Хедлайнером серии эксперт-классов Made in Kazan стал Ричард Флорида, который, как и другие спикеры, посетил Казань в рамках заседания исполнительного бюро Всемирной организации «Объединенные города и местные власти». И заодно прочел лекцию о том, как он додумался до теории креативного класса - главной силе 21 века.
Флориде 59 лет, он доктор философии, экономист, профессор Школы менеджмента имени Джозефа Ротмана в Торонтском университете. На русский переведены три его книги: «Креативный класс: люди, которые меняют будущее», «Большая перезагрузка: как кризис изменит наш образ жизни и рынок труда» и «Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства».
Еще 100 лет назад до 90% населения любой страны занимались сельским хозяйством. Даже в самых продвинутых странах доля сельскохозяйственных работников превышала 50%. Уже в 1950-60 годах в США, СССР, Германии, Великобритании и Франции более половины населения были заняты на производстве. Люди стали промышленными агентами. Сейчас в продвинутых странах (например, в Канаде, где я живу) менее 1% рабочей силы занято в сельском хозяйстве. и 5% в промышленной сфере. Это означает, что 90% из нас занимаются чем-то еще.
Об этом мало кто говорит. И мы продолжаем думать о себе, как о производственных обществах, хотя есть люди, которые говорят, что сейчас в мире преобладает сервисная экономика, экономика информации и технологий. Питер Друкер в середине 20 века проводил исследования в General Motors (самой крупной промышленной корпорации того времени) и уже тогда заметил сдвиг от промышленной экономики в сторону «экономики мозгов». Он отметил, что источник богатства это не производство, а знания. И это не те знания, что дают нам в школе, а шире - готовность к взаимодействию, нестандартному мышлению, производству технологий. Это в сущности зовется креативностью.
Начало креативной революции пришлось на конец 1960-х годов. Это было связано с мощным движением контркультуры - хиппи, The Beatles и Вудсток. Уже в 1980-х это привело к тому, что 1/3 работоспособного населения можно было отнести к креативному классу. Это работники здравоохранения, образования, бизнеса, культуры и искусства. В скандинавских странах или некоторых азиатских вроде Сингапура доля креативного класса доходит до 45%, в больших городах-агломерациях до 60%, а городских центрах 80-90%. И именно эти люди, которые не занимаются производством, обеспечивают экономический рост. Ученые, художники, предприниматели - это и есть основные движущие силы.
Однажды я прочел в газете, как крупная компания решила переехать из Питсбурга в Бостон. Обычно компании переезжают, чтобы снизить издержки. Но в этом случае это было не так. В Бостоне дороже жизнь и выше налоги. Компания просто хотела получить доступ к людям, к разработчикам, к технологам, которые уже жили в Бостоне. Этот тот случай, когда компания пошла на встречу к креативному классу, к своим будущим сотрудникам, так как не смогла привлечь их к себе. Сегодня важны люди. Если построить город для креативных людей, остальные составные части успеха последуют за этим. Сейчас преуспевают именно такие города.
Большое количество стартапов США сконцентрированы в Сан-Франциско. В чем его секрет? Технологии и талант были и в Питсбурге тоже, но люди предпочитали покинуть этот город. В Сан-Франциско, напротив, большой процент приезжего населения. Креативный класс разнообразен и, чтобы удержать его у себя, необходима толерантность. Это и может предложить Сан-Франциско. Креативность есть в каждом из нас: в мужчине и женщине, независимо от нации и культуры, религиозных предпочтений, сексуальной ориентации и так далее. Нужны лишь условия, чтобы раскрыть ее. Это правило трех Т: технологии, талант, толерантность.
Среди важных решений, которые люди принимают в жизни, одно из главных мест занимает выбор места для жизни. Особенно это актуально для молодых людей, у которых еще нет семьи и детей. Креативной экономике нужны города, так как все изобретения идут не от компаний, а от людей, населяющих город. Город должен стать насыщенным, предлагать людям возможности. Как же добиться этого? Людей не привлекает качество жизни, их привлекает качество места. В большом глобализованном мире, люди стремятся к уникальности. Поэтому города должны быть уникальными. За счет этого достигается качество места. Это может быть уникальный ландшафт, события или история. Люди хотят иметь связь с местом, поэтому нельзя игнорировать историю. Новые идеи требуют старых зданий - это важный вывод. Иначе в чем, по-вашему, секрет популярности лофтов?
Комментарии (0)