18+
  • Город
  • Город
Город

Курбан-байрам, как праздник жертвоприношения

В день одного из главных мусульманских праздников наш бесстрашный фотограф Юлия Калинина отправилась туда, где режут баранов, чтобы показать всю суровую сакральность этого действа. Потому что Ид аль-Адха, как его называют арабы, это праздник жертвы.

Юлия Калинина

Самое странное (или страшное), что жертвы - это единственное, что по-настоящему объединяет человечество. Не в том, что мы становимся чем-то единым, а том, что это, в сущности, единый обряд на всех.

В комплексе «Курбан-байрам» на улице братьев Петряевых (это в Старо-Татарской слободе) я прошла путь от кассы и общего загона до узкого коридора по которому баран идет в руки тех кто принесет его в жертву. Коридор из досок так узок что пройти его можно только самому и только в одиночестве. Как правило, здесь баран уже не сопротивляется и идет сам.

Я сама не вегетарианец и потому у меня такое ощущение, что отворачиваться от забоя и крови, в моем случае, слабовольно. Но меня реально подташнивает от собственных фото, особенно от пенька с кровью».

 

Ильшат Саетов

научный руководитель Центра исламоведения Фонда Марджани

Жертвоприношение в том или ином виде сопровождает человечество с самого его появления на свет. Задобрить судьбу, Бога, природу и другие не зависящие от людей высшие силы всегда было одним из способов получить что-то взамен, быть ими облагодетельствованным. Ислам в этом плане - не исключение. Ритуал жертвоприношения, связанный с легендой об Аврааме, стал одним из двух главных праздников у мусульман. В соответствии с преданием, Всевышний приказал Аврааму принести в жертву самое ценное, что у него было - своего сына Исмаила, рождения которого они ждали с Агарью десятилетиями.

После некоторых колебаний, пророк решился на это, и его сын также был готов подчиниться приказу Бога. Однако в последний момент Всемилостивый заменил жертву и послал Аврааму барашка. Ислам, как развитая монотеистическая религия, отрицает зависимость милости Божьей от жертвоприношения, и вкладывает в ритуал более высокий смысл. Чем богобоязненней мусульманин, тем более ценными, и не только материальными, вещами он готов жертвовать ради Аллаха, при этом не ожидая немедленного пролития благ взамен на бренную землю. Он готов отложить награду до загробной жизни, а то и вовсе не ждать ничего, довольствуясь только Его одобрением.

Кстати, у тюрков прижилось название Курбан (в отличие от арабского «аль-Адха»), которое означает «близость», естественно, к Богу. Кроме того, мусульманский байрам имеет четкую социальную направленность. Люди собираются вместе на намаз утром, а те, кто имеет возможность купить барашка, часть коровы или верблюда, раздают две трети (а чаще – еще больше) от своей доли мяса родным, близким и неимущим, устраивают застолья и чаепития».

 

Комментарии (0)

Купить журнал: