18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Почему надо ехать в Альметьевск смотреть спектакль «Магазин»

Премию «Тантана» в номинации «Дебют» получила актриса Альметьевского театра Диляра Ибатуллина за роль в спектакле «Кибет» по пьесе Олжаса Жанайдарова. Разбираем, чем он актуален в Татарстане.

Диляра Ибатуллина и Мадина Гайнуллина

Диляра Ибатуллина и Мадина Гайнуллина

Ибатуллина разделила награду с Ильсуром Муртазиным (Буинский государственный драматический театр, роль Шайхи в спектакле «Килә ява, кил әява» Зульфата Хакима). У нее же роль более драматичная. Действие разворачивается в Москве, в дешевом продуктовом магазине, в котором, кажется, сосредоточены все вселенские несправедливости. Молодая казашка-продавщица Карлыгаш (которую играет Ибатуллина) переехала сюда из Алматы в поисках лучшей жизни, но угодила в руки владелицы магазина Зияш в исполнении Мадины Гайнуллины. Последняя наживается за счет рабского труда своих соотечественниц и мечтает искупить все грехи, построив мечеть на родине.

Вся постановка основана на монологах героинь, которых окутывает тьма. Спокойным голосом они рассказывают, что люди из магазина замешаны в наркоторговле, проституции, торговле детьми, подкупе правоохранительных органов. И эти реплики на фоне зловещей тишины, обращенные ни друг другу, ни зрителям, пугают спокойствием, иногда отстраненностью героинь. Финал - это рассказ о нападении на магазин группировки нацистов с лозунгами «Россия для русских», в результате которой выживает только Карлыгаш. Освобождение? Кажется, да, но это не приносит ни капли облегчения ни побитой жизнью, искалеченной героине, ни зрителям, уже уставшим вздрагивать от сцен насилия.

По словам руководителя Исполнительного комитета Ассамблеи народов Татарстана Николая Владимирова типичные проблемы мигрантов - это конфликты с работодателями по поводу оплаты труда, проблемы связанные с утерей документов, получением свидетельства о возвращении на родину, трудоустройством. Решить эти проблемы помогают руководители автономий. Чтобы быстро выходить с ними на связь проводятся мероприятия, где мигрантам объясняют структуру работы организаций Дома Дружбы народов, Ассамблеи народов, автономий. Например, встречи с первокурсниками-иностранцами в стенах Дома Дружбы народов или учебных заведений.

Между тем, пьеса основана на реальных событиях. 30 октября 2012 группа активистов движения против рабства «Альтернатива» освободила из подсобки московского магазина «Продукты» на Новосибирской улице одиннадцать человек. Их фактически держала в рабстве владевшая магазином чета из Казахстана в течение многих лет. Людей заставляли работать бесплатно, содержали в плохих условиях, регулярно избивали, а женщин насиловали. За десять и более лет рабства некоторые рабыни родили детей. Некоторые девушки за все время пребывания в Москве ни разу не выходили на улицу. Против владельцев было возбуждено уголовное дело, которое вскоре закрыли.

Активист этого движения Алексей Никитин пояснил, что после этого магазин продолжал работать, а дела освобожденных дошли тем временем до Европейского суда по правам человека. В декабре 2016 года оттуда сбежала девушка и снова разгорелся скандал. Магазин закрыл Роспотребнадзор (скорее всего за ночную торговлю водкой). Сейчас магазин не работает, всех работников, которые там оставались, развезли в неизвестном направлении. Жансулу Истамбекова, владелица магазина, уехала в Казахстан и поменяла имя. Заявления все написаны, но вопрос о возбуждении уголовного дела так и завис.

 
Никитин считает, что трудовое рабство в России распределено неравномерно и связано, прежде всего, с нелегальными способами ведения бизнеса: «Я не думаю, что если кто-нибудь у вас в Татарстане захочет открыть нелегальный кирпичный завод (где часто и наблюдается это явление), даст чиновнику на лапу, чтобы выделили участок земли с глиной, без оформления юридического лица, вообще без всего, купит трактор и простенький станок для нарезания сырых кирпичей, в нарушение всех экологических норм откроет котлован, где заблагорассудится, опять же, дав на лапу работникам Газпрома, сделает нелегальную врезку в газопровод (чтобы на газу сушить кирпичи), и, в конечном итоге, не будет платить с этого никаких налогов. Такой бизнес долго у вас не продержится. А в Дагестане это в порядке вещей. Вдобавок ко всему в южные регионы идет постоянный поток людей, скажем так, маргинальных слоев населения, которые приезжают на заработки в крупные города и тут их возле вокзалов их вербуют на работу, обещая на словах хорошие условия».

 

«И все же наверняка у вас тоже присутствуют случаи принудительного труда в сельском хозяйстве или в так называемой «нищенской мафии» в Казани, когда эксплуатируют самые незащищенные слои населения: инвалидов, пенсионеров, детей, то есть заставляют заниматься попрошайничеством, - продолжает он. - Просто сигналов оттуда нам не поступало. Тут тоже есть свои особенности, ведь, например, в Дагестане про нас и нашу работу многие знают, а в Татарстане нет. Но и рабов в Дагестане, конечно, намного больше. Решить эту проблему можно с официального признания самой проблемы, что она актуальна не только для нелегальных мигрантов, но и для легальных, в том числе и для граждан России. К кому мы только не обращались, но никто официально не хочет признавать наличие в стране такой проблемы. Полицейские помогают нам в личном индивидуальном порядке, потому что видят в этом проблему, но полицейский аппарат, как бюрократическая организация, не возбуждает уголовных дел, потому что им проще свести все это к тому, что человеку просто не заплатили денег и не заморачиваться с доказыванием факта рабства (а доказывать это действительно непросто, ведь тут слово против слова, хозяин говорит одно, работник другого, а найти третьего независимого свидетеля, который не забоится, очень трудно)».

Напомним, что 31 мая прошлого года РБК сообщил, что в России в рабстве находятся 1 млн 48,5 000 человек, или 0,73% от общей численности населения страны со ссылкой на данные правозащитной организации The Walk Free Foundation.

Постановка Альметьевского театра поставила зрителей в тупик. Все из чего состоит спектакль - это дощатая стена, будто впитывающая непрерывные монологи, скачущие от спокойных до повышенных тонов. Это и демонстрация пластики под погружающие в транс звуки, которая не дотягивает до танца, но эффект производит ошеломительный. Кульминацией стало насильное раздевание Карлыгаш до нижнего белья. Текст пьесы похож на игральную кость, на каждой стороне которой отображена острая социальная проблема. Как ни крути, она врежется в глаза при любой постановке именно так, как задумывал автор. Без пощады для зрителей.

«Тема рабства меня интересует поскольку она имеет отношение к понятию свобода, - говорит режиссер спектакля Эдуард Шахов. - То есть я ставил не о рабстве, как о явлении социальном, а о рабстве - как о явлении скажем так, философском и политическом... Все это очень остро актуально для России, для того, что происходит в сегодняшней России...».

Оценить их игру в Казани можно будет через три года во время гастролей. Или раньше — на театральном фестивале «Науруз» этим летом. Или в самом Альметьевске.

Гульгена Гимадова

Комментарии (0)

Купить журнал: