18+
  • Образ жизни
Путешествия

Скромное обаяние Франции

Это путешествие родилось спонтанно: во время дегустации французских вин в энотеке «Код де Вино». Мы разработали очень интересный и в меру насыщенный маршрут по трем винным и гастрономическим регионам Франции – Шампани, Шабли и Бургундии, и отправились в этот захватывающий вояж вместе с группой истинных ценителей вина и любителей гастрономических экспериментов

Шампань

Начали мы с Реймса, неофициальной столицы региона Шампань. Заехали в него в первую очередь ради знаменитого Реймсского собора, в котором короновались почти все короли Франции, и который является выдающимся памятником готической и храмовой архитектуры Европы. Собор действительно поражал воображение: площадью перед ним, фасадом (так не вовремя подвергшимся реставрации), внутренним убранством и, конечно, впечатляющей панорамой, открывающейся с обратной стороны.

После заселения в небольшой отель в деревушке Эперне мы отправились на юг в соседнюю деревню Авиз. Эта область называется Кот-де-Блан или «Белый Склон», все из-за местных почв, состоящих из известняка, а также потому, что это родина самого лучшего Шардоне в Шампани, а также самых тонких и минеральных шампанских. Нас ждало посещение культового, обласканного мировой винной критикой места – хозяйство Ансельма Селосса, винодела-революционера, основоположника философии восприятия шампанского не просто как вина с пузырьками, а как великого вина с большой буквы! После впечатляющей дегустации и экскурсии по очень небольшому погребу, мы отправились на ужин. Прямо рядом с винным погребом находится бутиковый отель с маленьким рестораном авторской кухни (отмеченный, кстати, в гиде Мишлен), которым управляют Стефан и Натали Российон.

Кухня Шампани – абсолютно французская, со всевозможными специалитетами: хорошее местное мясо или дичь, местная же рыба, морепродукты, фуа-гра, трюфель и сыр. Мы намеревались пить в этой части поездки только шампанское и, надо сказать, что выбранное нами розовое прекрасно сочеталось и с каштановым супом с гребешками Сен-Жак, и с вырезкой оленя и картофельным пюре. Натали выполняла роль и метрдотеля, и официанта, и сомелье, а Стефан отвечал за кухню. Большую часть винной карты логично занимало шампанское, по большей части местное или же достаточно редкое – от небольших семейных фирм.

На следующий день нас ждали два хозяйства в соседней деревне со сложным названием – Ле Мениль-Сюр-Оже, местом, где располагается лучший виноградник Шардоне в Шампани. Между дегустациями мы заглянули в «Ля Гар» – единственный крупный ресторан этой деревушки, – он расположен в здании старого железнодорожного вокзала. Казалось, что там собралось все население этого места, а также несколько туристов, большинство из которых мы видели предыдущим вечером у Селосса. Что касается кухни, то к бутылке белого экстра-брюта мы все заказали разные блюда: у кого-то была форель, у кого-то утиная ножка конфи или грудка, и, надо сказать, что со всеми этими разными блюдами это ультрасухое и тонкое шампанское прекрасно сочеталось.

Шабли

Дальше нас ждал переезд чуть южнее – в Шабли, место рождения, а по совместительству и название одного из самых известных гастрономических вин Франции. Приехали мы уже поздно, и нас ждал ужин в ресторане отеля «Отелери де Кло» (также упомянутый в гиде Мишлен), расположенного в самом центре этого небольшого городка. Нам подали устрицы жилардо, фрикассе из улиток, бургундскую курочку под соусом бешамель, щуку с овощами и зеленым луком и сыр морбье с трюфелем. Как и положено, ужин сопровождало правильное вино, начали мы с шампанского, а продолжили выдающимся Шабли от небольшого производителя Франсуа Равено. На следующий день нас ждала экскурсия по городу, посещение виноградников Гран Крю и дегустация в одном из лучших хозяйств Шабли – Домене Вильям Февр.

С утра мы отправились гулять по городу в сторону склона виноградников Гран Крю, расположенных на нескольких холмах прямо за городом – по пути нам открылась чудесная панорама города. Затем мы отправились на экскурсию в погреба Февра, после чего устроились в дегустационном зале и попробовали почти всю линейку вин этого прославленного винного дома – одиннадцать наименований, в том числе несколько вин категории Гран Крю. Далее мы отправились еще южнее – в винную столицу Бургундии, город Бон, а по пути решили заехать в городок Эпуас, славный одноименным сыром, как считается – самым пахучим из всех французских и, пожалуй, самым вкусным.

Эпуас

Эпуас оказался настолько маленьким, что даже название «деревня» для этого городка подходит с трудом. Найдя искомую сыроварню Берто и ознакомившись с богатым ассортиментом здешних сыров, мы захотели пообедать. Единственным местом, где удалось найти что-нибудь съестное, стала небольшая булочная. Хозяйка не только накормила нас свежайшим хлебом и несколькими сырами и сыровяленой колбасой, но и угостила Божоле Нуво, причем за день до официального праздника. Вкус этого бродящего, сочного и пьянящего вина вкупе с прекрасным сыром и хлебом наполнил наши тела каким-то умиротворенным и блаженным началом, даже не хотелось уезжать, так тут было хорошо!

Бургундия

После Эпуаса мы отправились в Бургундию – гастрономический рай для гурманов и любителей вина. Бургундия знаменита своими виноградными улитками, бёф бургиньоном из местной породы бычков Шароле, петухом в вине, местными сырами и еще множеством локальных специалитетов. Кроме того, этот регион Франции – родина лучших белых и красных вин мира, известных еще со времен средних веков.

Разместившись в отеле, мы отправились на ужин в очень интересный винный ресторан «Каво дю Арш», расположенный в историческом центре Бона. В этом ресторане все внимание уделено вину, а классическая французская кухня является лишь приятным дополнением. Особо поразил гигантский тартар из говядины Шароле, кроме этого мы отведали улитки, рулет из кролика, бёф бургиньон, стейк из говядины Шароле, а также малиновый торт с мороженым и волшебные красные вина из Пино Нуара.

Второй день начали с экскурсии в Оспис де Бон: в средние века это была больница для страждущих, единственное место в Бургундии, опустошенной столетней войной, куда простые люди могли обратиться за помощью. Больница получала богатые пожертвования, и за годы своего существования собрала обширную коллекцию виноградников, вина с них продавались на аукционах, которые здесь же, в «Оспис де Бон», и проводились. Крыши больницы покрыты знаменитой цветной черепицей. После прогулки нас ждало путешествие в область Кот-де-Нюи. Местные вина считаются одними из самых ценных и редких во всей Бургундии, а вина из деревушки Вон считаются таковыми и во всем мире. Именно в Вон на виноградники Романе-Конти мы и отправились, чтобы увидеть место рождения величайшего из вин современности.

Чуть позже были два визита в хозяйства: сначала в деревушку Жевре, где мы посетили Домен Трапе и попробовали одно из величайших вин Бургундии – Шамбертен, любимое вино Наполеона Бонапарта. А чуть позже, уже возвращаясь в Бон, мы заглянули в деревню Савиньи-ле-Бон, которая расположена у подножия холма Кортон. Здесь мы попали в хозяйство, принадлежащее настоящему графу, который любезно показал нам свой погреб. Он также провел дегустацию вин, венцом которой стали вина с холма Кортон, два красных и одно белое – с участка, принадлежавшего в свое время Карлу Великому.

Вечером мы отправились в ресторан «Ле Жарден де Ремпар» – великолепный ресторан авторской, очень современной кухни. Интересные и яркие блюда – тартар из говядины и устриц (вместе, в одном блюде), с листьями то ли шпината, то ли базилика, которые каким-то образом были превращены в устрицу! Вроде бы выглядит как лист, жуется как лист, а аромат и вкус, как у устрицы. Дальше – больше. Мильфей из белых грибов – тончайшие слои целых белых грибов плотной, но при этом воздушной структуры, а к нему – стейк из говядины Шароле и великолепное красное бургундское.

Послесловие

Еще в Шампани бросилось в глаза многообразие этого региона, его вин и гастрономических возможностей, а потому прямо во время путешествия родилась идея следующего тура, посвященного только этому региону. Пять дней самого разного шампанского, десятки маленьких деревушек и море гастрономических впечатлений – вот программа на наш следующий тур, который мы планируем организовать в апреле 2015 года. Приглашаем и вас присоединиться к этому необыкновенному путешествию!

Enoteca & Restaurant "Code de Vino", ул.Московская, 77, тел.: 385-98-35 (36).