18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

«Театр у школьной доски»: танцы по Чехову, азартные игры по Распутину и хоррор по Кутую

6-7 июля в Учебном театре Казанского театрального училища показали три пьесы длиной в 45 минут по произведениям из школьной программы. Фонд поддержки современного искусства «Живой город» надеется, что они отправятся в учебном году в школы города. Первыми спектакли увидели театральные мастера, актеры, просто сочувствующие, чиновники из министерств культуры и образования.

Проект «Театр у школьной доски» придумал и провел в Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге Олег Лоевский (причастный ко всем театральным затеям «Фонда»). Принципы таков: спектакль длится столько же, сколько урок, ставится по тексту из учебника, героям произведений должно быть примерно столько же, сколько зрителям. Причем подросткам не нужно идти в театр - он приезжает к ним сам, причем бесплатно.Для этого, по словам директора «Живого города» Инна Яркова, они сейчас договариваются с министерством образования о том, что роль медиатора выполняло ведомство.

Минкульт, между тем, выделил на проект 500 тыс. рублей, причем актеры - это студенты училища - работает бесплатно. Главный режиссер Елецкого драматического театра «Бенефис» Радион Букаев в сжатые сроки он собрал три спектакля: «Уроки французского» Валентина Распутина, «Чехов. Под музыку» по рассказам Антона Чехова и «Приключения Рустема» Аделя Кутуя.

Самой классической постановкой оказалась распутинская, в которой, напомним, преподавательница играет с учеником в игру «замеряшки», чтобы, таким образом, давать ему деньги на лечение малокровия - здесь сложным, как оказалось, обучение самих актеров в уличные игры - с публикации рассказа 1973 мода на них поменялась.

«Приключения Рустема»

«Приключения Рустема»

Другие два спектакля выстроены по более любопытным методам. В чеховских рассказах (среди них - классические «Злой мальчик», «Радость») сюжет двигают не только актеры, но и музыка, которую играет (порой, все же, фальшиво) половина труппы, заставляя героев впадать то в раж, то в сон. При этом из декораций - только подвижные занавески и стулья для музыкантов. Актеры сверхэмоционально отыгрывают сцены, так что не смеяться невозможно. Хотя завлит Камаловского театра Нияз Игламов и обратил внимание, что им нужен хороший преподаватель по технике речи - ведь выступать им придется не в театрах, а в сложных по акустике школьных залах. Да еще и с самым сложным на свете зрителем. Спектакль по Чехову зрителю могли уже видеть в виде эскиза на лаборатории «Город Арт-Подготовка».

«Чехов. Под музыку», репетиции

«Чехов. Под музыку», репетиции

Страшновато детям будет на «Приключениях Рустема». Рассказ о мальчике, который стал невидимым, подан близко к тексту. На сцене из видимых персонажей - только милиционер, появляющийся в середине спектакля. Во всем остальном вместо людей - размахивающие рукавами костюмы, отодвигающиеся стулья, хлопающие двери, стук клавиш пианино. Чудесная ночь с поеданием волшебного папоротника, давшего невидимость - это театр теней. А война - самолетики под потолком, падающие на сцену фонарики, игрушечные фигурки солдат и танков. И все это - под музыку Тихона Хренникова-младшего. Таким образом, создателям удалось избежать чрезмерного пафоса, а через условность и намеренно инфантильный взгляд показать восприятие войны так, как, верно, хотел Адель Кутуй. Хотя, безусловно, необходимо еще поработать над тем, что тени смотрелись выразительно, в словах милиционера звучала хоть какая-то тревога, а одежды родителей в диалога не дергались хаотично.

Также фонд готовит проект «Классная драма». «Это театральный социальный проект, когда группа детей сложного подросткового возраста пишет пьесы, с помощью профессионального драматурга, который помогает им сформулировать мысли. Пьесы - по 5-7 минут, - говорила в интервью «Собаке» Яркова. - И потом профессиональные режиссеры делают пьесы-альманахи. Это важно с социальной и театральной точки зрения. Я участвовала в подобном проекте, и это удивительно, что обычного человека рождается больше интересных, неправильных, хоть порой и некрасиво сложенных идей и мыслей, чем у драматурга».

Радиф Кашапов

Фото: Юлия Калинина

Комментарии (0)

Купить журнал: