18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

«ШизАрт»: о чем рисуют шизофреники

На этой неделе в Казани открылась весьма необычная выставка. В галерее «ШизАрт» нет натюрмортов или пейзажей. На картинах души — портреты внутренних состояний душевнобольных людей. Их чувства, эмоции, переживания. Все это работы пациентов с диагнозом маниакально-депрессивный психоз и шизофрения. Корреспондент сайта Собака.ru побеседовал с куратором галереи Игорем Милованкиным.

 

На выставке действительно рисунки шизофреников?

В 2010 году экспозиция нашей первой выставки на девяносто процентов состояла из рисунков психически больных людей. И тогда же стали приходить посетители — в основном подростки, — и спрашивали: «У меня похожие рисунки, я сумасшедший?». В результате, за четыре года наших гастролей по России набралась коллекция картин посетителей — таких же ярких личностей со своим взглядом на мир.

Сегодня у нас очень яркая галерея. В ней и коллекция профессора Александрова — рисунки шизофреников с 1949 года, и работы людей, которые находятся на лечении в клинике, и рисунки «обычных» подростков. Очень часто люди спрашивают: «У кого из них есть диагноз, а у кого нет?» А вы сами разберитесь. То, что у вас нет диагноза, хотя вы яркая личность, это не ваша заслуга, а недосмотр психиатров. Диагноз можно поставить любому, у кого есть мало-мальские скачки настроения. Что уж говорить о детях, которые рисуют подобные картины. Естественно, родители хватают их в охапку и ведут к врачу: «Дайте таблетку, чтобы мой ребенок стал нормальным».

В Казани, кстати, выставка поделена на три части: треть ее составляют картины людей с диагнозом шизофрении, треть - люди-самоубийцы, которых мы потеряли за прошедшие четыре года и остальные - люди, которые смогли «выбраться» и побороться за свою судьбу.

Были ли какие-то сложности из-за столь необычной темы выставки?

Впервые выставка собралась в Челябинске в 2010 году, и ее в город не пустили. «Держите психов в психушке», - сказали нам и не дали никакого помещения. Даже когда мы договорились провести выставку в одном бомбоубежище, власти стали получать письма с негодованиями и требованиями запретить ее. В итоге первую выставку мы открыли на свалке в заброшенном здании в промзоне Челябинска. От конечной остановки транспорта нужно было идти еще полтора километра. Однако, за месяц нас посетило 1 500 человек, и это был настоящий резонанс. Вторую выставку мы уже согласовывали с администрацией и провели в старой заброшенной больнице Петрозаводска. Третья выставка была все-таки в бомбоубежище. За несколько лет мы посетили Карталы, Тольятти, Москву, Магнитогорск. Теперь вот в Казани.

Есть ли какая-то схожесть тем в картинах?

Посмотрите экспозицию. Очень яркий пример – четыре рисунка двух разных авторов, в которых один и тот же мотив – прощание с детством. Как вы видите, рисунки очень похожи стилистически, хотя дети не знакомы друг с другом. Когда начинаешь с ними общаться, они одинаково отвечают на вопросы о своих работах.

Заклеенный рот: потому что все считают меня маленькой и никто не хочет слушать. «Не перебивай», «Замолчи», «Делай то, что тебе говорят».

Медвежонок: единственный проводник в мир взрослых, единственный друг с детства, которому рассказываешь все страхи, сомнения, мечты. Ни разу он не сказал: «Отвали, я занят», никогда не проболтался, не предал.

Нож и деревянная нога: неготовность быть взрослым. Мальчик более агрессивен: этот мир жесток, мне нужно будет себя защищать. Девочка с помощью этой деревянной ноги демонстрирует свою слабость.

Все мы мыслим одинаковыми образами, и в картинах вы будете их постоянно встречать. Черно-белые цвета как добро и зло, у детей нет полутонов. Закрытые или сжатые рты. Медвежата. Бабочки, рыбки, птички – мечты. Связанные, скованные или оторванные руки - беспомощность. Глаза – надзор общества.

Какой возраст у художников?

Нашим авторам от тринадцати до двадцати лет. Знаете, всегда найдется человек, который на твое двадцатилетие подойдет и шепнет на ушко: «Ну что, третий десяток пошел?» И, видимо, на уровне подсознания срабатывает некий щелчок: начинаешь думать, что хватит бороться с этим миром, что-то там рисовать и кому-то доказывать, пора бы взяться за ум, карьеру строить, семью... И к своим двадцати пяти даже самый яркий гений превращается в обычного взрослого человека. Все думают: «Вот потом, когда-нибудь, я обязательно к этому вернусь». Это «потом», к сожалению, уже никогда не наступает.

 

Текст: Ольга Вольшинец

 

Комментарии (0)

Купить журнал: