18+
  • Что где есть
  • Герои
Герои

Мария Горшунова: «Кем хотела стать, даже примерно не вспомню, но уж точно не ресторатором»

Первый постсоветский ресторатор Казани развивает свою сеть и ищет новые форматы: пару месяцев назад открылся второй баварский ресторан «Гаштет», а в конце ноября появилась первая пироговая Bulka.

Чем вызвано открытие пироговой после кафе и ресторанов - это эксперимент, завоевание нового рынка?

Отклик на изменившуюся экономическую ситуацию. В период стагнации, даже рецессии ресторанного бизнеса и всякого другого, в условиях наступления санкций и снижения доходов населения нет смысла открывать рестораны. Сейчас более эффективно будет работать фаст-фуд. Как показали первые дни работы, пироговая сразу оказалась востребована: посетителей много, хотя в основном пока берут пироги на вынос. Но там можно и посидеть в приятной обстановке – милый интерьер в стиле прованс, кофе, чай, выпечка и пирожные нашего производства.

На кого рассчитана Bulka и будете ли «печь» следующие?

Мы ориентировались на посетителей разного уровня дохода – от очень низкого до среднего. Цена на выпечку начинается от десяти рублей. Планируем развивать эту сеть в местах хорошего пешеходного трафика: районы офисной дислокации, пешеходные зоны, спальные кварталы.

Вы со знанием дела рассказываете о бизнесе. Такое впечатление, что с детства мечтали стать ресторатором.

Кем хотела стать, даже примерно не вспомню, но уж точно не ресторатором - я продукт советской системы, тогда и понятия о таком занятии не было. Но склад ума всегда был математический. Склонность к бизнесу появилась позднее, когда я поняла, что это такое в принципе.

Почему решились на открытие первого кафе?

В 1991 году меня вместе с половиной коллектива сократили из предприятия «Алгоритм», где работала программистом и электронщиком. И я не противилась. Кто не хотел уходить, остались, некоторые даже работают до сих пор. А я понимала: мне это уже не интересно, надо перешагнуть и забыть. Хотя забыть трудно: общение с теми людьми – интеллигентами, интеллектуалами – многое мне дало.

Как относятся близкие к вашей деятельности? Никогда не говорили: да брось ты, ничего не получится?

Я всегда была самостоятельной и не признающей чужого мнения. Сказала – сделаю, значит – сделаю. Хотя мама действительно мне говорила: зачем ты высовываешься, живи как все. Но на самом деле я не «высовываюсь». Это самореализация, причем материальная – лишь во вторую очередь.

Не было в какой-то момент желания уйти в другую сферу?

У меня был очень хороший первый опыт с пиццерией, и потом все долго шло по нарастающей, в те годы практически не было конкуренции. Хотя мы пережили и безвременье в законодательстве, и бандитские наезды.

У вас разные форматы кафе, ресторанов. Как приходят идеи?

Каждое заведение – веяние времени. С исчезновением так называемой совковой системы общепита людям стало негде поесть, и возник «Сытый папа». Потом захотелось сделать более интересные форматы ресторанного типа. Попробовали и детский формат – «Остров сокровищ», но тема оказалась не слишком востребованной, сейчас кафе работает как банкетный зал. А когда приезжают туристы, им нужно попробовать что-то местное, национальное, поэтому открылась «Пахлава» с узбекской и татарской кухней.

Что для вас бизнес – средство или возможность?

И то, и другое. Каждый ресторан, каждое кафе - как дитя, которое выношено тобой. Растишь его с надеждой на рост и развитие, а расставаться трудно. Хотя закрывались по разным причинам, не обязательно проекты были не успешными. Вот недавно хозяева, у которых мы арендовали помещение на трассе, сами решили заниматься тем же самым на том же месте. Поэтому пришлось купить землю неподалеку, сейчас будем строиться. Вообще, аренда - риск. Однако теперь покупать или строить - тоже риск: со следующего года налог на недвижимость будет начисляться из кадастровой стоимости объекта. И вот тогда никому мало не покажется! Бизнес загоняют в одно неприличное место. Такое впечатление, что наше правительство живет на Луне.

Зачем лично вам при такой занятости в бизнесе депутатство, общественная деятельность?

Всегда хотелось жить в стране реально равных возможностей. Недавно я увидела такую страну – это Новая Зеландия. Там не принято быть очень богатым, нет очень бедных - восемьдесят процентов люди среднего класса. Вот о таком я мечтаю у нас, а ощущение несправедливости, несовершенства в обществе двигает меня к защите бизнеса, благотворительности, борьбе с коррупцией. Возможно, в чем-то я идеалистка.

Главное достижение вашей жизни?

Мне важно было доказать прежде всего себе, что именно я могу. Смогла продержаться в бизнесе двадцать с лишним лет на достаточно высоком уровне, подняться по социальной лестнице, реализоваться в общественной и личной жизни.

Что не удалось, но очень хочется?

Пока нет внуков. А я так хочу внучку Машеньку!

 

Мария Горшунова закончила факультет ВМК КГУ. Первую пиццерию открыла в 1993 году. Сегодня в холдинге компании «Майдан» десять кафе и четыре ресторана. Член Совета по антикоррупционной политике при президенте РТ, республиканского координационного совета по поддержке малого и среднего бизнеса, депутат Казанской Гордумы первого созыва. В 2005 году награждена Орденом «Почетный знак Петра Великого» за значительный личный вклад в развитие экономики регионов России. Лауреат конкурсов«Женщина года», «Руководитель года».

Татьяна Лескова

Фото: Роман Никифоров

Материал из номера:
Декабрь 2014

Комментарии (0)

Купить журнал: