18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Диалог длиной в сто лет. Николай Чайка в галерее «Окно»: мнения

«Что же было с Родиной и с нами?» пытались понять зрители в галерее современного искусства «Окно» Казанской Ратуши во время моноспектакля «Тебя избрал я, Русь!».

 

«Искусство – не десерт!» - провозгласила издатель журнала «КЗН.Собака.ру», соорганизатор творческого объединения «ОКНО» и, помимо концептуальных выставок, стала устраивать интеллектуальные камерные вечера. На этот раз собрались на моноспектакль «Тебя избрал я, Русь!» по стихам Максимилиана Волошина. Это работа номинанта премии ТОП-50 журнала «КЗН. Собака.ру», актера Качаловского театра Николая Чайки, в которой он выступил в качестве автора литературной композиции, режиссера и исполнителя. Вот как объяснил Николай свой выбор материала для спектакля нашему журналу:

- Меня давно интересует, почему Россия в начале века попала в такую ужасную катастрофу? В чем ее причины? Была ли возможность ее избежать? Почему распад великой России, начавшийся в 1917, продолжился в 1991 году? Можно ли остановить этот распад? Все эти вопросы связаны: отвечая на один, приближаешься к ответу на другой. Я стал читать свидетельства очевидцев «великого распада» и наткнулся на стихи Волошина о гражданской войне: страстные, яркие и, увы, малоизвестные. Многие из этих стихов в Советской России не печатались – поэтому-то они и не известны широкому читателю. Есть еще одна причина: Волошин не примкнул ни к «белым», ни к «красным». В своем коктебельском доме он спасал «белых» от «красных», а когда власть менялась – «красных» от «белых». Ему не простили этого ни те, ни другие. Моя программа - шаг в направлении восстановления справедливости. Но главным было волошинское: «я стою один меж них в ревущем грохоте и дыме, и всеми силами своими молюсь за тех и за других». И то, что он не утверждает своей правоты, скорее пытается понять свою вину, свою ошибку.

Вместе с Волошиным и Чайкой день вчерашний и сегодняшний пытались осмыслить и зрители, испытавшие эмоциональный шок от увиденного и услышанного. На сверхзадачу – «дойти до самой сути» и сердцем, и умом -играло все. Стихи Максимилиана Волошина, написанные в период с ноября 1917 по 1929 годы, наполненные страстью, болью, сомнениями, отчаянием и надеждой. Архивные портреты людей той эпохи, фотографии заполненных революционными толпами городов, кадры разрухи, голода, смертей, хаоса приковывали внимание к плазменному экрану.

Музыкальное сопровождение, в котором равно значимы были «Песнопения и молитвы» Свиридова и советские «революционные» песни, великолепные записи хора Валаамского мужского монастыря и живой звук оркестра и хора студентов Казанского музыкального училища. И, конечно же, игра самого актера, который пытался вжиться в атмосферу той эпохи, прочувствовать ее и донести до сегодняшних дней, потому что на самом деле точка в споре столетней давности «кто прав – кто виноват» не поставлена до сих пор. Об этом размышляли долго не расходившиеся после спектакля зрители.

 

Галина Зайнуллина, театральный критик:

Это четвертая программа Николая Чайки, которую я видела. Что, пожалуй, более всего поразило в его последней работе – выбор площадки для действа. Картинная галерея «Окно» Казанской ратуши с ее мраморно-паркетным великолепием поначалу казалась слишком гламурной как для стоической личности самого Николая, так и для жанра моноспектакля – малой непомпезной театральной формы. Впрочем, тема «Тебя избрал я, Русь!» звучала бравурно, да и игра оркестра Казанского музыкального училища настраивала на приподнятый лад. Несомненно, имя Максимилиана Волошина тоже привносило радужные ассоциации: киммерийский затворник, мистик, любимец муз и сам покровитель молодых поэтесс.

Но вот зал погрузился во мрак, Николай зажег свечи – и из его страстной декламации возник неожиданный Волошин: смятенный, в лицезрении слепого неумолимого рока и ситуации трагического не-выбора: ни за белых – ни за красных. Точкой сборки видеоряда: бравые большевики с огнестрелами и горы трупов, умученных пытками и голодом, – для меня стал тюремный снимок Варлама Шаламова. Он считал: после нечеловеческого опыта, запечатленного им, литература кончилась. Благодаря Николаю освежилось в памяти, что и сам Волошин после 1924 года не написал ни одного стихотворения. Лишь незадолго до смерти, в 1929 году, наскреб вдохновения на духоподъемную «Владимирскую Богоматерь». Этим стихотворением актер завершил литмонтаж, проиллюстрировав цветным фото молодой мамы с ребенком – так называемой «Горловской мадонны». Казалось, это выход на коду, но поскольку явлены были опять-таки трупы – на этот раз наших дней, в Новороссии, – горькое послевкусие усугубилось. Здание дворянского собрания, ныне Ратуши, показалось недолговечной времянкой. Да еще Ленин на площади Свободы – напротив парадного входа, – напоминающий, что дело его живет, а значит, жди смуты.

 
Татьяна Федотова, бухгалер:

Спектакль меня потряс. Впечатления двумя словами не опишешь. После увиденного и услышанного хочется ценить каждое мгновение своей жизни, любить и заботиться о близких, благодарить Бога за ту жизнь, которую имеем. Но мы и наши дети должны знать и помнить кровавые страницы истории нашей страны. Стихи Максимилиана Волошина в исполнении Николая Чайки , фотохроника тех страшных лет и потрясающее пение хора музыкального училища – все это оставило глубокий след в моей памяти. Сильно пожалела, что не взяла на спектакль сына-студента. Очень хочется, чтобы наша молодежь, будущее поколение знало историю. Это знание делает нас сильнее , мудрее, а жизнь осмысленней.
 
Юлия Калинина, журналист, фотограф:

Атмосфера страха перед историей, в котором был прожит XX век, перешла в XXI – и он не исчерпан. Уничтожали все, что имело отношение к твоим предкам: часто из опасения, чтобы чего-то не узнали, не подумали, не репрессировали. И в итоге получилось, что сегодня большинство людей не знают никого дальше бабушек-дедушек. И не хотят знать. Сначала прятали, потом забыли, потом привыкли так жить. То же с обществом. Я писала диссертацию о Константине Леонтьеве – мыслителе и монахе, жившем в конце XIX-XX веков. Фигура неоднозначная: он не был принят интеллигенцией, да и церковью не особо. А между тем, именно в его трудах были предвидения будущего России и мира: что в нашей стране будет самая кровавая в истории революция, последствия которой придется расхлебывать десятилетиями, возникновение Европейских Штатов (Евросоюза) и другие. Вот и Волошин призывал, предупреждал. Надо ли сейчас говорить на тему, которую поднял Николай стихами Волошина? Конечно. И об этом – в первую очередь, потому что у нас это настолько не прожито, настолько не искуплено, так сидит до сих пор в наших генах.

Наталья Некляева, зритель:

Это не Волошин. Показанное выдернуто из общего контекста его жизни и под определенным углом представлено. В депрессивном контексте. Но не об этом Волошин, и написал о другом, как мне кажется. Автор композиции сместил акценты, это не нужно. Русь сама решит, какой у нее путь. Ведь в данном случае она героиня. А автор композиции загнал нас в депресняк, что не нужно. Наоборот, люди талантливые должны зажигать свечи надежды.

Маргарита Максимова, преподаватель:

Думаю, такие композиции нужны. Это наша история. Но все же в праздник Благовещения слышать такое очень грустно и депрессивно. Конечно, история нашей страны грустная, и нет здесь ни правых, ни виноватых. Волошин же сам не объективен в оценках – это отмечали критики, когда анализировали его поэзию. Вообще, Серебряный век и поэты различных направлений тоже не всегда имели положительные отклики и точно также демонстрировали бунтарские настроения, как и народ. На что я бы сказала: знаете, господа, вы ведь были умнее и грамотнее, так почему же позволили такое сделать со страной? Революция – это всегда кровь, жертвы, и только на расстоянии мы понимаем, что этих жертв не должно было быть. Когда уже человечество остановится и начнет решать судьбы мирно, думая о детях, женщинах, стариках и в целом о своей стране? Может, те же самые поэты тоже должны немного по-другому излагать – чтобы людям было понятно. А у Волошина такой оборванный, надрывный стих – он не всегда доступен большей части людей, вызывает порой агрессию, а не желание вникнуть. Возможно, поэтому большевики и нашли легкий подход к народу, говоря доступным языком?

 

Елена Мустаева, зритель:

Сильная вещь, я не ожидала. Настоящий катарсис. Нужно ли сегодня об этом говорить? Да. И сказано было, я считаю, с верной интонацией - без лишнего, фальшивого пафоса, несмотря свечи и торжественное хоровое исполнение музыки. Еще я подумала, что эту страну до конца не знаю. Мне открылась не то чтобы иная страница, информационно вроде бы ничего нового, а вот другой ракурс появился благодаря именно тональности. Большое спасибо и хору, и автору программы, исполнителю.


Текст: Татьяна Лескова

Фото: Юлия Калинина

Николай Чайка – актер театра имени Качалова, работал в казанском и ярославском тюзах, в Московском Независимом театре, снимался в кино («Опознание», «Ермак», «Неотложка», «Инзеень Малина»). Казанские любители поэзии наверняка помнят его Концерт для негромкого голоса «Простые слова» по стихам Саши Черного, прошедший на сцене Дома Актера им. М.Салимжанова в 2006 году. Кто-то мог видеть в начале 2015 года его литературные программы «Звезда Рождества» по стихам Бродского, которая прошла в казанском «Циферблате» и «Коммунальная квартира» по произведениям Зощенко, Булгакова и Хармса, она прошла на площадке казанского Музея советских игровых автоматов. Никого не оставил равнодушным моноспектакль «Чудотворец» по текстам Даниила Хармса, который Николай Чайка показывал в 2014 году на сцене Дома Актера имени.Салимжанова.

Комментарии (0)

Купить журнал: