18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Авдотья Смирнова: «Петербург быстро приводит в чувство и ставит тебя на место»

«Кококо», «Связь», новелла «Выгул собак» — Петербург у Авдотьи Смирновой играет важную роль почти в каждом ее фильме. Нам режиссер и сценарист рассказала, почему она любит город, несмотря на сложные с ним отношения.   

Первый раз я приехала в Петербург, когда мне было пятнадцать: вышла из метро на Кировском проспекте и поняла, что хочу здесь жить. С семнадцати лет навещала город практически каждые выходные — у меня здесь появились многочисленные друзья. Общалась я в основном с художниками: Тимуром Новиковым, Вадимом Овчинниковым, Владом Гуцевичем, Олегом Котельниковым. А еще была у меня здесь лучшая подруга Маша — дочь Ильи Александровича Авербаха, нашего великого режиссера.

Потом в Петербурге у меня случился роман, я вышла замуж и окончательно переехала. Всего я прожила в городе двадцать два года. Если бы не мои новые семейные обстоятельства и работа мужа, продолжала бы жить здесь. Москву терпеть не могу. Мечтаю, что когда-нибудь мы с Анатолием Борисовичем (Чубайсом. — Прим. ред.) вернемся сюда, потому что оба обожаем Петербург.

В фильме «Кококо» Авдотья Смирнова сняла свои любимые виды Петербурга.

В фильме «Кококо» Авдотья Смирнова сняла свои любимые виды Петербурга.

Новелла Авдотьи Смирновой «Выгул собак» из киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла Авдотьи Смирновой «Выгул собак» из киноальманаха «Петербург. Только по любви» 

Петербург быстро приводит в чувство и ставит тебя на место, которое, в лучшем случае, в последнем вагоне — причем в тамбуре. Он никого не принимает сразу. Для людей моего типа это очень полезно. Тут можно прожить сорок лет, и все равно про тебя будут говорить: «Эта из Чебоксар», — а ты в Чебоксарах прожила первые шесть лет своей жизни. Но это совершенно естественно, ведь сам город непростой: высокомерный и анемичный. Здесь тяжело найти работу, сложно начинать что-то новое. За двадцать два года жизни в Петербурге я проработала в нем, наверное, от силы два — приходилось все время уезжать на заработки в столицу.

Несмотря ни на что, это особенный город, который ни одной секунды не дает забыть о себе. В Москве ты можешь месяцами не вспоминать о том, что в ней живешь. Здесь ты выходишь на улицу (у тебя настроение плохое или что-то случилось), и вдруг — луч солнца пробился и осветил здание, и думаешь: «Господи, как же красиво!»

Если по-настоящему чувствуешь Петербург, не проходит дня, когда о нем не думаешь. Ты с ним в сложных отношениях: можешь ругаться, конфликтовать, проклинать, но это все равно отношения, при этом довольно шизофренические, потому что город тебе не отвечает, ему на тебя плевать — с высокой Думской башни.

Сценарий к фильму «Прогулка» — признание в любви Петербургу

Сценарий к фильму «Прогулка» — признание в любви Петербургу 

Вид на Адмиралтейство

Вид на Адмиралтейство

Когда долго не бываю в Петербурге, очень по нему тоскую — он мне даже снится. Люблю Английскую набережную, особенно вид на здание Двенадцати коллегий, я сняла его в фильме «Кококо». Еще мне очень нравится перспектива Невского проспекта на Адмиралтейство, особенно зимой. А вот некрасивым кажется Выборгский район — хотя ту часть города вообще трудно любить.

Если бы сейчас писала сценарий фильма «Прогулка», то отправила бы своих героев по тому же маршруту: по Невскому к Дворцовой площади, потом к Исаакиевской — и дальше по набережной на Петроградку. Хотя сейчас бы там было, наверное, в десять раз меньше слов и больше города.

Последнее хорошее, что я прочла, тоже связано с Петербургом — новый роман нашего писателя Евгения Водолазкина «Авиатор», который я очень ждала после «Лавра». Из того, что посмотрела не так давно, всем рекомендую отличный американский детектив «Семья» и «Миллиарды» — тоже совершенно гениальный.

текст: Елена Анисимова.
фото: Михаил Давыденко, архивы пресс-служб

Материал из номера:
Октябрь
Люди:
Дуня Смирнова

Комментарии (0)

Купить журнал: