18+
  • Город
  • Недвижимость
Недвижимость

Сказание о слободах: Кировский район

«Собака.ru» начинает пристально изучать нецентральную столицу. Здесь живет большинство горожан, здесь не меньше истории и лирики, чем на Пушкинской или Булаке. Стартуем с казанского Заречья – явление занятного. Совсем рядом с Кремлем, это место – смешение культурных памятников, промышленных мастодонтов, пустошей, многоэтажек разных эпох, лес и озер.

ИСТОРИЯ

Современный Кировский район начал формироваться после революции, когда сначала из Адмиралтейской и Ягодной появился Объединенно-Слободской район, позже он стала Зареченским, потом Пролетарским, а в 1935 году - Кировским. Поэтому его история, в первую, это летопись слобод.

Начнем с Адмиралтейской. Надо отметить, что речные суда строили и ранее, ведь на месте слободы располагалось древнее татарское поселение Бишбалта (с татарского «Пять топоров»), которое славилась и обилием лесов, и мастерами. От него сейчас осталось татарского кладбище. Татары, чуваши, марийцы и стали, в итоге, силой слободы, лашманами-лесорубами, сплавщиками, пильщиками.

Адмиралтейство просуществовало до 1829 года, а потом переехало в Астрахань, а здесь продолжали готовить корабельный лес и пумповые кожи для откачки воды. Слобода вошла в состав города, хотя здесь и в то время паслись коровы, гуси, куры, бродили собаки. Вплоть до 1956 года здесь стояла галера «Тверь», на которой путешествовала от Твери до Симбирска Екатерина II: двенадцативесельное судно просто сгорело.

В 1786 году императрица повелела строить здесь Пороховой завод, что стало основой еще для одной свободы. Руководил процессом будущий губернатор — Семен Баратаев. У завода было свое электрическое освещение и конно-железная дорога, он снабжал порохом Поволжье, Сибирь, Среднюю Азию и Кавказ, в том числе — бездымным.

Еще одна слобода – Ягодная. По легенде, ее имя – «Җиләкле» - возникло из-за местного ягодного леса, где росла малина, земляника, черника, клубника, и одноименной деревни. После взятия Казани в 1552 году Иваном Грозным здесь стали жить и русские, а село стало называться Ягодная Поляна.

Промышленный статус района еще вырос, когда была построена Московско-Казанская железная дорога и основаны предприятия братьев Алафузовых (кожи, амуниция, холсты, брезент, сукно, пряжа). В конце XIX века сюда стал ходить трамвай, а после революции этот район стал активно застраиваться и разрастаться. В 1956 году, с появлением Куйбышевской ГЭС, исчезла пристань, чтобы не превращать Адмиралтейку в остров, были построены дамбы, отделившие часть русла Казанки, а часть земли за ними, как в Нидерландах, оказались ниже уровня водохранилища

Сейчас здесь находится филиал РЖД, пороховой завод, НИИ химических продуктов, «Казанский Текстиль», «Агротехмашстройсервис», завод строительных конструкций, «Аракчинский гипс» и многое другое. К 2030 году судьба района может кардинально измениться, его хотят превратить в туристический кластер с восстановленной Петровской верфью и парком истории российского флота.

СМОТРЕТЬ

1. Памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. Уникальный храм, созданный под влиянием египетской архитектуры.

2. Зилантов монастырь. Построенный сначала на месте храма-памятника, позднее он был перенесен на гору. Имя мифического змея Зиланта, кстати, в итоге вошло и в официальное название монастыря.

3 . Часовня при Адмиралтейской больнице, ул. Столярова, 37. Немного византийского стиля и неоготики.

4 . Макарьевская церковь, Большая ул., 98. Еще один памятник псевдорусского стиля, пока что — следственный изолятор.

5. Дом Алафузова. ул. Клары Цеткин, 17. От здания, в которой жил хозяин этих мест, остались сейчас одни стены.

6. Пятачок конструктивизма, Адмиралтейская ул, 13.. Пожарная часть, общежитие и проходная КВЗ — все вместе дает представление о смелых архитектурных решениях довоенной эпохи.

7. Кладбище Бишбалта. Все, что осталось от древнего татарского поселения, славного мастерами по дереву.

8. Дом Алафузова, ул. Гладилова, 49. Некогда место для публичных лекция для рабочих, потом - татарский театр юного зрителя, сейчас - центр по поддержке творчески одаренных детей и молодежи «Созвездие-Йолдызлык».

9. Пороховой завод, ул. 1 Мая, 14. Здесь можно увидеть его двухэтажное управление, рядом — деревянным дом, построенный для директора, другие дореволюционные здания стоят на на ул. 25 Октября, 1 и 5, а также на Деловой ул., 13 (это механические мастерские). Практически все здесь уничтожил пожар 1917 года.

10.  Парк Петрова. Эклектичная красная арка, установленная в 1888 году в честь столетия порохового — это место входа в заводской городок, по сути — соцгород, где располагался сгоревший в прошлом десятилетии ДК 10-летия ТАССР.

11.  Мечеть «Рамазан», Окольная ул. 25Б. До 1973 года поблизости стояла мечеть «Барудия» или Первая Пороховая. Рядом — живучий частный сектор.

12.  Храм всех религий, Старо-Аракчинская ул., 4. Открытый теперь всем желающим для осмотра культурный центр, творение Ильдара Ханова, который объединил под одной крышей. основные мировые религии.

13. Детская железная дорога, ул. Алтынова, 4А. Повод съездить в Юдино: милое путешествие длиной в четыре с половиной километра по сосновому лесу — от станции Изумрудная до станции Молодежная.

14. Озера Глубокое и Лебяжье. Летом – солнце, воздух и вода, летом — лыжи, ватрушки и санки.

15. Телевышка. Общедоступное телевещание в Казани появилось, когда на Горьковском шоссе в 1959 году начала работу эта башня высотой в сто восемьдесят два метра.

ТОЧКИ СИЛЫ

16. «Театр. Акт», Адмиралтейская ул. 3, корп. 4. Победители нашей премии «ТОП 50» несколько лет обитают в Адмиралтейке, и только ради них уже стоит сюда ехать — за Вырыпаевым, Макдонахом и Ионеско.

17. Фабрика Алафузова, ул. Гладилова, 55А. Казанская льноткацкая фабрика, рядом с которым, кстати, притаился еще монументальный особняк в стиле классицизма, дом Котелова. Здания середины XIX века сейчас — главный казанский лофт с концертами, рейвами, выставками и прочими ивентами

18. Мечеть «Ярдэм», ул. Серова, 4а. Самый, наверное, социально-ориентированный храм города: здесь, в частности, находится учебно-реабилитационный центр для слепых.

Александра Мустафина
Музыкант группы Juna
Мой любимый веломаршрут таков: от Горьковского шоссе доезжаю до Лебяжьего, оттуда сворачиваю в лес и через сабантуйную поляну выезжаю к Изумрудному с противоположной от официального пляжа стороны. Если жарко, можно искупаться. Эта дорога для меня сродни медитации. Если идти от улицы 1 мая, через дворы, и гаражи, перебраться через ветхий мостик над старым руслом Казанки, можно попасть в поселок, а затем уже в монастырь. Но это хардкорный путь, есть гораздо проще, но когда тебе не очень много лет, ищешь приключения и находишь их.
Парк имени Петрова - это место для меня дорого прежде всего, как воспоминание. Сейчас там просто обыкновенный милый парк, но лет десять назад это было место суровых ледовых зимних баталий. Там стояли большие железные горки и с самого памятника при входе в парк постоянно катались кто на чем мог.
Чего я никак не могла назвать из любимых мест в Кировском – это кафе и рестораны. Их там просто нет нормальных, с интересной атмосферой, с историей. Нельзя просто выйти погулять и посидеть в тихой кофейне, вокруг либо столовые, либо шумные бары, либо .пекарни. Мне бы хотелось, чтобы появились такие точки на карте города.
Ильшат Латыпов
Заместитель директора театра Камала по маркетингу и PR
Вот уже тридцать один год я живу в Кировском районе. Говорят, что его жители каким-то магическим образом связаны между собой. Краевед Саначин утверждал, что так сложилось исторически – раньше здесь жили, в основном, рабочие Порохового завода, друг друга хорошо знающие. Не берусь судить, насколько это соответствует правде, однако, в памяти четко отложилось одно воспоминание. Знакомая жены, во время совместных прогулок с детьми, поделилась мыслями, что они собираются купить квартиру и рассматривают вариант исключительно в Кировском районе. Мне, наоборот, хочется вырваться из этого района (скорее всего играет желание сбежать из-под ока родителей, которые прожили здесь всю жизнь), а они сознательно решают остаться здесь.
С районом у меня связаны самые разные воспоминания. Как теплые, так и не очень. Школьное время прошло в страхе, что до тебя докопаются гопники, которых было очень много было в нашей округе – на Горьковском шоссе, Окольной, Светлой, Телевышке. Боялись, что отберут деньги или одежду. Мы с другом старались обходить наиболее злачные места, деньги на обед прятали в носки. В студенческие годы стало спокойнее – криминальные девяностые остались позади. Кстати, учась на истфаке КГУ, я искренне удивлялся тому, что никто из моих одногруппников не живет в Кировском.

Андрей Питулов
Владелец Alafuzov Loft
На озером Глубоком прошла сознательная часть моего детства и юности, когда мне уже было разрешено самостоятельно передвигаться, и мы с пацанами из двора гоняли туда на велосипедах купаться, или туда же ходили из лагерей. Потом я открыл озеро Изумрудное, тогда еще Карьер, очень хорошо помню, как он был еще маленький и как увеличивался каждый год, и как там двадцать лет назад прошел первый опенэйр. Помню старые, сейчас почти заброшенные гаражи под парком Петрова, у деда мы иногда ходили туда ставить машину. Они походили на какой-то Шанхай, построенный диким способом, один к другому, абсолютно хаотично, там мы мальчишками приходили по весне играть в ниндзя, а в мае бегали по крышам по насту и прыгали с них в сугробы.
Самым мои любимым местом сейчас является улица Гладилова. Там находилась квартира моей бабушки, где я прожил до четырех лет, после регулярно приходил туда к ней и все мое детство прошло на недострое, который потом превратился в банк «Заречье», как раз напротив льнокомбината и фабрики, куда я и вернулся спустя много лет восстанавливать это здание и ревитализировать эту территорию. Сейчас я с огромным удовольствием хожу по территории комбината , смотрю на ремонтируемый Алафузовский театр и представляю как через несколько лет это будет потрясающее место, где история переплетается с новыми направлениями архитектуры, дизайна и творчества.

Фото:

Комментарии (0)

Купить журнал: