18+
  • Город
  • Город
Город

В Казани - 130 тысяч владельцев велосипедов: итоги круглого стола

В конце прошлой недели в Казанской Ратуше прошел круглый стол по вопросам развития велоинфраструктуры в Казани, в которой участвовало более 25 чиновников и около десяти велоактивистов. Мы выясняли, до чего они договорились. И кто должен строить для них вело-боксы.

В Казани насчитывается около 130 тысяч владельцев велосипедов. Серьезный электорат. Эта цифра была названа в заседании, состоявшемся по инициативе депутата Казгордумы, заместителя председателя постоянной комиссии по вопросам законности, правопорядка и местному самоуправлению Ильдуса Янышева.

Популярность велосипеда в Казани продолжает расти. Об этом свидетельствуют данные научных центров. «Согласно данным научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, который разрабатывает для Казани комплексную схему организации дорожного движения, в городе насчитывается около 100-130 тысяч владельцев велосипедов. За 2014 году в торговых сетях столицы РТ продано около 20 тысяч велосипедов. Всего по Татарстану велопарк составляет 270 тысяч велосипедов с ежегодным приростом около 30%», - сообщил зампредседателя комитета по транспорту исполкома Марат Хисамутдинов. Растет количество участников ежегодного открытия велосезона. В 2015 году их было уже полторы тысячи.

На заседании также присутствовали помощник Президента РТ Наталья Фишман, руководители структурных подразделений Исполкома, представители республиканских ведомств и велоактивисты города, в частности, участники велоклуба «Негонки». По расчетам последних, в крупных магазинах Казани в 2014 году продано 40 тысяч велосипедов. Их средняя стоимость - 17 000 рублей. Также они провели опросов 268 респондентов по проблемам велоинфраструктуры.

При том, что Казань стала третьим в России городом, где внедрили общегородскую систему велопроката (который в этом году задерживается с запуском), городом, где проводятся «Звездная велоночь», разрабатываются веломаршруты по историческому центру и заповедным местам, самих велодорожек здесь нет. Также среди проблем,требующих скорейшего решения, представители велосообществ города назвали отсутствие велосипедной дорожной разметки и дорожных указателей, условий для внеквартирного хранения велосипедов, затрудненность перевозки велосипедов в общественном транспорте, недостаток велопарковок при образовательных учреждениях, торгово-развлекательных центрах и местах массового отдыха.

В планах муниципалитета – расширение системы проката велосипедов с велопарковками, создание новых велосипедных дорожек. По словам главного архитектора города Татьяна Прокофьевой, создание сети велодорожек предусмотрено в проекте планировки территорий «Центр» и «Лесная поляна», автомобильной дороги от Оренбургского тракта до Центра гребных видов спорта. Центр и районы Казани планируется оборудовать велосипедной инфраструктурой в соответствии с материалами Комплексной схемы организации дорожного движения города на 2014-2020 годы с перспективой до 2030 года.

Как указала председатель комитета внешних связей и туризма исполнительного комитета Казани Евгения Лодвигова, в этом году «Велоночь» пройдет в ночь на 31 мая не совсем по запланированному маршруту «Удивительная Казань»: «В преддверии чемпионата мира по водным видам спорта маршрут затронет основные водные объекты города и расскажет о гидрологии, истории Кабана, Казанки, Булака и Волги». «В этом году будем изучать историю озер и рек, покатаемся по старинным улочкам Старо-Татарской слободы и славному Кировскому району. Вспомним Тукая и Ильдара Ханова, Екатерину II и Петра Великого, Кафтырева и Девятаева. Рассвет - на Волге!», - обещают московские организаторы «Велоночи»

Отметим, что несмотря на то, что это первый круглый стол о велоинфраструктуре, в более неофициальной форме процесс консультирования велосипедистами чиновников уже идет. С их помощью в комплексную схемы развития дорожного движения до 2020 года было внесено 18 велосипедных маршрутов - правда, требуется их серьезная доработка. Выяснилось также, что в парках помощь по разработке веломаршрутов оказывал советника руководителя департамента транспорта Москвы Алексей Митяев, также велосипедист. К примеру, дорожки свяжут Лядской сад, парк Горького и «Черное озеро».

Словом, разговор шел, судя по диктофонной записи (журналистов на встречу не допустили) порой достаточно информативно, хотя зачастую обе стороны пускались в рассуждения о том, как хорошо с велосипедами в Европе. Одни говорили, чего нет, другие обещали, что построят. Правда, подобные обещания до сих пор не доводились до конца.

Один из курьезных и громких споров начался, когда велоактивисты начали разговор о небольших ангарах для хранения крупногабаритного спортинвентаря у многоквартирных домов. «Скажите, товарищ архитектор, где мне хранить велосипед?», - вопрошал один из них. «Почему это проблема ЖКХ? Сами соберитесь и сделайте! Почему город должен делать за вас? Тысяч 10, наверное, можно собрать и сделать самим. Покажите пример, сделайте у себя во дворе», - через некоторое время резко отреагировал кто-то из чиновников. «Хранение велосипеда, как и любой другой домашней утвари - не обязанность муниципалитета. Мы должны создавать условия, чтобы этот бизнес стал появляться», - отметил Янышев.

Фото из социальных сетей

Фото из социальных сетей

Фарид Ахметов, велоклуб «Негонки»

Считаю, что реализовать в Казани удобную среду для пользователей велосипеда нужно и можно. Это позволит горожанам решать свои транспортные задачи в теплый период времени года, не зависеть от общественного транспорта, экономить средства и время на парковку автомобиля в центре города. Развитие доступных общественных пространств и туризма идут в одном направлении с развитием велоинфрструктуры, так как они дополняют друг друга. В этом процесс идет параллельно с реконструкцией парков и скверов и программой-2016 «Год водоохранных зон Волги и Камы»
Не секрет, что в Казани практически отсутствуют удачные примеры реализованных объектов велоинфраструктуры, и именно этим обуславливается общественный скепсис по этому опросу. Сейчас пришло время начинать предпринимать шаги к решению: 30% ежегодного прироста численности велосипедистов - весьма веский стимул.
Итак, в чем же основные проблемы среднего пользователя велосипеда, который частенько пользуется им для прогулок, и что же мешает ему пользоваться им в качестве транспорта?
1. Отсутствие безопасных маршрутов вне автомобильного потока, освещенных, нешумных.
2. Малое количество пологих съездов с тротуаров, мешающих не только велосипедистам, но и мамашам с колясками.
3. Экология пыльных дорог не мотивирует дышать загазованным воздухом, пачкает одежду.
4. Хранение велосипеда по месту работы. Охраняемые велопарковки.
5. Хранение велосипеда в домашних условиях или в придомовых территориях.
6. Отсутствие возможности принять душ по приезду на место работы в жаркие месяцы лета.
7. Большое количество неудобных развязок и мостов по ходу движения.
8. Отсутствует информационная поддержка на уровне пропаганды СМИ и информационных мобильных технологий.
Нами разработана концепция развития велоинфраструктуры, которая включает социальные, транспортные, градостроительные и спортивные аспекты. Разработан план-проект сети велодорожек в центре города. Составлен план реализации этапов развития.
Однако результат требует комплексного подхода, плотного сотрудничества всех участников процесса и мотивированности городских властей к развитию. При совпадении этих факторов можно совершить качественный перелом в пределах 3-4 лет. Нужна лишь вертикальная воля от руководства республики. Будем на это рассчитывать».

Аля Халикова, велоклуб «Негонки»

Основное различие и главный пункт непонимания между чиновниками и велосипедистами - практицизм велосипедистов, против размытых общих фраз чиновников. Велосипедисты говорят о конкретных проблемах: как утвердить велопарковку, покрытие в парке горького неудачное, мы выпускаем буклеты о ПДД, как проезжать по правилам через мосты Казани, кто из присутствующих в курсе о детской велогонке - лучшей в России? Чиновники обсуждаю абстрактное: в Казани много велосипедистов, надо строить велоинфраструктуру».

Ильдус Янышев, депутат Казгордумы

Круглый стол - это не просто говорильня. Это круглый стол, который организует городская дума. И все, что на нем прозвучало, войдет в детальную резолюцию, который имеет силу официального обращения за исполнением, в первую очередь, исполнительного комитета. Она должны быть внимательно рассмотрена республиканскими организациями. Мы разрабатываем эту резолюцию, чтобы связать велосообщества с возможностями городских властей. Сейчас вызревает вопрос о создании благоприятной среды в парковой зоне, чем занимается помощник президента Наталья Фишман. Необходимо решить вопросы - хранения для города. Думать будем о том как довести до управляющих компаний и КЗИО возможности строительства боксов для велосипедах во дворах. Идея в том, чтобы махину вопросов раскидать, чтобы вырабатывать механизм их решения».

Радиф Кашапов, Алмаз Загрутдинов

Комментарии (1)

  • Александра Шушкова 22 мая, 2016
    Доброго времени суток,велолюбители. Велосезон уже открыт,а торговые центры не готовы к нему. Велопарковки выставлены, но не прикручены к асфальту. Для примера: тц южный в Казани. Осмотрев велопарковки,я направилась внутрь. Когда я зашла в тц с велосипедом меня остановили и попросили пройти с другой стороны к паркингу,в котором можно припарковать велосипед, по словам охраны,следующий охранник с другого входа проводил меня к паркингу,но женщина,сидящая в качестве охраны паркинга отказала мне и послала к начальнику охраны. Начальник охраны Касимов Руслан(отчество не запомнила) довольно неприятным тоном побеседовал со мной. Общий смысл беседы - если вам не нравится,идите лесом. Так же он сказал,что ни в одном Тц не прикручены парковки! И никогда не были прикручены! А это значит, что при удобном случае подъедет газель и погрузиться все велосипеды вместе с парковкой и поминай как звали. Начальник охраны так же утверждал,что ни один велосипед украден не был, а те что были украдены,находились. (Что то слабо верится).В прошлом году парковки были прикручены во многих тц,сама видела, и в южном тоже. Правомерно ли просить безопасности для велосипедистов - таких же участников движения,как все? Считаю что да, почему мы должны страдать от отсутствия безопасности? Почему должны отказывать себе в чашечке кофе или отдыхе из-за страха за свою собственность? Ведь охрана не несет ответственности за наши велосипеды. Я надеюсь что я не одна переживаю,и что у меня найдутся единомышленники. Не так уж много мы просим- прикрутить те велопарковки и направьте на них камеры. Этого будет достаточно.

Купить журнал: