18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

«Город Арт-подготовка»: рецензии на спектакли

Началась четвертая театральная лаборатория. Мы ходим на премьеры и эскизы и пишем обзоры в стиле этих постановок.

«Индивиды и атомарные предложения», режиссер Всеволод Лисовский

Словом, на спектакль я шел долго. Сначала гуляли два часа, сплошь по перпендикулярным улицам, куда обычно никуда особо не ходит - вроде Япеева.

В Углу нам выдали очки и аудиогид. В очках все заливало красным и не было видно надписей на экране. В аудиогиде работало два канала. В одном бодрый голос под битбокс читал учебник логики. В другом в строго выверенном порядке (по формуле, которая, как организаторы сказали, существует), переключались голоса пятерых актеров - они стояли вдалеке, говорили в микрофоны, так что издалека был слышен только бубнёж.

В наш день на сцене были несколько другие актеры. Фото Руслана Яковлева

Ну как актеров... Галина Юрченко, конечно, актриса, играет в ТЮЗе. Но она рассказывала о себе. У них задача была такая: 50 минут говорить, а в конце некоторое время вместе акать. Вспоминать, к примеру, про отпевание одного товарища в церкви и страхе смерти. Настя Радвогина, директор Центра современной драматургии и режиссуры «Центр.Первый», кажется, о матери и крестной. Долгих монологов не было, разговоры прерывались - и вот тут уже слушаешь некого Андрея, который строит всю свою исповедь на рекурсии про смысл жизни, разуме - возможно, об этом, смысл сейчас и не вспомнишь. Запомнилась плотина бобров, мультфильм «Рики и Морти», друзья, которые ходят в «Смену» и смена прически.

После одна женщина-музыкант сказала, что это похоже на фугу. То есть пять голосов, один ведет, остальные выполняют функцию хора. А математический канал, к примеру, ведет контрапункт. Плюс на экране возникают формулы, из которых выстраивается некий сюжет: p и q верны, из этого следует, что... Только связать все это вместе нужно не через музыку звуков, а мыслей. Да еще и догадаться обо всех

Бодрый голос логика и нелогичный автоматический говор порождает десятки ассоциаций. У кого из них больше уверенности? Вот физики и лирики - чей мир более упорядочен? Идеальный мир, где ложность и истинность определенны, но не могут учесть нюасов, реальный, где законы эти, в целом, условны?

Актеры будут меняться. Хорошо бы и зрителей менять. Привести факультет мехмата - может, они будут слушать только тот, бодрый канал? Хотя бы тоже послушал.

После спектакля, фото Юлии Калининой. Лисовский - в центре.

После спектакля, фото Юлии Калининой. Лисовский - в центре.

«ВРД» («Время роста деревьев»)

Мы предполагали, что нас везут в сторону Храма всех религий. Но мы проехали мимо и надежда, что действие будет происходит внутри, растаяло. Эскиз, казалось, начался тогда, когда водитель громко указал одному из пассажиров, что не надо трогать кнопки, а требуется сидеть спокойно.

По сути, это была экскурсия, на которую не пришел гид Николай. Потому что его бросила девушка Жанна. Она пыталась потом выйти замуж, вскоре встретила отца с тремя разводами в портфолио, и в конце уехала на автобусе. А в конце все актеры сели на стол и спели песню на стихи Наки Исанбета «Син сазыңны уйнадың» («Ты играл на сазе»). Там примерно такие слова: «В свете луны ты, тоскуя, на сазе играл, какие струны звучали в твоих молодых красивых руках? В углу сада я сидел и слушал, слушал и поневоле вспоминал юность свою. Прошли те времена, в суете дней, хранил я лишь в душе те порывы, и ты оживил в моей душе все скрытые мои напевы». 

Действие движется от локации к локации, от ограждения до ограждения. Между ними можно обсудить каждую сцену: монолог невесты (Резеда Хадиуллина) у огромного трактора с гусеницами, диалог на крыше гаражей, лежащего в чаще леса Павла Полякова (он главный герой). Соучредитель фонда «Живой город» Артем Силкин (один из организаторов лаборатории), говорит: хорошо здесь, деревья, пажити. Прости, Артем.

Говорят, что режиссер спектакля, номинант премии «ТОП 50» Регина Саттарова, искала это место зимы. Говорят, автор текста, Михаил Дурненков, написал его специально для него. Это территория Порохового завода, с заброшенными домами, снесенными объектами, жилыми строениями, внушительными гаражами и деревьями. Вставь в любом месте, с видом на горизонт и зелень и просто говори любую реплику - звучит. А здесь еще и корейский турист, танцующий с Николаем под родную музыку, а потом передающий ему звуковое письмо через Гугл-транслейт. Плюс какая-то тошнотворная нелепица про природу Маршалловых островов и простая, пронизывающая истина, что и на пять, и на пять тысяч человек хватит только одного, любви.

Чтобы не делали в лабораториях, куда бы не загоняли зрители, как бы не ограничивали и не расширяли возможности режиссера и актеров, все возвращается к человеку.

Мы бы вернулись в те места. Тихо там. 

«Солнечная линия»
 
Вот уже десять часов вечера, у буфета DAVANIKA стоят люди, часть из них - ребята в колясках, поэтому, когда им завязывают глаза, становится не по себе - два свойства за раз... Повязка давит на глаза, поэтому у автора потом еще два часа не восстанавливается зрение. Но обостряется слух, поэтому пьяный треп мужиков в метро просто бесит. ..., бесит, прям, ..., вообще.
 
«Театр. Акт» ставит третью пьесу Ивана Вырыпаева о семейных спорах. В первом они выясняли, у кого был в прошлый понедельник Маркус, потом про то, как две пары долго выясняли, что же такое любовь. А здесь просто: пять утра, семь лет в браке, в апреле закроют кредит, он хочет ребенка, она не хочет, иди сюда, тварь, бой посуды, закрой глаза, кого ты видишь, я вижу такого классного мужика, этот мужик подхватил меня именно так, как я всегда мечтала! У тебя есть двоюродная сестра? Мой двоюродный брат хочет поговорить с ней.
 
Два сорокалетних человека сидят в своих коконах и кричат друг на друга, пытаясь найти ответы в воображаемом настоящем, меняя роли, вспоминая молодость, деля дом и проблемы. Они носятся мимо тебя, ты слышишь грохот тарелок где-то на кухне, пытаешься оценить, насколько достоверно они матерятся, смеешься над обязательными у Вырыпаева шуточками на грани. Сними повязку, посмотри на людей - все это окажется бытовой драмой. Здесь же ты ставишь себя на их место, но чуть отстраненно, как будто не от твоего лица говорят, а от твоей дурной второй половины, которую другой никогда не примет, но именно с которой и живут пары, счастливые и несчастливые. Лишь бы не забывали о первой. И менялись, становились не Вернером и Барбарой, а Зигмундом и Зоей.

Terra Kazan

Мама привела нас во двор. Рядом была улица, где можно везде ходить и нет машин. Во дворе было много песка и стулья. Две тети начали раскапывать что-то в песке, танцевать, ну, почти танцевать и находить интересные вещи. Никто ничего не говорил. А потом они позвали нас и мы тоже начали искать сокровища, также осторожно, как они.

«Дневник Веткина»

4 мая 2017

Сходил в бывший ЗАГС на Джалиля. На улице холодно, внутри еще жестче. Облупившаяся краска, голые стены, на парадной лестнице - фотографии митингов начала девяностых. Даже на снимках это выглядит, как другая эпоха.

Как я понял, текст - это дневник одного казанца, который решил зафиксировать, что происходило в 1990-1991 году. В зале, где обычно пары ожидают своей очереди, расставлены бумажные кубы с текстами. Типа: « Пока Горбачёв раздает должности Ельцин заключает прямые договоры между РСФСР и Литвой, Украиной и пр.». А потом: «Сегодня заходили в рыбный магазин – там семь наименований товаров: два вида рыбных консервов, морская капуста (консервы), мороженая рыба в полиэтиленовых пакетах – два вида, мороженые щупальца кальмаров и палочки из крабов. Забыл, еще копченая рыба какая-то». Тексты читают актеры, хотя кажется, что может каждый. В сети дневник нашел кинодокументалист Михаил Колчин и вместе с режиссером Ксенией Перетрухиной они решили его осмыслить.

Потом мы перешли в зал торжеств, где стоял стол: вода, бутерброды, водка (мы с соседом все думали проверить, настоящие ли). Играл струнный ансамбль, актеры продолжали читать, становилось все грустнее. Какой-то юноша сам встал и тоже прочел отрывок - получилось органично. Некоторые актеры в тот момент, когда дневник писался, еще не родились: юноша в джинсовке с нашивкой Sex Pistols, к примеру, сказал, что ему 16.

После мы оказались в темной комнате внизу, где под цветом фонариков смотрели на портреты молодоженов. Никогда не осознавал, что это, видимо, влюбленные, счастливые люди, почему это не чувствуется на таких снимках?

Казалось, что никаких переворотов, развала СССР, пустых полок, сносов памятников не было. Что со временем это превращается в невероятный сон, сказку, не могли мы жить в настолько странное мнение, обычное документальное описание которое превращается в драматургию. Говорят, что кубы будут стоять еще месяц.

 

«Заман тавышларын тыңлаганда»

Протокол заседания

Первый. Что же, товарищи, мы посмотрели спектакль «Слушая голоса времени». Мне показалась интересной задумка Нияза Игламова собрать текст из протоколов середины 60-х годов его родного Камаловского театра. Особенно меня привлекла первая сцена, где персонажи, словно вышедшие из хоррора, Шурале, Мертвая невеста, Ведьма, обсуждают репертуарную политику: что везти в Ленинград, что поставить в сезон. Суровый мир артистического закулисья передан методами гротеска очень выпукло.

Второй. Я бы добавил, что и сцена с итальянскими масками, и музыкальная картина, состоящая из стуков, хлопанья бумагой, вздохов, в ходе которых зачитаются имена никому не известных пьес, не утвержденных к постановке, тоже любопытна. Хотя, если в первой отсылка понятна, речь идет о спектакле по пьесе Эдуардо де Филиппо, то во второй действо смотрится, вы уж извините, каким-то КВНом. Но режиссеру явно надо было чем-то усиливать действо.

Третья. А я не согласна с товарищем, очень забавная сценка. А каков Ришат Ахмадуллин? Многогранный артист. И поет, и романтик в «Голубой шали», и диктатор в спектакле «В ожидании». Здесь он играет заезжего критика с интонациями сатирика Коклюшкина. Любопытно, что многие артисты на сцене - совсем молодые, из последнего набора Бикчантаева-Зайниева. А на их фоне блистает более старшее поколение: Венера Шакирова...

Первый. ...Я попросил внести в протокол, что блистают они благодаря тому, что играют уже не документальные тексты, а классику - того же Филиппо, Чехова, «Марию Стюарт». Остроумно, что в преддверии новой постановки «Миркәй и Сылу» по Наки Исанбету в следующем сезоне ее текст сначала сатирически переосмысливается, а потом играется Фаридой Сафиной и Айдаром Хафизовым. Камеры снимают их максимально близким, какой силой характера нужно обладать, чтобы только с помощью слов и мимики передать всю драму!

Второй. А Азгар Шакиров! А его Фирс!

Третья. Да, вы правы, блистательно. И особенно хорошо, что после спектакля ты сам начинаешь говорить тем же протокольным языком... Вообще, товарищи, ничего дурного в таком подходе я не вижу. Сейчас, это подтвердила режиссер Женя Беркович, Камаловский - это пример дружной труппы. Но ведь в любом большом искусстве есть темное закулисье, где все приносится в жертву Великому, что только не происходит в процессе подготовки, на репетициях, читках, в голове участников - это жестокий, суровый, жуткий мир, зачастую не имеющий ничего общего с результатом.

Первый. Хорошо, что авторов этих реплик мы не узнаем, правда?

Радиф Кашапов

Фото: Юлия Калинина

Комментарии (0)

Купить журнал: