18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Василий Григорьев и еще пять российских наивистов

29 октября в основном галерейном пространстве Центра современной культуры «Смена» открылась выставка «Василий Григорьев. К 100-летию со дня рождения художника», организованная совместно с Пермским музеем советского наива. Выставку классика отечественного наива представила в Казани искусствовед, специалист по наивному искусству, Ольга Дьяконицына, которая рассказала о жизни и творчестве художника, а также ответила на вопросы присутствующих.

О жизни Василия Григорьева

Художник родился в 1914 году в городе Киржач Владимирской области, в дворянской семье. Его семья пострадала в сложные для российской истории годы и бедствовала. Поэтому картины Григорьева, которые он продавал на рынке, буквально помогали жить. Хотя впоследствии продолжал рисовать и продавать - даже когда отпала финансовая необходимость. Первую самостоятельную картину для продажи Григорьев написал в тринадцать лет. После окончания семилетней школы он уехал в Москву. В 1930 году окончилФЗУ по специальности «кузнец».

1990-е годы для Василия Григорьева стали знаковыми. Торгуя своими картинами на Арбате, он стал общаться с коллекционерами, искусствоведами, профессиональными художниками. По совету заказчиков, художник начинает писать на холсте. Ранее рисовал на ватмане и мог за вечер сделать до 6 работ.

Василий Григорьев с конца 80-х годов принимал участие во всех крупных выставках наивного искусства. Его работы были представлены на Международной выставке наивного искусства INSITA в Братиславе (Словакия). Работы находятся в Государственном российском доме народного творчества, музее-заповеднике «Царицыно», Музее наивного искусства в Москве, частных коллекциях в России и за рубежом. В 1994 году состоялась его первая персональная выставка в галерее «Дар». К сожалению, в том же году он скончался.

Об истоках творчества и основных мотивах

Мама художника была заведующей библиотеки, поэтому он проводил много времени, просматривая и копируя с открыток и журнальных репродукций картины художников, где изображалась природа и сцены народного быта. Живопись берет свое начало от народной картинки — лубка. Григорьев, конечно, видел эти картинки на ярмарках. Он был «насмотрен» и на профессиональную живопись в том числе, но это не испортило его. Григорьев стремился рисовать полнокровную жизнь в близости с природой, которой хочется жить. У Григорьева существовал конкретный ориентир — эталон красоты. Это радостная, привольная, чистая, хлебосольная жизнь. К тому же несмотря на то, что он был из дворянской семьи, он видел и хорошо знал крестьянскую жизнь и быт, в которой нет посторонних идей и задач, а все по-простому логично. Именно такой правде он был верен всю жизнь с присущей ему как большому романтику силой, которым он оставался всегда.

О художнике-наивисте

Термин «наивист» как и все термины очень условный. Считается, что наивный художник — это тот, кто не имеет профессионального образования и занимается творчеством только по наитию и внутренней необходимости. Наивистов часто путают с самодеятельными художниками, но это разные понятия. Самодеятельного художника отличает желание писать, как профессионал, т.е. он ходит в студии, изучает литературу, у него есть ориентиры в виде условного Шишкина или Крамского, которым он сознательно подражает. Наивный художник не хочет быть как другие, он хочет оставаться самим собой вне ориентиров, самостоятельно вырабатывая собственный пластичный художественный язык, который, к слову, на протяжении творческой жизни практически не меняется. Наивному художнику не присуща рефлексия над собственной формой и методом письма. Его манера — это то, что он выработал и то как он может.

О советском контексте

Казалось бы, наив существовал в контексте устоявшегося соцреализма, который приветствовал подобные темы: изобилие, урожайность и т.п. Однако наивисты писали только о своем. Мы не можем сказать, что темы наивистов являлись «народным» ответом снизу на диктуемый соцреализмом оптимизм. Этот оптимизм все больше был на страницах официальной печати. В обычной жизни этого не было, все справлялись в одиночку. Потому они писали не ту жизнь, которой жили, а мечту. Наив — всегда взлет над реальностью в мир вдохновляющей, даже умиляющей красоты.

О зрителях

Наив нравится и детям, и взрослым. Возрастных ограничений нет. Люди, воспитанные в академической среде говорят: «Что это за мазня и хулиганство?». Подобный возглас имеет право быть, но нужно сказать, что писать, как талантливые наивы, сложно. Нужно иметь не только желание, но и мир внутри, который ты можешь выплеснуть в таком творчестве, и он будет интересен другим. Открытые люди с большой радостью рассматривают картины Григорьева. Более открытые художники также смотрят с интересом и ищут возможные открытия. А наивные художники, даже если делают какие-то художественные открытия, этого не сознают и только профессионалы могут выявить это своим глазом.

 

«Топ-5» отечественных наивистов от Ольги Дьяконицыной

 

Виктор Лисицкий

Виктор Лисицкий

Виктор Лисицкий

Виктор Лисицкий

Елена Волкова

Елена Волкова

Елена Волкова

Елена Волкова

Елена Уколова

Елена Уколова

Елена Уколова

Елена Уколова

Павел Леонов

Павел Леонов

Павел Леонов

Павел Леонов

Татьяна Леонова

Татьяна Леонова

Татьяна Леонова

Татьяна Леонова

КОММЕНТАРИИ

Дина Ахметова, искусствовед:

Отличие наивного художника от самодеятельного, в том, что самодеятельные ориентируются на выработанные академические правила. Наивный художник мыслит не правилами, а чистыми образами. Наверняка все эти натюрморты Григорьев не срисовывал с натуры, а придумывал с нуля. Этим можно украшать жилье, т.е. это вполне отвечало народному запросу. Не зря же Григорьев продавал свои картины на рынках и ярмарках. Он понятен простому человеку, потому и любим, в отличие от, допустим, совсем умозрительного современного искусства. В наиве нет сложных символов, а только простая понятная образность, не вызывающая разночтений и многозначности. Также таким художникам не присущ эстетический поиск новых формальных приемов, потому и нет эволюции. Но это их особенность и преимущество. Уверена, рисовал Григорьев сугубо для себя.

Но наивисты все же ориентируются на профессиональную «взрослую» живопись. Судя по картинам, Григорьев видел и голландский натюрморт, и фламандцев: стеклянные сосуды с вином, дичь и рыба явно оттуда. Также его картины мне напомнили «Книгу о вкусной и здоровой пище», издававшейся в советское время, с картинками и текстами, которые никак жизни не соответствовали. У Григорьева, наверняка, такая книжка была. У него та же вариация на тему красивой райской жизни, сублимация серой обыденности. Практически реализованная коммунистическая мечта.

Виктор Тимофеев, художник-наивист:

Работы Василия Григорьева из той же оперы, что и чудесные настенные ковры советских времен с лебедями, русалками и оленями. Примерно такое же удовлетворение народного запроса на красоту, который существует всегда. Потому все в его картинах «красиво и богато». Очевидно, ему была присуща потребность выражать себя и рисовал, в первую очередь, для себя. Исходя из количества работ, можно сказать, что его метод был доведен до автоматизма. Наивность, доведенная до автоматизма, лишена претензий на творческий поиск. У Григорьева то же: претензии нет, но красота осталась.

Кирилл Маевский, арт-директор ЦСК «Смена»:

Василий Григорьев, на мой взгляд, явный художник-аутсайдер, который в свое время не попал в контекст. Но его работы будут актуальны всегда и со временем все забудут слово «наивный» и будут называть его только «художник». В его работах я вижу уход советского человека от советских реалий, в том числе художественных. У Григорьева нет пролетарских мотивов, а наоборот больше крестьянского. Если даже говорить об андеграундных художниках 80-х годов, то их творчество было построено на сознательном вызове советской власти. У Григорьева видим полное абстрагирование и уход от советских реалий. В этом плане он не советский художник, и поэтому, наверное, будет актуален всегда.

Алмаз Загрутдинов

Дата события:
29 октября - 21 ноября 2014 года
Места:
Центр современной культуры "Смена"

Комментарии (0)

Купить журнал: