18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • ТОП 50 2022
Искусство

Сестры Поповы: «Сестринство — это экстремальный азарт и включение»

Лауреаты премии «ТОП50. Самые знаменитые люди Петербурга» — 2022 сестры-бизнецы Екатерина и Елена вручную создают киберкукол, которых коллекционируют Граймс, FKA Twigs и Жан-Поль Готье. В этом году на первой персональной выставке Non-Human в музее «Эрарта» — ретроспективе за 18 лет! — они показали эволюцию своих футуристических созданий: от «портретных» кукол до сложных шарнирных амазонок из серии Skin, гейш из «японской» серии MOD, кукол-жриц Cult и три работы из новой коллекции «Пернатый змей», вдохновленной атцтекским божеством Кетцалькоатлем.

Катя и Лена сфотографированы в шедевральном интерьере Большого китайского кабинета — это свежайшая премьера в Китайском дворце Ораниенбаума. Его

Катя и Лена сфотографированы в шедевральном интерьере Большого китайского кабинета — это свежайшая премьера в Китайском дворце Ораниенбаума. Его только что открыли после реставрации! На стенах — панно в технике маркетри: мозаика ювелирно сложена из редких пород дерева.

Найти соавтора — это редкость и большое счастье. А вы родились, живете и работаете вместе. Как это?

Лена: Мы родились счастливыми. Нам никто больше не нужен: когда мы садимся рисовать новую коллекцию, часто доходит до того, что мы выхватываем друг у друга карандаши и дорисовываем эскизы. Сестринство — это экстремальный азарт и включение. Мы всю жизнь играем, даже когда работаем.
Катя: Очень интересно родиться и прожить жизнь вместе с родным человеком. Мы считаем это подарком от Вселенной: вся наша сила умножается на два, все наши идеи придумываются в два раза быстрее.
Лена: Мы живем в доме-дуплексе за городом Петербурга — каждое утро выходим в общее пространство-мастерскую и начинаем «играть». Еще с детства мы знали, что не будем жить по правилам и ходить на работу в офис. Пообещали друг другу, что ни за что не расстанемся. Как видите, жизнь уступила нашим мечтам!

Расскажите про новых кукол, которых вы показали на выставке Non-Human в «Эрарте». О чем эти работы?

Лена: К выставке мы сделали трех кукол — они станут частью коллекции, над которой мы работаем уже три года. Коллекция называется «Пернатый змей» и посвящена «пробужденному сознанию». Мы заметили, что во многих культурах фигура вьющейся змеи символизирует спираль эволюционной энергии мира, а повернутая к солнцу птица означает сконцентрированное сознание. Для коллекции мы изучили и собрали похожие образы из самых разных философских и религиозных концепций мира — от перуанской культуры до христианства.
Катя: Для нас это особенная тема, мы не хотели с ней спешить. Нам важно передать в этой коллекции мысль о том, что человек и природа неотделимы. Кажется, сейчас самое время вспомнить о прямой зависимости человеческой жизни от деревьев, почвы и воздуха.

Вы верите в возможность «пробуждения» человечества?

Лена: Мы верим, что человечеству это необходимо. На самом деле вопрос сейчас стоит так: либо человечество осознает масштаб природных катастроф и начнет что-то делать, либо вымрет.

Главная цель и ценность искусства в том, чтобы дать человеку свободу.

Искусство вне политики?

Лена: Главная цель и ценность искусства в том, чтобы дать человеку свободу. А свобода для нас в первую очередь связана с самовыражением — с возможностью открыться, рассказать о своих чувствах и мыслях. Любые ограничительные режимы убивают искусство.
Катя: Мы уверены, что искусство может говорить о проблемах и поднимать серьезные темы.

Как сейчас обстоят дела с материалами? Вы остаетесь в рамках российской выставочной сцены?

Лена: Сейчас мы работаем над заказами, которые набрали еще два года назад. Новые тоже принимаем, но пока только на бланковые куклы — материалов хватит где-то на полгода. Главная сложность в том, что мы не можем отправлять заказы за рубеж — только в Китай, где достаточно большой спрос на наших кукол. С остальным миром пока в режиме листа ожидания.
Катя: Так получилось, что накануне всех событий серьезно заболел наш папа, поэтому у нас даже мысли не было уехать в другую страну. Мы не бросим родных.

На Кате: брюки Emporio Armani и топ Rozie Corsets, пиджак Magda Butrym (Babochka), лодочки Jimmy Choo (ДЛТ). На Лене: платье Alexander McQueen

На Кате: брюки Emporio Armani и топ Rozie Corsets, пиджак Magda Butrym (Babochka), лодочки Jimmy Choo (ДЛТ). На Лене: платье Alexander McQueen, лодочки Jimmy Choo, пиджак Balenciaga (все — ДЛТ)

Все куклы в ваших коллекциях — это женские фигуры. Женщин лепить интереснее?

Лена: Вообще, когда мы только начинали работать с куклами, то обожали мужские образы и сделали много скульптур с мужскими телами и лицами!
Катя: В институте мы работали над мужскими коллекциями одежды, это было очень интересно. А вот шарнирные куклы пока только женские, хотя у нас есть идея создать девочкам мужского персонажа. Думаю, это будет дерзкий и многогранный образ.
Лена: Честно сказать, до определенного момента мы даже не задумывались о половой принадлежности своих кукол. Отточив мастерство скульптуры и работу с разными материалами на портретах и литературных персонажах, мы начали создавать сложные коллекции «от кутюр», а куклы стали моделями — с нереалистично вытянутыми пропорциями, стилизованными под фэшн-эскизы. В целом мы воспринимаем образы наших кукол как абстракцию и не делили бы их на мужские и женские.

Помните свою первую шарнирную куклу?

Лена и Катя: Конечно, еще как!
Катя: Мы очень волновались перед тем, как отдать прототипы в литейную мастерскую. Надо понимать, что мы на тот момент жили в Харькове, а наш литейщик — в Москве. Было страшно потерять прототип или как-то его деформировать в пути. Чтобы не тревожиться, решили не отправлять работу почтой, а сели на поезд и сами повезли изделия мастеру.
Лена: Когда к нам приехали наши первые отлитые куклы, это было невероятно! Мы так долго мечтали о том, чтобы оживить свои работы, сделать их подвижными. Шарнирные куклы дали нам огромную свободу для экспериментов. Мы тут же стали примерять на них разные ткани, материалы, переносить технологии создания париков и одежды.
Катя: У нас был шок, когда люди начали предлагать деньги за наши работы. Сейчас эти куклы находятся в частных коллекциях по всему миру. У нас в мастерской висит карта, на которой мы отмечаем города, куда уехали наши работы — в темноте можно увидеть, как эти точки светятся. Получается, что мы будто из космоса смотрим на Землю. Там и Бразилия, и Новая Зеландия, и Япония. Буквально весь земной шар.

Кукла-копия Мэрилина Мэнсона
Фото: архивы пресс-служб

Кукла-копия Мэрилина Мэнсона

А портретные куклы делали?

Катя: Мы с них начинали!
Лена: Это был спортивный интерес — слепить живое лицо. В итоге так увлеклись, что тратили на лепку все свое свободное время, несмотря на дикую загруженность в институте и работу, благодаря которой оплачивали учебу. Нам всегда нравились харизматичные лица — мы не могли упустить возможность воссоздать их своими руками. Одним из первых слепили Мэрилина Мэнсона. У него такое фактурное лицо!

Хочется реализовать как можно больше задумок, погрузиться в мир новых технологий.

У вас есть безумная мечта?

Лена: Была идея отправить куклу в космос! А вообще главная мечта — это полная творческая свобода. Хочется реализовать как можно больше задумок, погрузиться в мир новых технологий. Например, создать цифрового персонажа! Конечно, мы не откажемся от физических кукол, но зайти на территорию диджитал-искусства интересно.
Недавно мы начали два проекта, связанных с NFT, — это будут две новые коллекции. Нас сильно затянуло в изучение цифровой моды. Представьте, цифровое платье, которое можно примерить на свой аватар, находясь в любой точке мира! Но это вдохновляет не только художественными возможностями, но и экологичностью: цифровую одежду не выкинешь на свалку после пары выходов в свет.
Катя: В конце прошлого года у нас были две выставки в VR. Туда пришли люди в виде виртуальных персонажей — мы болтали, прямо как на обычной выставке, а мимо нас ходили куклы, по ощущениям, метров восемь в высоту. В физическом мире такие проекты практически невозможны. Нас не покидало чувство, что будущее наступило: ты находишься одновременно и дома, и на художественной выставке, общаешься с людьми из разных городов и не рискуешь заразиться коронавирусом. У нас сразу родилось множество идей, связанных с технологиями. Будем потихоньку их воплощать.

Благодарим ГМЗ «Петергоф» за помощь в проведении съемки.

Текст: Алиса Балабекян
Фото: Дана Сапарова

Теги:
ТОП 50 2022 СПБ
Материал из номера:
Июнь
Люди:
PopovySISTERS

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: