Сегодня в «Углу» покажут первый татарский художественный фильм «Булат-Батыр». Участники проекта, Центральный государственный архив аудиовизуальных документов РТ и Фонд поддержки современного искусства «Живой город», поясняют, почему это важно, а мы вспоминаем 1920-е.
Кинотеатр «Электра»
Впервые «Булат-Батыра» показали 22 февраля 1928 года в кинотеатре «Электра». Анонсировался он как «грандиозный исторический боевик из жизни поволжских повстанческих татарских отрядов (качкыннар). По сути, это приключенческая драма о Казани пугачевского восстания 1770 года. Его герой - предводитель постанцев Булат-Батыр. Его сына Асфана в детстве с Сабантуя увозят монахи с солдатами, он попадает на воспитание к князю Потёмкину, становится прапорщиком и взрослым прибывает на место восстания с карательным отрядом... В кинотеатре «Чаткы» его показывали в течение года.
Картина снята совместно - «Совкино» - «Таткино», которое, к тому времени, несмотря на нехватку средств и специалистов, активно начало деятельность, открывая новые залы, устраивая выезды в деревни.
Сценарий был выбран в ходе конкурса «Таткино» с темой «из жизни и быта татар со времен феодализма, завоевания и до настоящего времени». Его автор - из Агрыза, по имени Абдрахман Шакиров. Из литературного текста кинодраматург Натан Зархи написал сценарий, а снимал фильм режиссер Юрий Тарич с оператором Григорием Гибером.
![]() |
Настоящая фамилия Тарича - Алексеев. Он уроженец Полоцка (Беларусь), до прихода в кино работал в московских театрах, включая Театр Революции и театр Всеволода Мейерхольда, а в 1923 начал трудиться на Госкино, в частности, играл Ленина. Во время Великой отечественной войны возглавлял киностудию «Монголкино», где, к примеру, снял фильм военный исторический фильм «Степные витязи». Что касается актеров, то в фильме можно увидеть Аду Войцик, которая в 1926-м отметилась ролью Марютки в «Сорок первом» Якова Протазанова, а позже стала женой Ивана Пырьева, основателя и первого председателя Союза кинематографистов СССР, который на «Булат-Батыре» работал помощником режиссера. На площадке в числе других трудился, к примеру, и Каюм Поздняков, будущий первый профессиональный татарский кинорежиссер. |
Кинематографисты снимали, в частности, в Кремле, на берегу Казанки, где проходили съемки боев. В фильме можно увидеть некоторые узнаваемые ландшафты. Город оправляется после Гражданской войны, в него активно тянутся люди из сел. Как гласит справочник 1925 года, в Казани тогда жило около 166 тысяч человек (включая 120 тысяч русских и 39 тысяч татар). Работали три линии трамвая и три автобусные линии. В эпоху НЭПа здесь работали около 7000 «хозяев», а вот служителей культа насчитывалось 332. 17 гостиниц предлагали пристанище гостям и целых 25 пивных Татпищтреста были открыты для любителей алкоголя. В 1926 году из-за весеннего разлива озера Кабан и Булака затопило центр, аж до Баумана и нынешнего Кольца, Ново-Татарская слобода была отрезана от Казани, а жителям приходилось переезжать в школы, клубы и частные квартиры. Благовещенский собор был уже передан в распоряжение Госархива Татарстана, разобрана его колокольня. При этом на территории Казанского кремля в то время велись археологические раскопки
Любопытно, что в конце 70-х несколько мамадышских жителей, которые снимались в его массовке малышней, написали директору Таткинопроката письмо с просьбой показать картину - тогда пять копий было заказано в Госфильмофонде и ленту крутили по всей республике.
Творческая лаборатория «Угол», ул. Парижской Коммуны, 25/39
Начало показа – 18:00
Вход свободный
![]() |
Инна Яркова, соучредитель фонда "Живой город»
|
![]() |
Ирада Аюпова, начальник Главного архивного управления при Кабинете министров РТ
При этом есть и истории простых людей. Когда я начала с знакомиться с новой работой, мне показали письма мальчика, чья мать была репрессирована. Он ее безумно любил, хотя и не видел, писал, что приедет в Казань, поступит в вечернюю комсомольскую школу, потом в институт, что он ее не подведет. И он реально так сделал, позже отправил на фронт, где погиб, так мать и не увидев. А она потом привезла письма его в архив. Есть и такие истории, которые безусловно, также интересны. |
Радиф Кашапов
Комментарии (0)