сверху жителям нашего дома видно все. Садовые участки у рек были заброшены и замусорены еще в прошлом веке. Активное посещение малых рек уменьшилось в семидесятые годы, когда появилось центральное водоснабжение, и люди перестали ходить к реке полоскать белье. А реки эти родниковые, вода в них чистейшая. Родниковую воду в наших реках набирают до сих пор.

Я писала письма в администрацию с просьбой навести порядок и убрать мусор на склонах Уинки, но получала отказы. Наши соседи, молодые парни, в какой-то момент не выдержали и пошли прибираться, позвали и меня. Я говорила, что это невозможно – настолько грязно там было. Несколько лет мы ходили на субботники, вывозили мусор КАМАЗами и ликвидировали самый страшный бардак. Почти сто процентов жителей наших домов на Гайдара выходили на субботники. Это был 2007-2009 годы.

Но пространство у реки все еще было неуютным, туда было сложно пробраться, чтобы погулять. Это место и новости о наших субботниках начали привлекать самых неожиданных людей, вне зависимости от места жительства. Сюда начали ходить отдельные люди, бизнесмены, студенты, трудные подростки, журналисты, литераторы, школьные и межшкольные команды – каждый старался помочь своими силами.

 

Природа всегда ждет нашей помощи и очень хорошо отзывается на заботу и уход

 

 

Наша цель и миссия – это изменить не берег реки, а человека. У многих жителей пока сознание потребителя, мы хотим не отдать, а получить эко-услугу, надышаться, нагуляться. Нужно понимать, что даже если мы просто приходим в природное место, мы ходим по нему ногами, шуршим, нарушаем покой лесных жителей. Получая удовольствие, мы нарушаем покой природы. А что мы отдаем взамен? Если правильно людям про это рассказывать, то отдавать им становится очень приятно. Один из наших девизов – «Помогать природе легко и приятно». Так и есть, когда ты уважаешь пространство, в которое попал.

Прийти, полить, прополоть цветы-медоносы, покормить птиц, принести воды, подмести дорожку – каждый найдет здесь дело, которое ему приятно сделать. И через это мы становимся богаче духовно. Именно поэтому мы затеяли историю с экопрактиками. Экопрактики – это набор несложных действий, которые может сделать каждый на пользу природе. Мы постоянно придумываем новые формы, ставим стенды с информацией по сформированным экопрактикам, проводим мероприятия.

Весь город буквально пронизан долинами рек, и на мероприятиях я показываю карту, на которой каждый может найти свою реку. Представляете, каждый житель Перми живет в шаговой доступности от какой-либо реки. «ВКонтакте» есть группа движения «Слушай соловья», где можно узнать, какие активности планируются в каждом из районов: субботники, экскурсии, экопрактики. В группе также есть четко прописанные экопрактики, которые может повторить каждый: сделать и повесить домик для птиц, понаблюдать, сфотографировать птиц и выложить с хештегом, который написана на стенде. Мы постоянно мониторим хештеги экопрактик и таким образом отслеживаем динамику помощи природе в долине речки Уинки: #трухлявыйзаповедник, #водноболотныеугодья, #ремизапермь, #медоноснаяполяна, #птицыуинки и другие.

Природа у наших рек очень разнообразна и богата на биологические виды, несмотря на урбанизацию. В «Саду соловьев» реально увеличилось биоразнообразие! Мы высаживаем медоносные растения, и у нас поселилось три вида шмелей, в том числе один краснокнижный. Появились ремез, прилетели поползни, которых раньше не было. Появилась краснокнижная уральская орхидея – это зафиксировано в статьях учеными ПГНИУ и ПГСХА. Их невозможно посадить, они вырастают сами там, где место для них благоприятно. Все благодаря тому, что мы подкармливаем птиц, обеспечиваем места для гнездования, отгораживаем склоны, делаем удобные чистые тропинки, чтобы люди не вытаптывали травы, цветы и почво-покровные растения. Природа всегда ждет нашей помощи и очень хорошо отзывается на заботу и уход. Это очень вдохновляет даже тех, кто далек от подобных знаний.

Превратить потребителя в друга и помощника – вот оптимальный и экологичный путь к новому мышлению. «Сад соловьев» стал примером, который можно проецировать на любое природное пространство: реки, леса, парки. Мы готовы делиться и практиками, и дизайнерскими наработками, и опытом.

Ольга Новоселова

экокоуч, организатор лекций по осознанному потреблению, консультант по экологизации бизнеса

В прошлом я сотрудник рекламной сферы. Когда стала мамой, начала изучать тему здорового питания. Потом увидела, что сфера здорового образа жизни гораздо шире, и углубилась в тему zero waste (с англ. ноль отходов. – Прим. ред.) – это движение людей, которые стремятся к безотходному образу жизни. Так нашла компанию «Зеленый драйвер» из Петербурга, где обучают экотренеров. После четырех месяцев учебы, сдачи итогового проекта и получения сертификата я начала транслировать свои знания и навыки через социальные сети, вести лекции для взрослых и экоуроки для школьников, а с 2019 года сотрудничать с Пермским Всероссийским Обществом охраны природы по организации эколекториев.

Экокоуч просвещает в области экологичного образа жизни и формирует экомышление. В первую очередь, экомышление – это про осознанность и ответственность. Уже отсюда вытекает остальное: минимализм в быту, стремление продлевать жизнь вещей, раздельный сбор отходов. Первым должно прийти понимание, что мы живем в долг у планеты. Есть такое понятие – день экологического долга. Это день, когда истрачены все ресурсы, которые Земля может восстановить за год. Например, в 2020 году день всемирного экодолга наступил 22 августа, после этого дня люди начали брать в долг у планеты и будущих поколений.

В прошлом году я продолжила учебу в «Зеленом драйвере» и получила сертификат экоконсультанта – это такой симбиоз экотренера и бизнес-консультанта. Теперь я помогаю делать бизнес более дружественным по отношению к природе и людям. У меня есть четкое понимание, что почти любой бизнес, пусть и маленькими неспешными шагами, может быть более экологичным – это и раздельный сбор отходов в офисе и на предприятии, ответственные закупки, осознанный подход к упаковке товаров, ресурсосбережение и многое другое.

 

Есть такое понятие – день экологического долга. Это день, когда истрачены все ресурсы, которые Земля может восстановить за год. Например, в 2020 году день всемирного экодолга наступил 22 августа

 

 

Сейчас я занимаюсь продвижением продуктовой оптово-розничной компании и параллельно веду деятельность по экопросвещению. У меня было внутреннее противоречие насчет того, как можно одновременно продвигать, продавать и быть экологистом. В быту, вроде бы, уже все доступно и понятно, а вот продажи и производство – более сложная тема. Это лишь подогрело мой интерес и подтолкнуло к погружению в тему экологизации упаковки. Я уже наработала несколько кейсов. Один из последних проектов – экологизация упаковки для сервиса доставки морепродуктов, и я очень надеюсь, что этот кейс ребята реализуют в самое ближайшее время.

Могу дать несколько бесплатных советов для других сервисов доставок в Перми, самое простое, что можно сделать прямо сейчас: спрашивать у клиента, нужны ли им пакет, приборы, салфетки, зубочистки, лишний соус, выбирать перерабатываемую упаковку, сдавать отходы производства на переработку, а органические отходы – на компостирование. Если включить фантазию, можно придумать массу вариантов и свести несортируемый мусор к минимуму. Но лучше проконсультироваться у специалиста.

Я сама редко пользуюсь доставкой, а если пользуюсь, то выбираю такие сервисы, которые идут на встречу, слышат мой запрос и минимизируют для меня упаковку. Чаще всего мы семьей заказываем пиццу, а картонные коробки после легко утилизируем на даче или сдаем в «Экотакси». Роллы мы заказываем редко, так как бонусом к ним добавляют много лишнего и неперерабатываемого. Для меня пока лучшее решение – сходить поесть роллы в ресторан или кафе.

В своих социальных сетях я транслирую принципы экологичного образа жизни и стараюсь своим примером показывать те несложные шаги, которые может делать каждый человек в обычной жизни. Самое простое и так всем известное, но зачастую мы не заостряем на этом внимания и даже не ставим их в разряд экопривычек.

Например, использовать излишки еды для приготовления других блюд, как делали наши бабушки, когда готовили оладьи из остатков кефира. Можно собирать грамотный капсульный гардероб, чтобы не покупать и потом не выбрасывать ненужные вещи, или пользоваться ресейл-магазинами. Можно ходить в магазин со списком продуктов, чтобы не брать лишнего, брать с собой сумку, чтобы отказаться от пакета на кассе, выбирать товары только в упаковке, которая подлежит переработке. Можно купить продукты вообще без упаковки, например фрукты, овощи, крупы, приправы, чай – это все продается на развес в Перми, а также появилась бытовая химия на розлив. Да, это требует некоторых усилий от человека, однако, когда это входит в привычку, перестаешь испытывать дискомфорт. Выключать воду, когда мы чистим зубы или намыливаем голову, кипятить не полный чайник, а лишь необходимое количество воды, выключать электроприборы, уходя из дома, – это совсем незначительные для одного человека, но очень значимые для всей планеты шаги.

Яна Бесфамильная

создатель и дизайнер бренда Yana Besfamilnaya

Как дизайнер и арт-директор своего бренда в большинстве коллекций я иду от себя, от того, что мне нравится, и что меня волнует. Вопрос экологии меня не покидает и тревожит, поэтому это повлияло и на бренд Yana Besfamilnaya. Не могу сказать, что у нас 100% экобренд, но в каких-то моментах мы стремимся к этому.

То, что мы не делаем изделия из кожи и меха, наверное, стоит больше отнести к вопросу гуманности. Копнув глубже, выходит, что делать из кожзама тоже не очень-то и эко. Идут огромные споры на тему того, что вреднее для природы: животноводческие фермы или производство. Скорее отказ от кожи и меха идет от моих внутренних этическим моментов: когда я представляю, что зверьков нужно убить, чтобы сделать шубу, то я эту шубу просто не хочу. К тому же сейчас есть действительно достойные материалы-заменители для тепла, комфорта и уюта, производить которые проще, этичней и дешевле.

Когда бренды сжигают вещи из прошлых коллекций на миллиарды долларов, это неэкологично и просто крэйзи. Конечно, те большие бренды, которые ранее делали так, ни за что не признаются в этом сейчас. Массовое производство устроено так, что проще создать переизбыток вещей, где каждая будет стоит дешевле, и переработать остатки, чем делать маленьким партиями.

Мы маленький бренд: наше производство и наши партнеры в Перми. Нам не нужно ничего отправлять в Китай, чтобы томиться в долгом ожидании от пути туда-обратно. Это позволяет реагировать нам вплоть до погоды: если через месяц не будет теплой осени, мы перестаем делаем тренчи и начинаем отшивать спортивные костюмы и пуховики. Плюс, ориентируемся на спрос. Постоянная связь с нашими ритейлерами помогает понимать, какие модели «идут», что значит, нам нужно их делать больше, а какие – нет. В каждом отдельном магазине отличается ассортимент вещей. Даже в Москве, где у нас четыре магазина, абсолютно разные клиенты, соответственно разные вещи. Я планирую ассортиментную матрицу каждого нашего партнера, чтобы минимизировать остатки — это большое серьезное дело, но не могу сказать, что есть кто-то настолько супер-гениальный в том, чтобы продумать продажи под ноль. Сегодня погода, завтра пандемия, летом – закрытые границы и готовая курортная коллекция. Мода такой бизнес, который никогда не предугадаешь, в котором никогда не соскучишься и не остановишься.

 

Когда бренды сжигают вещи из прошлых коллекций на миллиарды долларов, это неэкологично и просто крэйзи

 

 

Сейчас мы приходим к постепенном отказу от сезонных коллекций. У нас большой выбор базовых вещей. Те изделия, которые по цвету в этом сезоне не подходят, бережно запечатываются в чехлы и ожидают второй жизни на складе в следующем году.

Когда мы работали над коллекцией из старых джинсов, ресайклинг очень здорово подстегнул внутреннюю креативность. Ты творишь из заданных условий, когда выбирать приходится не из богатого многообразия, а из того что есть. Вот перед тобой двадцать пар старых джинсов таких, какие они есть. Это огромный квест. Производство было не очень радо, что мы принесли им эти джинсы, и отдали нам их обратно, чтобы мы их распороли и подготовили для сборки «мозайки».

Основной подход бренда – вещи-трансформеры. Например, у наших пиджаков за счет того, что есть кнопки на спине, половинки изделия полностью расстегиваются и можно миксовать свои сочетания. Для их производства мы покупаем остатки ткани, даже полтора метра – это уже полпиджака. Было бы круто начать работать со старыми пиджаками, но, опять же, самая большая проблема это производство. Для них это огромная проблема, и дело даже не в деньгах, а в том, что они не всегда готовы за это браться. Я не выкидываю вещи и обувь. Старую одежду сдаю на переработку, например, в H&M, а обувь – в Rendez-Vous. Детские вещи и игрушки отдаю тем подругам, у кого дети помладше. Для меня это абсолютно нормальная практика.

Как человек связанный с модой, я часто покупаю для съемок вещи, особенно обувь. Я не сталкиваюсь с проблемой переизбытка одежды, потому что давно определилась со своим стилем. Другим рекомендую обращаться к стилисту, чтобы профессионал помог собрать капсулу базовых вещей. Знаю, как это бывает, когда не можешь разобраться, не понимаешь и покупаешь вещи, не связанные между собой, а потом они горами у тебя лежат в шкафу. Раньше у меня было также: байкерская косуха могла висеть рядом с розовой беби-долл дубленкой, и вещи никак не бились друг с другом.

Фото: Никита Чунтомов

Материал из номера:
Март-Апрель 2021

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: