18+
  • Город
  • Город
Город

«Собачьи посиделки»: как это было?

В минувшее воскресенье «Циферблате» на Щапова состоялась открытая дискуссия, организованная сайтом «КЗН.Собака.ru» по следам опубликованного эссе бывшего архитектора и бизнесмена Михаила Каплана на тему развития Казани в последние 25 лет. 

В ходе встречи стало ясно, что во многом взгляды участников совпадают, хотя по некоторым вопросам у присутствующих все же имелись  противоположные взгляды. Сошлись на том, что встречаться нужно чаще и по более конкретным вопросам, в центр города нужно вернуть жизнь, а еще  каждому не мешает начать самостоятельно пользоваться городом и нести за него ответственность. 

Фоторепортаж с мероприятия здесь.

Михаил Каплан Бизнесмен, архитектор — о новых казанцах Я считаю, что за последнее время жизнь стала красивее, талантливее, безопаснее, чем было до

Михаил Каплан

Бизнесмен, архитектор — о новых казанцах

Я считаю, что за последнее время жизнь стала красивее, талантливее, безопаснее, чем было до этого. Взрослые люди помнят, в какой серости мы существовали двадцать пять лет назад, а молодые уже не замечают, что мы живем в цветном и разном мире. Казань не стал грязнее: не верьте тем, кто скажет, что в 1985 году город был чище. Что касается интереса нового поколения городу, то это явление абсолютно новое. Раньше люди в публичном пространстве не говорили, не могли или не хотели обсуждать Казань. Сейчас, кажется, такая потребность есть. Выросли новые казанцы. Они не воссоздадут столицу девятнадцатого века, как бы нам этого не хотелось. Но они хотят пользоваться городом. Они как-то образованы, они, в принципе, обеспечены финансово (не сравнить с нищей молодежью 1985 года), были за рубежом. Поэтому думать надо о том, что можно сделать при помощи этих новых людей. Социально-политические проблемы можно решить только вместе с горожанами. Мы все говорим, что в в центре города нет жизни, мы не убираем собственные дворы, не собираем пластиковые бутылки. Нужно начать пользоваться городом самостоятельно.

Мария Леонтьева Координатор инициативной группы «Парки города» - об обществе, готовом выйти на улицу Казанское городское сообщество существует и

Мария Леонтьева

Координатор инициативной группы «Парки города» - об обществе, готовом выйти на улицу

Казанское городское сообщество существует и готово действовать. Сейчас, видно, настал тот критический момент, когда у сообщества сформировался запрос на то, чтобы условно выйти с ломом и самостоятельно колоть лед. И потом всем вместе от уровня двора выйти на уровень города к власти и бизнесу. Главный наш мотив - это то, что мы тут живем и собираемся жить дальше. У власти и бизнеса интересы короче. Для начала нам всем нужно познакомиться и начать говорить о том, что важно именно для нас. Сообщества должны оформлять свои запросы и посылать их в соответствующие органы. Хотя, если прямо ставить вопрос, есть ли толк в общественных слушаниях, и тому подобных вещах, то у меня ощущение, что пока это просто способ легитимации нужных власти решений.

Сергей Саначин Архитектор-историк — о том, что моллы победили Баумана По большому счету ничего особенного за 25 лет и не случилось. То, что нравится

Сергей Саначин

Архитектор-историк — о том, что моллы победили Баумана

По большому счету ничего особенного за 25 лет и не случилось. То, что нравится нам - во многом результат прогресса в отделочных материалах. В любом случае, Казань - провинциальный город. И на это нужно делать скидку. Я живу около изумительного объекта «Мега», куда тянуться люди со всей Казани, потому что там тепло, чисто, есть куда сходить, есть чем заняться. Они не идут на идиотскую улицу Петербургскую и Баумана, на которых совершенно нечего делать, где в каждом втором доме ювелирный магазин, где холодно и грязно. В Казани моллы заменили открытые пространства, в городе им не осталось альтернативы. В спальных районов жизнь удобнее. Хотя бы можно гулять с коляской. В центре мест для прогулок очень мало.

Иван Мошка Заместитель генерального директора ООО «Ак Барс Инжиниринг» - о том, как спасти архитектора Город, как минимум, не стал хуже. Архитектор

Иван Мошка

Заместитель генерального директора ООО «Ак Барс Инжиниринг» - о том, как спасти архитектора

Город, как минимум, не стал хуже. Архитектор делает то, что хочет заказчик, а заказчик хочет больше денег. Иногда у них что-то получается, в случае, когда экономически обоснованную массу площади облачают в красивую упаковку. Но в основном, конечно, архитектура спальных районов производит удручающее впечатление своей однообразностью. В любом случае, заказчики теперь тоже становятся более взыскательными - они много ездят, много видят, и частенько тоже хотят каких-нибудь более интересных решений. В этой связи им нужно наладить контакт с архитекторами, которые явно готовы творить заново.

Искандер Сайфуллин Музыкант, архитектор, преподаватель — о том, как деревня поменяла город Сейчас основная масса жителей Казани - это, так называемые

Искандер Сайфуллин

Музыкант, архитектор, преподаватель — о том, как деревня поменяла город

Сейчас основная масса жителей Казани - это, так называемые, граждане цивилизации первого поколения, приехавшие из деревень совсем недавно. У них нет тех навыков восприятия и чтения городского пространства, которые есть у потомственных горожан. Сейчас именно такое «чтение» городского пространства и есть поле битвы строителей и власти, которые не воспринимают Казань, как единое целое, а как большое количество разных объектов. Город стал игровой площадкой, в котором все мы - очень временные фигуры. Но город, на самом деле, очень многомерное явление и, в первую очередь, явление культурное, а не удобный инструмент для распила бюджета.

Светлана Хуснутдинова Доцент КФУ — о конфликте приезжих и коренных Назначение жительницы центра, экскурсовода, члена Общества охраны памятников Олеси

Светлана Хуснутдинова

Доцент КФУ — о конфликте приезжих и коренных

Назначение жительницы центра, экскурсовода, члена Общества охраны памятников Олеси Балтусовой помощником президента Республики Татарстан по вопросам сохранения исторического и культурного наследия республики стало как раз тем моментом, когда коренные горожане смогли артикулировать свои ценности. Но ошибка коренных горожан в том, что они не слушают приезжих. Приезжих больше и будет больше. Город будет развиваться за счет них. Коренные жители живут здесь, потому что они здесь выросли, здесь их родной дом и прочее. Но люди приезжают в город не ради домов и парков, а ради других людей. Социальные связи для статуса города не менее важны, чем историчность.

Юрий Копытов Предприниматель — о том, почему важно здороваться с соседями Произошел отток людей в спальные районы. Увеличилось количество людей

Юрий Копытов

Предприниматель — о том, почему важно здороваться с соседями

Произошел отток людей в спальные районы. Увеличилось количество людей, претендующих на места общего пользования. Одно дело, когда живешь в дворе на шесть квартир. Там можно общаться, говорить, договариваться об уборке. Другое дело, когда живешь в коробке на пятьсот семей. Поддерживать контакты уже сложнее. Это, наверное, оказалось неподъемной задачей для людей, которые туда переехали из маленьких дворов в центре. И люди начали отгораживаться. Я вижу ситуацию, когда мы хватаемся за центр, минуя уровень собственного двора. Так как центр кажется чем-то общим, где проще договориться. Но начинать-то нужно со дворов, где можно понять нашу способность договариваться. Центр, несмотря на его важность, напрямую все же на жизнь людей не влияет. Коммуникации горожан между собой, ответственность существовали и раньше. Но сейчас, уехав в совершенно другой по масштабам двор, им сложнее начать делать это с нуля. Поэтому первые люди, к кому нужно идти разговаривать, это соседи.

Тимур Ямашев Общественный активист — о том, почему нас тянет в парк Горького Все решает экономика. В математике есть такое понятие как точка Ферма

Тимур Ямашев

Общественный активист — о том, почему нас тянет в парк Горького

Все решает экономика. В математике есть такое понятие как точка Ферма. Это место, до которого, в среднем, расстояние для всех горожан минимально. В Казани это парк Горького. Пока Казань сохраняет существующую геометрическую структуру центр будет ценен всегда, есть ли историческая застройка или нет. Людям важно доносить, что им выгодно. В Казани, например, низкая экологическая культура, потому что людям никто не объясняет, что экология — это, прежде всего, их здоровье. С исторической застройкой происходит то же самое. Важно объяснить, что стратегически наличие исторического центра выгодно городу, а значит, и жителям.

Записывал Алмаз Загрутдинов

Мнение редактора:

Несколько неожиданно, но вполне предсказуемо выяснилось, что в Казани активистам интересен центр прежде всего потому, что они в нем жили, и для них безумно важны их детские воспоминания о старых улицах. А потому звучали даже мысли, что надо было город законсервировать в стадии доюбилейных вливаний и переломов. И что каждый казанец должен жить ради процветания архитектурных памятников. При этом жителям окраин, которые хотят наряду с вниманием к центру хотят и достойных жизни в спальных районах, похоже, проще переименовать свое Азино или Квартала в отдельный субъект федерации. Но для меня Казань - это и Осиново, и Кировский, и Дербышки, таков вот сейчас город, того, что останавливался в районе Арского поля, уже нет, и нам в нем побывать не удастся. В будущем «КЗН.Собака.ru» собирается обсудить более конкретные вопросы, связанные с градостроительством.

А пока что 18 апреля мы с «Циферблатом» на Щапова проведем информационное препати открытия велосипедного сезона (оно будет 26 апреля) - здесь можно будет узнать о безопасности, моде, путешествия, инфраструктуре, политике - все с приставкой вело-. А 25 апреля в саду «Эрмитаж» пройдет арт-субботник «Грабим Эрмитаж», с музыкой, едой, культурой - и уборкой.

Комментарии (1)

  • Лиля Ezh 8 апр., 2015
    Согласна, Радиф, для меня тоже город - не только центр. И это касается не одной Казани, даже бывая за границей, нам интересно посмотреть спальные районы - настоящую жизнь, ведь все прекрасно осознают - центр для туристов и это не совсем то место, где живут люди. Такое явление вовсе нельзя назвать чисто казанским, во всем мире так)

Купить журнал: