АСТОРИЯ
Сто лет назад открылась гостиница, биография которой повторила все изгибы истории турбулентного ХХ века.
Текст: Анна Сметанина
ГЛАВА 2. СТИЛЬ «АСТОРИИ»
Любой святой мог творить чудеса, но лишь немногие из них могли содержать гостиницу», — шутил Марк Твен, очевидно опираясь на опыт своих не самых удачных путешествий. Гостиница, ставшая воплощением стиля belle epoque, еще в начале прошлого столетия задумывалась как «умный дом», готовый, не в пример ее ровеснику «Титанику», выжить даже после самой суровой катастрофы и выдержать атаку самого придирчивого гостя.
Стены с пробковой звукоизоляцией в номерах, автоматическая система пылесборки берлинской фирмы «А. Борзиг», вентиляция от компании талантливого инженера А. К. Тайпале и освещение с электропроводкой от Санкт-Петербургского арматурно-электрического завода сделали «Асторию» отелем номер один не только в Петербурге, но и в Европе. Даже прислугу гости вызывали, нажимая на кнопку световой сигнализации, и могли связаться с жителями города с помощью недавно появившегося чуда цивилизации — телефона.
«Рог изобилия» на кулинарном конкурсе. 1994 год
Колонны в холлах первого этажа были отделаны мрамором из заальбургских каменоломен. Ванные комнаты, которые запомнились Булгакову так, что удостоились слов в «Мастере и Маргарите», были облицованы керамической плиткой Русско-богемского завода в Петербурге. Люстры изготовила саксонская бронзовая фабрика Вурцена, а посуду поставил немецкий фарфоровый завод Акционерного общества братьев Баушер. Революционными для своего времени стали гигантские панорамные окна в холлах на первом этаже, они позволяли постояльцам любоваться городом, а петербуржцам — наблюдать с улицы за вальяжной жизнью гостей.
Здание в стиле модерн стало не просто красивым отелем, где удобно остановиться на неделю. В 1920-е годы комфорт «Астории» в полной мере оценили обитатели «1-го дома Петросовета», обосновавшиеся здесь на ПМЖ. Маленькая Елена Боннэр, будущая жена академика Сахарова, жила здесь с родителями: «Я сразу полюбила этот дом, он казался мне удивительно красивым: высокие окна, просторные вестибюли, вращающаяся дверь подъезда, серый гранит облицовки и лифт с зеркалами, в которых можно видеть себя со всех сторон».
Сценка в баре из рекламного буклета. 1970-е годы
Удивительно, что после событий 1917 года и даже блокады гостиницу серьезно не ремонтировали. После Второй мировой войны провели на скорую руку восстановительные работы, так чтобы перед интуристами было не стыдно. В итоге, например, рабочие из профсоюза автомобильной промышленности Чехословакии, прибывшие на конгресс профсоюзов в 1945-м, были всем довольны.
В 1965 году по распоряжению Исполкома Ленгорсовета сделали косметический ремонт, которым вряд ли можно было гордиться.Только в 1978-м Ленниипроект выступил с предложением о переоснащении ведущей гостиницы города. «Реконструкция коснется главным образом инженерных устройств: вентиляции, теплоснабжения, пожарной сигнализации, — сообщалось в информационной справке Ленниипроекта. — Будут восстановлены вход в ресторан с улицы Герцена и его вестибюль с фонарем над главным залом, утраченные детали на фасадах — лепные украшения, решетки». На строительные работы по моде того времени позвали финнов. Реставрация легенды заняла несколько лет. Проектировщики решили проявить несоветское усердие и сверялись даже с архивными планировками.
Закрытый бар перед началом реконструкции. 1987 год
И вот к 1991 году блестящая «Астория» возродилась с 213 номерами и тремя ресторанами. Свои исторические места заняли сохранившиеся люстры, канделябры, вазы, фарфоровые тарелки на стенах, скульптуры и картины русских художников конца XIX — начала ХХ века, получившие за прошедшее с 1912 года время статус антиквариата. Значительная часть старинной мебели была заменена новыми качественными репликами из карельской березы. Плюс сентиментальные декораторы вернули в ресторанный зал статую «Застигнутая врасплох». Премьер-министр Великобритании Джон Мейджор был первым ВИП-гостем «Астории», оценившим вид на Исаакиевскую площадь из кабинета в свежем президентском номере.
Вокально-инструментальный ансамбль гостиницы. 1970-е годы
Во второй половине 1990-х в «Асторию» пришли новые владельцы — британская компания Rocco Forte Hotels, которая собрала по всему миру коллекцию пятизвездных отелей, отличающихся уникальным стилем и местоположением. Новые управляющие не пожалели на очередную реставрацию, уже по европейским правилам, около двух десятков миллионов долларов. Именно столько потребовала отделка в фирменном стиле директора по дизайну Rocco Forte Ольги Полицци. Ольге, родной сестре владельца отеля сэра Рокко Форте, делают комплименты строгие архитектурные критики по всему миру — от Абу-Даби до Корнуолла. Говорят, за советами к ней обращалась даже ее подруга Ирина Абрамович, намеревавшаяся вложить отступные экс-супруга в гостиничный бизнес. Действительно, кто как не госпожа Полицци, курирующая стиль в прославленном лондонском Brown's, знает, как должен выглядеть приличный отель.
Формула, сложившаяся в «Астории», такова. По архивным фотографиям Карла Буллы были восстановлены элементы декора 1912 года, в номерах воцарились оливковые, светло-зеленые, голубовато-серебристые и насыщенные бордовые тона. Образ деловой «Астории» XXI века дополнили фитнес-зал с бассейном и бизнес-центр с тремя переговорными комнатами. А льняной текстиль Volga Linen, чайная посуда Императорского фарфорового завода и фотографии артистов Мариинского театра на стенах в номерах отвечают за душевность в пределах нормы.
Номер люкс в «Анлетере». 1994 год
В 1970-е началась история слияния и поглощения расположенной рядом с «Асторией» гостиницы «Англетер». Именовавшаяся тогда «Ленинградской», она превратилась в корпус В своей более знаменитой соседки. В 1987 году «Англетер», в котором 28 декабря 1925 года был найден мертвым поэт Сергей Есенин, был разрушен под аккомпанемент первых в Ленинграде митингов градозащитников, чтобы через несколько лет быть отстроенным заново. В то время был еще раз упущен шанс реализовать мечту Лидваля и построить на месте «Англетера» зеркальное отражение «Астории». После реконструкции, закончившейся в 1991 году, два отеля некоторое время работали как единый гостиничный комплекс. Здания и сейчас соединены между собой проходами, но все же официально считаются разными отелями, хотя и управляются одной и той же компанией Rocco Forte Hotels.
Комментарии (4)