18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

«Классная драма»: дети пишут о религиозных сектах, космосе и проблеме отцов и детей

15 подростковых пьес были поставлены в Казанском ТЮЗе и театре Камала на прошлой неделе в рамках театральной лаборатории. Мы узнали, о чем они, пообщались с ментором Юрием Клавдиевым и выбрали лучшие, на наш взгляд, фрагменты.

Сначала была сама идея. «Это театральный социальный проект, когда группа детей сложного подросткового возраста пишет пьесы, с помощью профессионального драматурга, который помогает им сформулировать мысли, - говорила весной в интервью «Собаке» один из директоров фонда-организатора «Живой город» Инна Яркова. - И потом профессиональные режиссеры делают пьесы-альманахи. Это важно с социальной и театральной точки зрения».

Class Act, проект, разработанный эдинбургским театром Travers, в 2004 году был экспортирован в Россию. В частности, тогда с ним еще в родной Самаре ознакомился Юрий Клавдиев - и с тех пор продолжает общаться с новыми и новыми детьми.

В результате в фойе ТЮЗа на несколько дней собрались 16 ребят разного возраста, социального статуса, некоторые - с ограниченными физическими способностями. Клавдиев, драматурги Кира Малинина, Рузаль Мухаметшин учили их основам написания пьес и, вообще, относились к ним, как к серьезным авторам. В результате появилось 15 произведений (одно было написано на пару). Как говорит Мухаметшин, правились там, разве что, стилистические обороты или орфографические ошибки. В остальном это полностью авторский текст. Ограничения только в том, что героев должно быть не более пяти, длительность текста - не более 10 минут, не более 10 страниц.

Позже в ТЮЗе в присутствии актеров и сочувствующих прочли читки, а за несколько дней режиссеры поставили свои версии.

Юрий Клавдиев и Рузаль Мухамметшин (второй и четвертый справа) на читках

Почти все пьесы, что характерно, оказались драмами - никаких комедий. Три из них на татарском языке.Танзиля Абдуллина в мелодраме «Где же ты, мама» отправила героиню, узнавшую, что она является приемной дочерью, искать родную мать. Гулюса Арикеева в «Жизни, променянной на деньги» сделала главным героем бизнесмена, считавшего, что ему осталось просуществовать на белом свете всего месяц и осознавшего, что всю жизнь он потратил на зарабатывание денег, а не заботу о своих близких. Наконец, самая достойная пьеса, «Меня дедушка научил» Разиля Самигуллина, описывала вовсе не детскую ситуацию: мальчик попадал в Казань, уехав из военной Украины, терпел, что его называют «бандеровцем» и «фашистом», и чуть было не уверовал, что не является татарином.

Представить, что взрослый автор сейчас напишет подобное, а потом это еще и покажут на сцене - чрезвычайно трудно. В данном же случае татарские пьесы поставил Фарид Бикчантаев с учеником Олегом Кинзягуловым в Камаловском театре, решив это в виде минималистичной читки, постаравшись сгладить чрезмерную сентиментальность, а где надо, напротив, усилив мелодраматизм. К примеру, свои монологи бизнесмен из пьесы Арикеевой (его играл Фанис Зиганша) читал почти без всякого выражения, как прописные истины. При этом главного мальчика в тексте Самигуллина играла заслуженная артистка Татарстана Марьям Юсупова, полностью вживаясь в образ противоречивого, но жаждущего справедливости школьника.

Удивительно, почему парочку из этих пьес уже не взял себе театр имени Тинчурина. Или хотя бы канал ТНВ - на сериалы.

Фарид Бикчантаев и Туфан Имамутдинов (главреж ТЮЗа) на читках

В ТЮЗе Татьяна Лядова, руководитель актерских курсов Казанского театрального училища, студенты которых уже отыграли во множестве проектов «Живого города», и Никита Кобелев, челнинский выпускник РАТИ-ГИТИС и штатный режиссер-постановщик в Театре им. Вл. Маяковского, замахнулись сразу на 12 пьес.

Среди них, к примеру, «Заскок художника» Екатерины Егоровой об малевателе картин, который в пылу вдохновения забыл о своей семье. «Ну, ладушки-оладушки» Веры Силкиной, описывающей, как влюбленный юноша теряет всякий интерес к предмету обожания, когда начинается с ней общаться. «Мама, я музыкант» Сафии Яруллиной о неожиданном успехе, упавшем на голову композитору- неудачнику. «Четверо в лодке, не считая…» Дарья Тюрина о торговле марихуаной.

Нас же зацепила два текста. Это «Все будет решено» Лили Нгуен, в котором точно описан процесс попадания человек в секту и его безуспешные поиски ответа. Как пояснила сама девочка, эта тема ее давно интересовала, правда, пьеса не особо пришлась по душе ее матери, хотя они оба являются верующими людьми.

Другая пьеса - это «Зоэ» Арслана Хайруллина, написанная с использованием сочного американизированного сленга история космонавта, уничтожившего миллиарды жизней, но попавшего в таинственной ядро жизни. Было бы здорово, если бы кто-то снял на основе этого материала фантастический фильм - с диалогами в нем уже полный порядок.

Юрий Клавдиев: «Некоторые реплики у них просто потрясающие. Обязательно утащу себе»

Клавдиев с 2002 года участвует в ежегодном фестивале новой драмы «Любимовка». Пьесы ставились в театрах  Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти и Перми. Соавтор сценария фильма «Кремень» Алексея Мизгирева, картине «Все умрут, а я останусь» и сериалу «Школа» Валерии Гай Германики, сериалу «Чемпионки» Павла Дроздова.

У вас первый опыт работы в такой лаборатории был в 2004-м? Как это выглядело?

Тогда было 30 человек, они писали по двое, получилось 15 пьес. Писали... да о том же самом, одни и те же темы у людей с того момента, как кто-то начал писать: любовь, ненависть, одиночество, непонимание, желание разобраться в этом мире. отчаянное желание свободы. Поколения меняются, меняется взгляд, художественные замыслы, язык, контекст. Но люди, даже когда они дети, хотят одного и того же.

Это можно рассматривать, как психотерапию? Это, вообще, всерьез?

Во-первых, это нужно воспринимать всерьез. Надо искренне хотеть разобраться. ситуация должна быть такой, которую можно только описать, но не исправить. Если все это выполняется, то результат получается хорошим. Для меня это не терапия. Мне просто интересно показывать детям, как пишутся книги. Для них - да, в какой-то степени. За 10 лет у нас были ребята, которые описывали реальные семейные истории, безвыходные, трудноразрешимые ситуации в классе. Наверное, для них это был психотерапевтический опыт. Но мне кажется, что главный опыт в том, что на этих занятиях к ним относятся как детям, не как к ученикам. С ними пытаются сделать интересное для них самих.

На одной из репетиций в ТЮЗе

Вы, кстати, не хотели бы стать вожатым?

Очень хотел бы поработать, но все никак не складывается, я обычно летом дико занят на проектах.

Считается, что дети - они очень зажатые.

Об это можно много рассуждать: почему наши дети не уверены в себе, думают, что они делают какую-то фигню, оглядываются на нас: «а правильно ли мы идем»? Я думаю. это сложный вопрос, тут и семья, и школа, и отношение общества. Этот проект, в основном, и призван показать, что далеко не все в мире детей рассматривают как емкость, в которую можно накласть знаний и умений, причем с диким пафосом.

Как на это вас влияет?

Я общаюсь с теми, кто будет хозяевам жизни через 20-30 лет.

У вас не возникает желания забрать себя какие-то их текстовые находки?

Да, как правило. Сегодня я два раза попросил, потому некоторые реплики у них просто потрясающие. Обязательно утащу себе.

Постановки в ТЮЗе

Постановки в ТЮЗе

Вы ведь преподаете на литературных курсах и взрослым. Есть разница между ними и детьми?

Взрослые еще больше не уверены в себе. Их еще труднее раскачать на создание произведения. Они больше хотят, но при этом в себя не верят. Через каждые три практических занятия приходиться проводить одно мотивационное.

Интересно, что в детей в России часто представляют этакими монстрами.

Я очень хочу устроить проект с затемненной стеной, как в полицейском участке, и приглашать туда учителей литературы, директоров школ, кстати, и родителей. Была на эту тему хорошая иллюстрация чуть ли на самой первой лаборатории. Мы сделали финальное представление, родители хлопали. После к шотландскому драматургу Никола Маккартни подошелодин папа и сказал: огромное вам спасибо, я столько узнал о сыне. Николя спросил: а вы что, с ним не разговариваете? Дети совершенно не такие, какими их малюет телевидение. Дети бывают сложные, трудные, но каждый из них очень хочет о чем-то рассказать. Он еще не знает, что хочет сделать, но рассказать - да, хочет. И если их этому научить - то они смогут рассказать нам.

Читки в Камаловском (фото - Юлия Калинина)

Читки в Камаловском (фото - Юлия Калинина)

Читки в театре им. Камала

Читки в театре им. Камала

Гулюса Арикеева

Гулюса Арикеева

ФРАГМЕНТЫ

Разиль Самигуллин «Меня дедушка научил»

Сынок, если даже ты родился в Украине, в твоих венах течет настоящая татарская кровь. Не обращай внимания на слова плохих людей, иди своим путем. И запомни, люди делятся всего лишь на два вида: хорошие и плохие.


Разиль Самигуллин

Гулюса Арикеева «Жизнь, променянная на деньги»

Почему эта болезнь не пришла ко мне раньше? Если бы я раньше узнал, что умру, если бы пришел пораньше к тебе, я бы смог защитить тебя от смерти, когда ты нуждался в лечении. Я растрачивал деньги тут и там. И в итоге, куда я это все дену, кому оставлю? Счастье нельзя купить за деньги – я слишком поздно это понял. В этом мире у меня никого не осталось.Сейчас я даже не нужен Зубарджат.

Танзиля Абдуллина «Где же ты, мама?»

Я оставила тебя, я была еще молодой... Твой папа сказал, что мы будем жить счастливо, надо оставить ребенка, у нас нет возможностей его содержать. Только он меня обманул. Ушел к другой женщине. После этого я поняла, какой грех совершила, какую ошибку допустила. Я побежала в тот детдом, но тебя уже там не было. Сказали, что тебя забрала очень хорошая женщина. Я не хотела снова разрушить твою жизнь. Прости меня, пожалуйста!

Мария Михайленко, Анастасия Антонова «Прошу меня простить»

Паша… Милый Паша… Я понимаю, что ты сейчас меня не слышишь, но если бы ты знал, почему я так поступил с тобой тогда в парке… Я никогда никому этого не рассказывал, но в детстве у меня не стало матери… Я ее очень сильно любил.. Не представлял без нее жизни.. То же самое чувствовал мой отец. Потеряв жену, в нем умерло все человеческое. Он стал просто чудовищем. Каждый раз он приходил домой и напивался. Потом он избивал меня до полусмерти и оставлял меня лежать на полу, а сам уходил куда-то, и я не видел его до следующего вечера. Это повторялось снова и снова… Когда я вырос, я ушел из дома, встал на ноги , стал жить в достатке, а потом меня снова побили, и я вспомнил своего отца. Но ты помог мне тогда и я немного отвлекся., но когда я увидел, как бьют тебя,я испугался… Испугался так, что не мог сдвинуться с места… Детские воспоминания были слишком сильны…


По словам заведующего литературной частью Камаловского театра, лаборатория - это еще попытка понять, что хотят смотреть современные подростки

Любовь Дементьева «Простите меня, мальчики»

Вот, именно, что нет у меня никого образования, ты целыми днями была на этой чертовой работе. Приходила под самый вечер, когда я уже спал. А я домашку один не мог делать. Поесть и то в холодильнике нечего было. Это все от тебя зависело

Ксения Новенькова «Жизнь Валерии»

ВАЛЕРИЯ: С тобой.

АРСЕНИЙ: Что?

ВАЛЕРИЯ: Я не хочу жить с таким злым человеком.

Екатерина Егорова «Заскок художника»

У меня давно картинная галерея, и я часто анализирую картины и людей, они покупают то, что им хочется испытывать, и часто грустные картины они приобретают, чтобы посмотреть и оставить свою грусть в картинах... И нарушать поток эмоций нельзя, иначе всё пойдет совершенно не понятно...

Алексей Исмагилов «Еще помогут»

Я не хотел идти в этот чертов интернат... она хотела избавиться о меня…. Я хотел быть нужным для нее…ОНА МЕНЯ ОТПРАВИЛА В ЭТОТ ЧЕРТОВ ИНТЕРНАТ… ЗА ЧТО ОНА ТАК СО МНОЙ ГОСПОДИ??!!!.

Валентина Лоскутова «Элли»

Эл! Она делает свои выводы по твоим оценкам, не видя всего происходящего! Не суди её строго! Твоя мама переживает за тебя. Ты ведь ей не говорила об… одноклассниках?

Зульфат Шафигуллин «Дружба сильнее всего»

После трагической гибели родителей Виктора я решил переехать с внуком в деревню. Завел пчелиную пасеку, купил козу Ромашку, построил баню. Очень надеюсь, что деревенский воздух, целебная родниковая вода, пчелиный мёд и козье молоко помогут мне поставить моего внука на ноги.

Лили Нгуен «Все будет решено»

Для того, что бы общество расцвело, мы сами должны измениться. Но тут  сразу же и камень преткновения, в какую сторону нам всем развиваться? Да и не можем же мы сделать развитие принудительным, все же должно быть «от чистого сердца», хотя, по-моему, это все не так уж важно. Весь вопрос смысла жизни слишком раздут! Но хотя я так и считаю, этот смысл стоит у меня поперек горла уже несколько лет, еще немного и, мне кажется, я просто чокнусь. Почему же все так? Почему же некоторые умирают, только родившись, а другие, совершив ужасные преступления, в спокойном здравии доживают до старости? Или жизнь на самом деле ничего не значит? Хотя о каком «великом» значении жизни можно говорить, если любой идиот может подойти и просто убить вас?

Зрители

Вера Силкина «Ну, ладушки-оладушки»

Просто я в тебе разочаровался и не собираюсь продолжать дальнейшее общение, значит, мне не надо беспокоиться о том, что ты подумаешь, и я могу говорить свои мысли вслух. Это так на меня не похоже, хотя сегодня совершенно безумный день, я сегодня не я совсем. Я бы в обще не подошел к тебе, если бы не та чудная девица и любил бы тебя еще три года, а может вообще до конца жизни.

Дарья Тюрина «Четверо в лодке, не считая…»

Эээ, Пит? Это ты? Ээ, привет, это Алекс, ты помнишь меня? Не помнишь.. ну мы в универе одном учились и ты даже (Ева пихает его локтем) ну не суть. Ээ, знаешь, у меня есть кое-что нужное тебе… Ну продукт. Нет, не продукты, а продукт.. ээ ну, как объяснить, нуу узбекские сказки… нет, не понимаешь… нууу, как там у вас это называется .. пряная штукатурка, чабрец … эээ ну, помощник фантазии? Блин, нуууу, обложка еще такая зеленая, ну там еще 500 страниц….да, (с воодушевлением) да, дададаада. Все правильно, зелёная 500 страниц. Ээ, не весь том, а сколько? Половину? Эээ, ладно. Сколько? (округляются глаза) Сколько дашь??? Ддда, устроит. Где? Около мусорки за гаражами в 17:06 (шесть минут шестого)? Да, договорились. Алекс вешает трубку.

Арслан Хайруллин «Зоэ»

Да ничего я не вспомнил, просто странно. Она говорила, о каком-то ядре. Возможно, это ядро жизни из старых легенд, когда человек только вылетел за приделы изначальной системы, и эта база на Плутоне была опорным пунктом полетов за приделы системы. Ядро давало нужное количество энергии для преодоления гравитационного поля солнца, но это вредило и экипажу, и космическому пространству вокруг, поэтому и образовался запретный сектор или изначальный. Сам не представляю, как я тогда умудрился пролететь сквозь гравитационные ямы, но я сделаю всё, чтобы достать эту дрянь, и упрятать куда подальше. Ведь с ее помощью можно уничтожить всю галактику

Сафия Яруллина «Мама, я музыкант»

Ваша песня «Нет Дороги Назад» стала новым мировым хитом, после того как ее случайно слил в сеть известный аранжировщик Филипп Моррис, вас номинировали на Grammy в трех номинациях, как «прорыв года»,«лучший композитор» и «лучший исполнитель», с Вами хотят заключить контракты лучшие лэйблы, вам предлагают сотрудничество агенты Мадонны, Ланы Дель Рэй и продюсеры.

Комментарии (0)

Купить журнал: