В день рождения главного клоуна страны вспоминаем самые примечательные факты биографии Полунина.
Человечество всегда стремилось к счастью, пробовало разгадать, вычислить, понять его формулу. Для Славы Полунина это главное занятие в жизни. И именно этим он и его команда занимаются на протяжении вот уже трех десятилетий: еще в начале 1980-х с подмостков театров и концертных площадок на улицы и площади городов выплеснулись фейерверки радости, фонтаны счастья, остроумия и по-детски удивленного отношения к миру. За эти годы неутомимый Асисяй провел десятки праздников и карнавалов. А если праздников не хватает, он придумывает новые!
В 1993 году я заинтересовался традицией карнавалов и решил попробовать восстановить ее в России. Заплатил две тысячи долларов в качестве взноса России в Мировую ассоциацию карнавалов, а поскольку страна в этом не участвовала, я стал самозвано представлять ее в этой ассоциации. Потом отправился на один из сборов, увидел, что там все как-то пыльно, оставил им свою членскую карточку и уехал. Я понял, что там ничему не научишься, и начал придумывать свои идеи карнавалов, современные. Так же, как когда-то сделал с клоунадой.
Мы работаем как лаборатория по созданию всего радостного и счастливого, и у нас постоянно рождаются красивые истории. В этом году мы сделали эскиз нового проекта — Цветного карнавала. Наконец возник замечательный повод сделать праздник для детей. Обычно мы стараемся для взрослых, чтобы помочь им как-то разобраться с жизнью, а дети уже счастливы. Пока шла подготовка, соседняя деревня нас сторонилась: местные увидели, как грузчики выносят из машины большой череп, сделанный Михаилом Шемякиным, и обходили Мельницу стороной. Но потом стали звонить, предлагать свои руки и головы для участия, набежали с мыльными пузырями, появились какие-то чудовища на ходулях. Мы пригласили двести детей, а они притащили родителей. Андрей Бартенев со своей командой за считанные минуты переодевал гостей в цветное. Наши артисты водили за собой на веревочке сорок человек по «царству Алисы», от одного события к другому, «из мира в мир переходя». А в конце праздника в огромный курятник — куриный цирк, где куры живут в гигантском яйце и выступают в представлениях вместе с артистами, — набилось четыреста человек.
Мы приспосабливаем наши идеи к ситуации и месту, при этом важно, чтобы нам самим было интересно. Но когда к нам обращаются с просьбой устроить праздник, чтобы на всю катушку, мы всегда предлагаем Белый карнавал. В сентябре 2007 года для самого масштабного Белого карнавала в московском Коломенском я собрал все лучшее в мире из того, что есть в романтическом уличном театре, связал вместе, создал единую среду, и праздник продолжался десять часов без остановки! Не было начала, не было финала! До и после мы делали подобные карнавалы в усеченных вариантах. Например, в том же году поставили три шапито у Петропавловки, а вокруг выступали танцоры в образах белых фантастических бабочек. Их создал голландский хореограф японского происхождения Шусаку Такеучи. Но продюсеры, к сожалению, не смогли вытянуть все шоу в полном объеме.
Сейчас мы готовим проекты Crazy Woman («Бабы-дуры») и «Снег и огонь», пробы которого мы также делали на Мельнице. Здесь сооружали ледяные глыбы с цветами, катали ледяных баб.
В России ко мне постоянно подходили и подходят молодые люди с вопросом, как и где можно поучиться. И в 2003 году мы решили сделать школу «Дураки на Волге» — взять корабль и отправиться по реке. Объявили набор, приехала тысяча человек со всей страны, а отобрали мы в итоге пятнадцать. Я выбрал десять педагогов, каким-то необыкновенным способом мы достали на месяц корабль и отправились по Волге со всей компанией. Школа была очень специальная. У каждого дня было свое название. Его мог написать на большой доске любой человек. Но если написал, то и отвечал за это: день Хармса, день Шнурка, день Синей Птицы — все в эти сутки строилось вокруг написанного слова. С утра ученики и преподаватели шли в костюмерную — огромную комнату, заваленную костюмами и реквизитом, — выбирали костюм своего персонажа и весь день жили в этом образе. Представьте, с утра до вечера вокруг тебя разгуливают гоголевские характеры. Дожившие в образе до вечера получали билет на ночной бал на верхней палубе. Бал — вершина каждого дня. Мы заходили в порты, запускали публику к себе или сами вываливались на причал, устраивали парады и огненные шоу. На земле никто не знал о нашем прибытии — мы совершали набеги. Через две недели выяснилось, что с нами плывет «заяц». Он жил в трюме, и кто-то носил ему еду. Он тоже переодевался в костюмы! Пришлось его легализовать. Наше путешествие было снято, и теперь монтируется фильм. Мы снимаем все, что с нами происходит, кладем на полку, а потом ждем, когда появится время доделать.
В 2007 в Петербурге проводились выборы короля карнавала. |
У нас традиция не пропускать ни одного праздника. Мы отмечаем китайский Новый год, русский Новый год, индийский, еврейский. Нам любой праздник подавай, мы его и отметим! А если нам не хватает праздников, мы их придумываем. Два года назад на Мельнице собралось сто пятьдесят человек, и мы придумали такую идею: все живут в разных комнатах или по соседству и каждый час празднуют наступление Нового года в тех регионах мира, где он наступил. А гости наши были со всего света! Мы целой бандой вламывались в комнату к тому человеку, в стране которого наступал Новый год, а некоторые еще орали под окнами на улице. Нужно было за следующий час успеть попасть в нужное место, опять отпраздновать Новый год, снова переодеться, понять, куда двигаться дальше, и не опоздать! И эта история продолжалась с четырех вечера до четырех утра. Творилось что-то невероятное! Музыкант из Новосибирска Миша Сергеев устроил настоящий сибирский Новый год, с пельменями и водкой. Девочки-финки праздновали в сауне, в бочку человек пятьдесят влезло. У татарина Ромы Дубинникова шестьдесят человек сидели в три яруса по полкам в комнате два на три метра и распевали татарские песни. Просто чудо из чудес!
Бывает, мы устраиваем недели цветной еды: каждому дню даем свой цвет. Еда, одежда, цветы — красного, желтого, зеленого цвета! Даже музыка! И наряжаются все соответственно. Так мы обыденное делаем необычайным. Тот, кто гостит у нас больше двух дней, отправляется дежурить на кухню и готовит на компанию. И вот двое наших друзей, художники из Питера, забыли, что они дежурные. День был красный. В последнюю минуту они сварили спагетти, и чтобы все прошло как положено, сделали очки с красными фильтрами.
|
|
Друзья
Андрей Бартенев — Михаил Шемякин —
Борис Гребенщиков — Слава и его команда
Музыканты дружат с музыкантами, художники — с художниками, актеры любят проводить время в компании своих коллег, модельеры тусуются со стилистами и разными другими кутюрье. Так часто бывает. А Слава Полунин дружит со всеми! Слава — большой коммуникационный магнит-излучатель. Он никогда не пройдет мимо человека неординарного, необычного, непохожего на других. Мир, которым он себя окружил, его жизнь и то, что он принес миру в этой жизни, — все это соткано из самых важных, самых прочных и надежных нитей под названием «Дружба».
Андрей Бартенев
В Академии дураков я собрал людей, которые странно творят, по-особому видят мир и по-своему его перевоплощают. В эту организацию входят десятки людей со всего мира. В России у меня три любимца среди художников: Андрей Бартенев, Алексей Кострома и Николай Полисский. Каждую комнату на Мельнице я задумал сделать как спектакль, как особый мир. Приехал както Бартенев, зашел в одну из комнат и спрашивает: «Что здесь будет?» Я отвечаю: «Алиса в Стране чудес!» — «Дай подумать», — говорит Андрей. И на следующий день заявляет: «Это пространство должно быть завито, как вьющиеся бобовые побеги, и получится „Джек и бобовое зернышко“. А наверху спальня, как будто бы стручок раскрылся!» — «Когда можешь приступить?» — заинтересовался я. «Через месяц приедем с друзьями и все сделаем!» Действительно, они машинами свозили на Мельницу картон, создавали из него объемные структуры и крепили на стенах скотчем. А потом мы два года искали технологию, чтобы сделать эту конструкцию прочной. И в Берлине нашлись мастера, которые закрепили эту штуку с помощью металлической сетки и пластика. Тогда бобовое зернышко стало видно!
Михаил Шемякин
Как-то на выставке в Париже я увидел удивительной красоты акварельную серию Шемякина «Карнавал СанктПетербурга». Когда в 1994 году Cirque du Soleil гастролировал по США, я узнал, где под Нью-Йорком живет Шемякин, напросился в гости и начал уговаривать Мишу поучаствовать в «Дьяболо», ведь вся эта история началась именно с его акварелей про карнавал, где внешнее — это праздник, а внутри — чертовщина и метафизика. Я подумал, что интересно соединить праздничность клоуна и метафизику демона в одном сюжете, к тому же взять в партнеры интересного человека и вместе покопаться в этой теме. Шемякин в молодости пробовал что-то делать в театре, но потом бросил, и я постарался вернуть ему интерес. В результате сюжет спектакля был построен на крысах: Шемякин сделал маски, а Адасинский с его девчонками играли крыс. Многие говорят про Мишу: «Суровый, тяжелый!» А я его таким не вижу. Очень светлый человек, мне с ним легко. Я его очень люблю. У него потрясающая библиотека, величиной с дом. В нее можно зарыться и не вылезать оттуда никогда. Мы подумали, что, раз мы оба так любим карнавал, нам надо в Венецию. В 1998 году Миша решил поставить в Венеции статую Казановы и попросил меня приехать. Я позвал с собой Анвара Либабова и Антошу Адасинского — поучаствовать в открытии памятника. Мы привезли в Венецию шемякинскую скульптуру «Череп» на колесах и катались на ней по главной площади: Антоша сидел на черепе и играл на свирели, я тащил эту арбу, а Анвар черным ангелом на ходулях следовал за нами. Через несколько лет Миша создал большой красивый спектакль на площади Святого Марка.
Борис Гребенщиков
Шел 1981 год. Дворец молодежи. Смотрю, сидит Гребенщиков в кафешке, подхожу и спрашиваю: «Боря, может, у нас в театре поиграешь на гитаре?» — «Давай», — отвечает. Тогда все не утвержденное партией было запрещено, но ребята из «Аквариума» сами распространили билеты среди друзей и дали потрясающий концерт. На следующий день меня вызвали на ковер. Говорят: «Если у тебя еще что-то незалитованное будет происходить — смотри!» Мы-то пантомима, а тут — конкретные слова, нужно было литовать.
|
«Дьяболо» — спектакль, сыгранный всего несколько |
За сценой
Еще в лицедейские времена я придумывал разные формулы. Например, формулу, как найти нужного человека. Во время спектакля я слушал, где в зале смеются громче всего. Когда в зале находится талантливый на смех человек, все на него оборачиваются и начинают подхватывать. После спектакля мы подходили к таким людям и брали телефончик, а потом бесплатно приглашали на премьеру. Они садились в разные точки зала, и премьера была просто убойной! Так у нас появилась Михля, Танечка Миронова. Она так хохотала! Когда она пришла в третий раз, мы спросили у нее, кем она работает. Оказалось, она филолог, переводчик. «Бросай это, будешь смеяться каждый вечер в зале!» — предложили мы. А в дальнейшем она отвечала за информационную часть, то есть была вместо Интернета: вытаскивала отовсюду все самое лучшее — спектакли, идеи. Ее все в театре любили за потрясающе веселый характер. И вот какая история приключилась на гастролях во Франции. Однажды Михля с Анварушкой пошли в эльзасский бар, а за соседним столиком сидел удрученный жизнью человек, который, как оказа-лось, был замдиректора банка. Михля вернулась из бара через пять дней. Банковский работник влюбился в нее по уши! Он тоже пять дней не показывался в банке. Потом он пришел за нее извиняться: «Любим друг друга, — говорит, — хотим пожениться». И поженились. А у себя на работе он получил волчий билет — больше его в банковское дело не брали. Но постепенно все наладилось, у них куча детей. В наш список хохотушек Михля попала в 1985 году, а в 1990-м вышла замуж.
Техник Гена Бохан был и моряком, и завскладом, десять профессий перепробовал. Он великий снабженец. Для него не существовало слова «невозможно». В ноябре 1988 года мы работали у Адмиралтейства. «Геныч, — говорю, — у нас спектакль в фонтане, мы будем изображать путешествие на бочках по всему свету, с брызгами, акулами, девятым валом! Нужно, чтобы фонтан был горячим». Отвечает: «Хорошо, будет». Перед началом спектакля вода в фонтане была теплая — Геныч взял машину и катался по кочегаркам, сливая оттуда воду. В другой раз говорю: «Гена, нужен остров в Финском заливе. Мы сделаем школу, соберем там всех с палатками, будем учить. Нужен остров, нужен корабль, военная кашеварка». Плюс мы хотели с этого острова делать атаки клоунов на всякие порты в Финском заливе, без объявления, спонтанно. Гена пошел к начальнику Северо-Западного военного округа в Генштаб на Дворцовой площади и говорит: «Слава Полунин устраивает школу уличного театра! Впервые в России!» Начальник отвечает: «Хорошо. Корабль и кашеварку с кашей дадим. А остров не наш». Гена несколько недель искал хозяина острова. Выяснилось, что хозяина нет, и мы этот остров с фантастическими катакомбами — форт Тотлебен — заняли. В конце 1980-х мы поехали на гастроли в Швейцарию. Там Геныч приходит ко мне и заявляет: «Можно отпроситься? Женюсь! Пришла одна графиня швейцарская, влюбились мы друг в друга». Женился. Замок среди гор и полей. И Геныч — граф! А через месяц возвращается, говорит: «Можно обратно?» — «Что случилось, Гена?» — спрашиваю. «Когда я узнал, что у них там каждый шаг расписан на десять лет, я еще попробовал вписаться. Но когда они начали заворачивать одеяло под матрас, я не выдержал! Они так делают потому, что в старину экономили тепло. Чтобы замок отопить, сколько же денег надо! Они и не топят зимой в своих домах. Завыл, как зверь, на второй день и вырвался из этого кокона!» И Гена вернулся. Теперь живет в Питере.
Человек-гора Глеб Титанян — все тело в татуировках — производит самое устрашающее впечатление. А на самом деле Глебушка умнейший, нежнейший, добрейший, поэтичный человек. Знающий литературу, любящий абсурдистов, черный юмор, символистов, тамплиеров. Удивительно богатый своими знаниями, интересами, теплый, заботливый. Дон Кихот. А по внешнему виду не скажешь. Время от времени он говорит: «Вот тебе нужно это или то, может, я пригожусь?» Сейчас я занимаюсь библиотекой, и Глеб, который очень любит книги, приехал на пару месяцев, чтобы разобраться с библиотекой, сделать каталог. Скрупулезный человек. Он никогда этим не занимался, но ему очень интересно. Говорит: «Страшное дело. Возьму книгу, забываю записать в каталог, начинаю читать и не могу оторваться. Опомнился — следующую читаю. Опасная работа».
Рома Дубинников — гений. То, что он делает, просто нереально. Месяцами он ищет одну ноту. Находит, включает ее, и она тянется в спектакле часами, и от нее не оторваться! Он вкладывает в ноту два-три уровня, и она буквально висит в воздухе. Или говорит: «Давай поставим микрофоны и динамики по всему саду на Мельнице». Я нахожусь в доме, вокруг меня музыка, я выхожу из дома, иду куда-то — музыка идет за мной. Я сижу в доме, в синей комнате, — Рома включает шум дороги, водопада или пение птиц из другого конца сада. Выхожу на улицу — издалека кто-то орет, рядом кто-то разговаривает, трамвай едет. Рома экипирован микрофонами, и все, что вокруг него происходит, записывается. Он не музыку делает, а звучание мира. И из этих звуков он создает другие миры. Во время спектакля в ход идут обычно три-четыре магнитофона и куча каких-то компьютерных программ. Он все время находится в импровизации. Он чувствует, что на сцене вдруг изменилось настроение, и тут же включает другую мелодию, которой в спектакле никогда не было. И она оказывается точно в десятку! Как хороший повар добавляет специи, так он добавляет или убирает звуки.
Текст: Аркадий Волк
Фото: архив Вячеслава Полунина, Владимир Мишуков, Михаил Шемякин, Виктор Лаврешкин, Елена Яровая, Derevo, архивы пресс-служб
Комментарии (2)