18+
  • Светская хроника
  • Репортажи
Репортажи

«Татар җыры-2014»: чего достиг главный конкурс татарской эстрады за 15 лет

В субботу «Пирамида» была, что называется, «шыгрым тулы», битком забита зрителями - здесь праздновали юбилей телевизионного песенного конкурса, аналог «Песни года».  Насколько сильно изменилась эта самая песня, в чем реально преуспел местный шоу-бизнес и от чего был в восторге Минтимер Шаймиев?

Билеты стоят от 4,5 до 9 тысяч рублей, бюджет фестиваля составляет 12 млн рублей. На 15-летии фестиваля организаторы таки не решились повторить опыт прошлых лет с живым звуком. По крайней мере, исполнители пели вживую — на фоне огромного бесшовного экрана. И на нем транслировалось то окна, то лес, а то и деревня. А скажем, на «Йорэк ярам» нескладного, но голосистого Рамиля Галимзянова (а это, конечно же, «Самая романтичная песня») изображение построили таким образом, словно актеры рисуют картины звездной пылью.

Запускалось все это с обычного видеоплеера в компьютере, но производство явно стоило многих денег, которые легко можно было бы вложить в репетиции ансамблей. Однако татарская эстрада давно уже поняла, что проще работать на картинку.

Radif

Поэтому певицы здесь щеголяют в пышных платьях (в тренде высокая талия и юбка-колокольчик). Мужчины, впрочем, не особо освоились, и до сих пор на некоторых топорщится пиджак. Одни устраивают пышное танцевальное шоу: на песне «Гармунчы абыема» Азалии Зиннэт пляшут десятки гармонистов. Другие, впрочем, вроде певицы Гульназ, просто подходят к микрофону и поют. Иркя (номинация «Лидер хит-парадов») изображает с танц-группой космических пришельцев, Ляйсан Гимаева — эльфийку. Гимаева, кстати, получила специальный приз радиостанции «Татар радиосы» - за нее там проголосовали более 35 тысяч раз. На TMTV такая победа достается Ришату Фазлиахметову.

Словом, внешняя красота правит. И поэтому даже первый Президент Татарстана говорит: «Если бы эти прекрасные певицы не исполнили ни одного куплета, а просто вышли на сцену и, повернувшись, ушли, я бы все равно им аплодировал». Что же, мы его прекрасно понимаем — белое обтягивающее платье ведущей Гульназ Сафаровой нам запомнилось гораздо сильнее, чем все песни, вместе взятые. Кстати, в нем же она выступала на «Татар җыры» в Уфе 18 декабря. А где вы еще вы видели, что один и тот же фестиваль проходил дважды, да еще сначала — не в столице нации!

Но как получилось, что в республике, где количество хорошо поющих музыкантов явно превышает количество вменяемых песен, даже сам факт того, что на итоговом фестивале артисты не открывают рот под фонограмму, считается достижением?

Причин тут несколько. Во-первых, заработать, не экономя на всем, в Татарстане нельзя. Исполнителей — море. Полноценные концерты могут позволить себе считанные единицы. Другие перебиваются солянками, корпоративами, свадьбами. А там не надо петь, там надо веселить публику.

А публике этой не нужны какие-либо эксперименты. Ей нужны конкретные чувства, узнаваемые мелодии, ритмы 80-х и чувство того, что ты всегда в теме. А артистам, почему-то, не особо важно самовыражение и выход за флажки — им хочется просто работать.

Отсюда — консерватизм и замшелость, помноженные на татарскую харизму. А также искренняя любовь к этим песням, что, безусловно, достойно не осуждения, а только восхищения.

Между тем, песни для фестиваля выбирали зрители — открытым голосованием: 15 самых популярных песен прошедших лет и 15 новых. За кулисами в списке "для внутреннего пользования" указано, какой у них темп — быстрый, медленный или средний. Быстрых явно не хватало. Кроме того, можно было узнать, что в девять вечера здесь же, но уже за деньги, некоторые артисты снимают себе недорогой клип в красивых декорациях. Канал TMTV со следующего года станет жертвой поправок к закону о рекламе, которые запрещают платным кабельным и спутниковым каналам размещать рекламу, так что такие хитрости вполне допустимы.

Как известно, татарской эстраде чуждо движение вперед. Все попытки поиграть в рокеров, попробовать танцевальные ремиксы обернулись крахом. Все равно в топе лиричные песни о любви, матери, родине, а также вариации на тему Газманова с парой колоритных татарских проигрышей. Возьмем победителя в номинации «Открытие года», Руслана Кирамутдинова с песней «Бэгърен таш булса» («Если душа твоя камень»): «Капают капли - почему-то не останавливаются, светят звезды — почему не спят. Глаза твои черные, сердце твое горит, если душа твоя каменная, попробуй, позабудь». Такая песня могла появиться в любое другое время — хоть в 2014-м, хоть в 1993-м. Разве что тогда она была бы записана хуже. Любая песня начинается с ладного интро «под фирму», но далее музыка либо вступает в спор с вокальным напевом — либо погружается в мельтешение аккордов.

 

А вот номинация «Самый лучший видеоклип» - в ней победила Эльмира Сулейманова с песней «Йолдыз жыйдым булэккэ»: «Глядя на горящие звезды, проснулись во мне былые чувства, осенний ветер принес мне знакомый запах твоих волос». Найти его нелегко — «ВКонтакте» он удален по требованию правообладателя. Попробуйте Google.

Руслан Кирамутдинов
Азалия Зиннэт

Азалия Зиннэт

Ландыш Нигматзянова

Ландыш Нигматзянова

Гульназ

Гульназ

Ильдар Хакимов

Ильдар Хакимов

Ильвина

Ильвина

Нафкат Нигматуллин

Нафкат Нигматуллин

Иркя

Иркя

Ляйсан Гимаева

Ляйсан Гимаева

Фирдус Тямаев

Фирдус Тямаев

Фирдус Тямаев

Фирдус Тямаев

Фирдус Тямаев

Фирдус Тямаев

Фирдус Тямаев

Фирдус Тямаев

Айфара

Айфара

Айфара

Айфара

Ильназ Бах

Ильназ Бах

Хамдуна Тимергалиева и Мунир Рахмаев

Хамдуна Тимергалиева и Мунир Рахмаев

Мунир Рахмаев

Мунир Рахмаев

Ильдар Ахметов

Ильдар Ахметов

Ильдар Ахметов

Ильдар Ахметов

Второе отделение пятичасового концерта — это «Лучшие песни 15-летия». И, что греха таить, эти песни известны. И когда Айфара затягивает «Ак каен», безусловно, она трогает — ну а как не может не трогать то, что поневоле прослушал раз 100 из кассетного магнитофона, пытаясь иногда заменить это на какой-нибудь русский рок, пока родителей нет дома? При этом в песне хотя бы чувствуется, что написана она в эпоху популярности дворовой романтики «Ласкового мая», то есть в ней есть дух времени, чего не скажешь о нынешних хитах.

А «Кайтам эле Элдермешкэ» Хании Фархи, вообще, кажется, уже можно вписывать в паспорта жителей республики, как и «Салкын чэй» и, конечно, «Мин яратам сине, Татарстан» Салавата Фатхутдинова. У Салавата, кстати,16 статуэток фестиваля.

Актуальный вид эстрады символизирует нурлатский мишарин Фирдус Тямаев. Он, одним словом, живчик. Танцует лезкинку, скачет, кричит: «Нурлат, вперед!», при этом зачем-то вытаскивает на сцену «мебель» (то есть музыкантов с неподключенными инструментами), а на песню «Сайра, эйдэ, сандугач» устраивает номер, полностью вдохновленный образами русской деревни. В итоге, кстати, играет аж две песни. В декабре у него — десятки концертов. Порадуйте маму, купите диск.

К слову, 15 лет назад организаторы фестиваля «Барс-Рекордс» первыми в республике издали компакт-диски — это был альбом Зульфат Хакима. Почему современного классика театра и одного из первых авторов-исполнителей не оказалось на юбилее — это, конечно, вопрос. А возможно, просто показатель уровня.

Радиф Кашапов

Фото: Юлия Калинина

Комментарии (0)

Купить журнал: