18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Насур Юрушбаев: «Они сказали, что я сумасшедший»

Немецкий журналист вернулся в Россию после многих лет скитаний с фильмом «Два узника: Джавит и Walter» о бывших военнопленных и подготовил к премьере свою первую художественную короткометражку.

Откуда вы родом?

Я родился в деревне Барда Пермской области и прожил там до семнадцати лет. Говорил только на татарском, но у меня были русские соседи, у которых я учился языку. Потом отправился служить в армию на Дальний Восток, после работал в деревне журналистом местной газеты, поступил в Казанский университет, на отделение журналистики.

Что в вас советского, татарского и немецкого?

Я очень пунктуален, обязателен, при этом не пью кофе. Я не забыл родной язык, несмотря на скитания, ни одного слова, чем все удивляются. Пишу на родном языке стихи, думаю на нем, когда сочиняю музыку. Рассказы и сценарии у меня - на русском. Что касается советского: когда в Германии случилась бескровная революция, я хотел защищать Берлинскую стену, я ведь воспитывался против капитализма, родители моей жены, немцы, и она сама, состояли в коммунистической партии. Мы верили в будущее, у нас не было страха, что нам негде будет работать. К примеру, при этом я не мечтал купить автомобиль, поэтому за рубежом оказался сначала без водительских прав.

Уехав в конце восьмидесятых за будущей супругой в Германию, вы, по сути, все сознательную жизнь провели там. Почему вернулись?

Верно, тридцать восемь лет скитался по белу-свету. В прошлом году, в октябре, женщина, которая жила в моем родном доме, умерла, у нее не было детей, так что мне позвонили и сообщили, что он стоит пустой, что делать? Я сразу приехал и выкупил обратно. Теперь вновь живу в своей деревне, снял художественный фильм «Отчий дом». Средства на него я получил, выиграв грант министерства культуры РТ. В картине играют актеры из туймазинского академического театра, потому что мне хотелось, чтобы в кадре были задействованы люди, еще не засвеченные в кинопроцессе. Фильм короткометражный, на что-то большее я замахиваюсь, чтобы не обжечься. Тема там глобальная: нужно хранить свой дом, родителей нельзя отдавать в дома престарелых, это преступление, это кощунственно.

Как относятся к вам соседи?

Они сказали, что я сумасшедший: все стараются уехать, а ты, Насур, вернулся из Германии. Но я считаю, что всему свое время: я посмотрел мир, мои дети выросли, я свободный человек, журналист, человек искусства. Мне очень приятно в деревне находится.

Чем живет Барда?

У нас нет заводов, все работают в сельском хозяйстве. Также нам повезло в том плане, что через село проходила газотрасса Уренгой-Помары-Ужгород, ее помогали строить тысячи работников из ГДР, до шести-восьми тысяч из них работали в деревне, итог - компрессорный завод, в котором работает многих наших деревенских. Хочу отметить, что во время войн у нас никогда не было дезертиров, мы же все из казацского сословия, воевали против Наполеона, в первую и вторую мировую, участвовали в финской кампании.

Один из номинантов нашей премии «ТОП 50» Денис Красильников тоже снимал фильм про военнопленных. Почему раньше говорили о битвах, полководцах, а теперь тема сменилась?

Всему свое время. Если вы захотите в июне месяце красное яблоко, то можете даже разжечь под деревом костер, но плодов не будет, надо ждать. Раньше тема военнопленных была табуированной, также как и первая мировая, которая считалась царистской, капиталистической, чужой войной, хотя в ней участвовали наши люди, россияне.

В фильме два героя — татарин Джавит Кузеев и немец Вальтер Ольшевский. Как они к вам с начала отнеслись?

Немец долго отказывался, мол, зачем, туда-сюда. Наш сразу согласился, он увидел в этом возможность реабилитировать себя, показать, что он воевал, попал в плен в окружении, без оружия. Ольшевскому повезло, что он попал к нам, у нас гуманнее относились к пленным. Он говорит в фильме, что они отъелись, как свиньи, деньги у них водились. А наш рассказывает: вешают, жгут. При этом у обоих сохранилось чувство юмора. Я поначалу не понимал: как они могут вспомнить страшное и не плакать. Они отвечали, что это помогает им все воспринимать проще.

Что осталось за кадром?
Очень много. Скажем, с Кузеевым мы подружились, выпивали вместе, я у них ночевал. Хочу сделать из снятого либо вторую часть фильма, либо большую версию, все сохранилось в личном архиве. Интересно показать жизнь после войны. У Кузеева была страшная жизнь, его никуда не пускали, хотя он был умным человеком, поэтому мобилизовался и поставил себя так, что с ним даже исподтишка советовались министры, в итоге стал руководителем управления весов и метрологии, начальником отдела в объединении «Башавтотранс».

Показывали фильм в Германии?
Да, был даже некоего рода ажиотаж. Половина зрителей меня ругала: почему вы показали, что немец в плену так хорошо жил? Другая половина защищала: это факт, он показал все, как журналист.

Как вам на родине?

У меня огород на две с половиной тысяч квадратных метров, я установил душ, туалет, как в городе, есть печка. Друзья в Германии прознали про дом, напрашиваются в гости на Новый год, на три недели, хочу поставить им елка в лесу, зарезать барана, пригласить девушек петь под гармонь. Они мне отвечают: нет, мы лишь хотим смотреть, как с неба падает русский снег. Извините, говорю, у нас там снег советский.

В Германии Юрушбаев начинал оператором, самостоятельно освоив работу с камерой. Среди других его работ - «Звуки курая над Сеной» о том, как башкирские казаки и татары воевали против Наполеона. Также ищет артефакты о родном народе в Европе, к примеру, это книга Institutiones linguae Turcicae, изданная четыреста лет назад, автор - австрийский филолог Иероним Мегизер.

Текст: Радиф Кашапов
Фото: Юлия Калинина

Фото:

Комментарии (0)

Купить журнал: