18+
  • Город
  • Город
Город

Анна Русс: в погоне за белым кроликом

Казанский поэт — о фестивале «Алиса в Стране Чудес», в рамках которого ежедневно будут проходить вечерние мероприятия, выставки, концерты и инсталляции.

Откуда появилась идея этого фестиваля по "Алисе в стране чудес? Что было первой мыслью?

Было много всего. С одной стороны, этот «Циферблат» всегда был «Циферблатом» Алисы, таким он был придуман. Постепенно это ушло на задний план. Был один Новый Год в таком стиле, а потом были совсем другие, разные мероприятия.

Однако после смены руководства новая управляющая сказала, что она бы очень хотела возродить тему Алисы, и эта мысль осталась в голове. Позже появилась идея совместного арт-проекта художников и столяров. Художники рисуют эскизы необычных столов, имеющих отношение к тематике «Алисы в стране чудес», а столяры немедленно их реализуют. Я пришла к Злате (управляющей) и предложила сделать конкурс инсталляций. Различные миниатюры по всему «Циферблату». Очень в духе Алисы, которая постоянно становится то меньше, то больше.

Тут мы решили, что так много различных идей было бы хорошо объединить в один фестиваль. Долго обсуждали: делать его размером в два дня или целый месяц, но остановились на неделе. И в эту неделю мы проведём все мероприятия, так или иначе связанные с «Алисой в стране чудес». А я думаю об этом уже лет восемь. Как было бы классно сделать концерт, перфоманс, всех нарядить в разных зайцев-кроликов.

И поскольку «Циферблат» - это общее место, всем известное, то мы решили, что должно получиться интересно. Прежде всего, мы сами получим удовольствие. «Циферблат» - место совершенно некоммерческое. Никаких дорогостоящих входных билетов здесь не будет. Мы сделаем фестиваль исключительно по своей инициативе. Все просто взяли и сказали: мы будем это делать просто так. Без зарплат, без процентов. Посмотрим, возможна ли в наше время такая штука. И единомышленников собралось немало.

«Алиса в стране чудес» - это сказка. Будет ли в этом мероприятии что-то для детей или оно исключительно для взрослых?

Поскольку это сказка, то она будет интересна для детей в любом случае. У нас будет одно детское мероприятия, но мы ничего не разделяли на детское и взрослое. Сама книжка не очень детская. Но при этом, когда ты читаешь её в детстве, то получаешь удовольствие от одного, а читая во взрослом возрасте – от другого. Если на все мероприятия придут дети, то им будет интересно. Миниатюры - это интересно. Костюмированные перфомансы - это интересно, маскарад, как в Новый Год. Концерт - это интересно. Посидеть в чайной Синей Гусеницы, надеть цилиндр Безумного Шляпника или маску зайца и получить красивое фото за длинным столом, как на постере фильма – еще как интересно.

А будут ли эти мероприятия интересны человеку, который не задействован в искусстве? Простому обывателю, не музыканту, не художнику?

Очень сложно это себе представить: человек, не задействованный в искусстве. Люди, которые ходят в кино - они не задействованы в искусстве или задействованы? Они же смотрят кино, это искусство. Или они читают книги, прикасаясь к искусству.

У всех был Новый год и все любят «переодевалки», по крайней мере, большинство. Допускаю, что будут какие-то люди, которые скажут, что фестиваль Алисы, концерт, перфоманс, инсталляции – это непро них, они не пойдут. Но мне кажется, что людей, которые не пойдут, именно потому что не по них, а не потому что не смогли, например, будет очень немного.

В нескольких интервью писали, что атмосфера в циферблате на Щапова стоит сонная. Будет ли это как-то влиять на все мероприятие?

Атмосфера в «Циферблате» на Щапова бывает разная. Когда я в первый раз пришла в «Циферблат» на Щапова, мы играли там в «Что? Где? Когда?». Потом игра перенеслась на Университетскую. Но когда она была здесь, атмосфера была совсем не сонная, просто вообще. Еще я здесь проводила викторины по воскресеньям, сюда приходила куча людей. Они были совершенно не сонные! Была жесть! А вы бы сюда во время мафии пришли…

Может быть, с утра здешняя атмосфера сонная, потому что мероприятия в этом «Циферблате» проходят вечером. Сюда люди случайно не заходят, проходимость маленькая. Здесь очень много таких «сонных» магических мест, много всего красивого, необычного, «другого». Я думаю, что все это в итоге здесь заиграет.

В одном из своих интервью вы говорили, что в Казани совсем другое отношение к культуре, не как в Москве. Тогда почему именно Казань? Из-за Циферблата или были другие причины?

Мы живём в Казани, и здесь сделать такое мероприятие гораздо проще, чем везти его в другой город. Тут скорее вопрос, почему решились.

Это, безусловно, риск. Потому что действительно есть шанс, что в Казани по-прежнему работает синдром «не пойти в последний момент». Это атмосфера города работает или что – я не знаю. Совершеннейшая мистика. Просто пора идти, а люди вдруг решают остаться на диване.
Но с момента, как я приехала в Казань из Москвы в 2008-м году, город постоянно меняется. Каждый раз я приезжаю и обнаруживаю место, которое внезапно выросло, заработало, какое-то время проработало, потом, может быть, закрылось, к сожалению. Но пока оно работало, это место было прекрасно. В Казани очень много людей, верящих в бытовую магию. В то, что можно просто взять, сделать что-то крутое и все будут рады, и на этом можно заработать денег даже иногда.

И с Циферблатом такая история. Многие думали, что место, где нет фиксированной платы за вход, не продержится долго. А оно всеми любимо и процветает. И это пример того, что иногда такого рода инициатива просто может взять и сработать. Необычное место – вот, чего хочется, чего недостает. «Смена», «Угол», «Штаб» - все это открылось. И то, что люди ходят в такие места, означает, что они все более и более готовы воспринимать новое.

Другое дело, что немножко страшновато. У Циферблата ведь репутация такого уютного, домашнего места, где тебя немедленно окружат симпатичные девочки и начнут угощать какао и зефирками.
Получится ли у Циферблата сделать массовое серьезное мероприятие? А оно действительно будет действительно выходить за пределы обычного циферблатовского. Мы будем в это верить, попытаемся сделать все, чтоб получился праздник. Самое главное, чтобы люди пришли. Если они придут, все будет потрясающе. Всегда же все зависит от людей.

Вы считаете, что люди могут измениться в этом отношении?

Они все к этому стремятся. Просто надо начать. Знаете, как с утренней зарядкой. Сначала тебе кажется, что это невыносимо тяжело, а потом привыкаешь, и не понимаешь, как без этого жил.

Вот ты видишь мероприятие, на которое бы ты хотел бы сходить, но что-то же тебя неуловимо тянет обратно на диван. А один раз оторвался, один раз пошёл, и дальше уже будет легче - и второй раз, и третий. И мне кажется, что сейчас есть эта волна, когда люди правда готовы встать и пойти.

Если говорить об изменениях людей, все знают вас как писателя, творческую личность, но сейчас вы неожиданно организовываете фестиваль. Что изменилось в вас?

Во-первых, это мне совершенно не мешает быть писателем и творческой личностью. И я, скорее, один из идейных вдохновителей. Из тех, кто этот фестиваль видит целиком и примерно знает, как объяснить организаторам, что и как он видит. Я взяла на себя организацию конкретно конкурса инсталляций, выставки. Это будут миниатюры. Допустим, видишь здесь большой ящик. В нем ничего нет, кроме одной большой замочной скважины. Заглядываешь туда, а внутри мир. И все это очень маленькое. Маленькая Алиса, маленькие двери, в которые она может зайти, маленький столик с ключиком от двери в сад. Или ты видишь домик, в нем крошечная мебель и очень большая Алиса. Одну руку она высунула в окно, а ногу - в каминную трубу. Это почти сцена из книги.

Такие вещи могут повлиять на отношение людей к искусству в целом? К искусству в Казани, в частности. У нас все считают, что искусство - это Петербургская архитектура и Московские выставки.

Да, когда слово "искусство" приходит в голову, сразу вспоминаешь полотно из Русского музея. Почему вдруг организация фестиваля? Я больше года работала управляющей в «Циферблате». Это меня саму очень сильно удивило - я способна к организаторской работе. И поэтому я надеюсь, что и здесь оно получится.

Будет ли фестиваль интересен тем, кто не читал книгу Кэрролла? Или тем, кто считает, что сказки – это для детей?

Наверняка. Например, какая забавная ситуация. Есть куча людей, которые книжку "Алиса в стране чудес" не читали. Но при этом они все охотно посмотрели фильм Бертона. А он, прямо скажем, весьма опосредованное отношение имеет к оригинальной книжке. Но все, когда шли на этот фильм, видели постеры, видели Зайца, Кота, Шляпника, красную Королеву, и пошли на фильм. Им было интересно. Но они же понимали, что это, скорее всего, будет сказка. И она будет не похожа на такие фильмы, как, например, Дэдпул или исторические драмы.

На самом деле люди очень тянутся к красоте. Я очень надеюсь, что нам удастся сделать фестиваль, который будет красивым. Таким, как я его вижу, как видят люди из нашей команды. Мы постараемся все сделать, чтобы преобразить «Циферблат». Все, что здесь будет в это время, все будет в заданной тематике. А она обширная.

Я вообще считаюсь в нашей команде экспертом по книжке, ко мне обращаются за цитатами, за образами, потому что я помню близко к тексту. И мне хочется, чтобы какая книжка, такой бы был и фестиваль.

Очень многие говорят, что Алиса в стране чудес - такая удивительная девочка, которая смотрит на все это с широко открытыми глазами. На самом деле, Алиса - это образ обычного, нормального человека. Девочка из мира, в котором есть абсолютная логика. И она живёт по очень четким правилам. Она знает, как надо себя вести маленьким девочкам, как надо жить, знает, что за чем следует в жизни. И она попадает в место, где все эти законы не работают.
Очень хочется, чтобы именно это и произошло с теми, кто сюда придёт. Они приходят сюда, как эта рациональная, умненькая, толковая девочка Алиса, которая видит, что в этом мире все по-другому и пытается понять, какие же законы в нем работают. А в нем работают не законы, а совсем другая штука. И именно это хочется передать, даже через какие-то символы. Хотелось бы, чтобы эта атмосфера была передана, психоделическая что ли, в хорошем смысле этого слова, как мультфильмы Саакянца или Райана Ларкина.

 

 

Вы сами руководствовались скорее книгой, чем фильмом Бертона?

Книга культовая, а фильм - одна из многочисленных экранизаций. И мы, кстати, очень хотели бы показать на киноночи другие экранизации, инсценировки театральные.

Фильм Бертона - один из множеств. Это его индивидуальная трактовка, которая очень далека от оригинальной книги, потому что в фильме есть сюжет, интрига, взаимоотношения всех в этой стране.

А в книге их нет, потому что эта книга - про сон. Сон - такая штука… Когда ты в нем находишься, тебе кажется, что ты все понимаешь. А когда ты из него выходишь, пересказать его уже не можешь, потому что ты в реальности, и невозможно словами и образами из этой реальности пересказать то, что ты видел.

Конечно, мы ориентируемся на книгу, потому что книга - это целый мир. Как хочешь, так себе и представляй, что ты хочешь видеть в качестве главной линии, то и видь.

«Циферблат» на неделю станет особым, совсем другим миром, который больше похож на сон, чем на действительную реальность?

Да, хочется попробовать что-то такое сделать. Люди обычно используют слово «абсурд», но поскольку это слово часто используется и в других контекстах, то оно кажется слишком односторонне эмоционально окрашенным. Хочется изменить это место, хочется, чтобы увидели что-то другое, хочется, чтобы люди, когда сюда попали, чувствовали, что вокруг как-то все как-то страннее и страннее, чудесатее и чудесатее, как в книге. Посмотрим, насколько это получится. Мы все очень сильно верим, что так будет, как мы хотим.

Как сейчас идёт подготовка?

Она идёт так, как будто мы через три дня все это будем делать. Очень сильно суетимся. За каждую область отвечает свой человек. Один - за визуальную часть, другой - за концертную часть, третий - за интеллектуальные мероприятия. Постоянно обсуждаем.

Кем вы будете во всем этом фестивале? Алисой, Шляпником, гусеницей, Чеширом?

Я, наверное, буду кем-то вроде Белого Кролика, который ходит мимо всех и проверяет: «О, нормально, хорошо, Герцогиня будет довольна, Королева будет довольна, отлично!»

Надеюсь, что с вами в качестве Белого Кролика фестиваль пройдет отлично!

Фестиваль пройдет 22-29 апреля в «Циферблате» на Щапова. Подробное расписание фестиваля - в группе «ВКонтакте»

Дарья Миронова

Дата события:
22 - 29 апреля 2016 года

Комментарии (0)

Купить журнал: