18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Аксинья Гог: «Мне просто хочется творить красоту и вдохновлять»

В фильмографии Аксиньи Гог много короткометражных фильмов, успешный сериал и кинопутешествие по знаменитому музею в Петербурге, снятое одним дублем. Мы поговорили с режиссером о том, как изменился кинематограф за последние 10 лет, а еще о кинофестивалях, соцсетях и свободе.

Фото из личного архива героини

Когда вы поняли, что хотите стать режиссером?

В детстве со мной случилась смешная история. Когда мне было лет 12, мне позвонила одноклассница, и мы с ней обсуждали, кто кем хочет быть. И она сказала: «Аксинья, про тебя все понятно». Я говорю: «Что понятно?» Она говорит: «Ты будешь режиссером». Я так разозлилась! «В смысле? Почему ты так решила?» Почему-то тогда для меня режиссер — это был какой-то старый мужик, который сидит в кресле и курит сигареты. Теперь, конечно, понятно, что так в итоге и произошло. Но какого-то особенного озарения, что я хочу быть режиссером, не было, все вышло случайно. Я занималась в детстве живописью, актерским мастерством и много чем еще. К тому же я азартный человек в отношении мира — мне очень хочется понимать его со всех сторон. Видимо, так вышло, что я поняла: именно через режиссуру я увижу его шире.

Я азартный человек в отношении мира — мне очень хочется понимать его со всех сторон.

В вашей фильмографии много короткометражек. В чем их главное отличие от полнометражных фильмов, помимо длительности? Есть ли какие-то особенности в процессе съемок?

Кто-то считает, что короткометражный фильм снять сложнее, чем полнометражный. В этом есть доля истины: в коротком метре мало времени, чтобы донести свою правду. В полном можно чуть порефлексировать, походить вокруг да около, почувствовать «воздух».

Я люблю короткий формат, снимаю рекламу и клипы, мне все это симпатично. Для меня главный плюс в том, что это относительно быстро. Например, сериал — это же на полгода или год. А для того чтобы потратить год своей жизни, мне нужно очень полюбить этот материал. Если меня не заводит идея, я не смогу сделать ничего достойного. А в таких коротких формах все, что я делаю, мне нравится.

Ваша первая работа вышла в 2010 году. Как, по вашему мнению, с того времени изменился российский кинематограф?

Очень изменился. Когда я начала учиться в театральном институте, нужно было снимать на пленку. Мне было 20, и делать что-то профессионально с выходом на широкий круг зрителей в том возрасте и в те годы было невозможно. А сейчас я вижу просто потрясающих, классных молодых ребят, которые снимают с 15 лет. Например, один 10-летний мальчик сделал видео, отрисовал его каким-то образом в какой-то программе и получил 150 тысяч просмотров. Это очень круто. Правда, я ничего не понимаю в том, что он снял, но его сверстники понимают. Раньше такое было невозможно.

Фото из личного архива героини

Правда ли, что участие в фестивалях очень помогает продвигать фильм и быстрее добираться до зрителя?

Да, правда. Если твой фильм участвует в фестивале, потом его увидят гораздо больше людей. Появляется потенциал для дальнейшей работы с какими-нибудь продюсерами, которые тебя увидели и захотели с тобой пообщаться. Плюс очень важно увидеть, как люди смотрят в разных странах и даже в разных залах. В каком-нибудь российском городе — одна реакция, в условном соседнем кинотеатре — другая, во Франции или в Германии — третья. По каждой стране хорошо виден менталитет. Это очень интересно. Да и кино только со зрителем возникает, по моему мнению. Это диалог.

Кстати, по поводу индустрии и изменений за 10 лет. Раньше был только такой путь: ты снимаешь короткий метр, путешествуешь с ним по фестивалям, дальше снимаешь полный метр, в том числе из-за того, что ты был на фестивале и с кем-то вступил в диалог. Сейчас уже все совсем по-другому: люди снимают когда хотят, что хотят. Уже такой жесткой системы не существует.

Сейчас люди снимают когда хотят, что хотят. Жесткой системы не существует.

Где вы находите истории для своих фильмов?

По-разному. Бывает, натолкнет чья-то заметка в соцсетях или что-то изнутри хочет вырваться. Я отталкиваюсь от некого посыла: чего бы мне хотелось сейчас дать зрителю или чем с ним поделиться, послушать его. И от этого уже рождаются какие-то идеи для душевного диалога.

Вы чаще самостоятельно пишете сценарии?

Да. Мне очень повезло в этом вопросе — у меня даже клипы и рекламы в основном авторские. Чаще всего участвует еще кто-то, сценарист или продюсер. Если мне предлагают какую-то историю, я ее перерабатываю под себя — это принципиальный нюанс. По чужим историям я еще ни разу не работала и, наверное, не буду. Мне важно, чтобы это шло от меня.

Фото из личного архива героини

Сейчас нередко выпускают фильмы, которые основаны на реальных событиях. Почему, как вы считаете, такие фильмы интересны как создателям, так и самим зрителям?

В этом очень много тепла и душевности. Люди рассказывают свои истории, ты их перерабатываешь, и на выходе они получают свою правду. Я рада, что в моей творческой жизни случился и такой опыт с кинопроектом «Настоящие Истории» (проект представлен брендом IQOS и ориентирован на совершеннолетних пользователей бренда. — Прим. ред.). Не хочу использовать такое слово, как «психотерапия», но это на нее похоже. Ты видишь истинную историю конкретного человека, раскрываешь ее под другим углом, пропуская через себя. Здесь тоже важен диалог с реальным человеком, с которым эта история произошла.

Зрителям такое кино нравится, потому что они себя в этом находят. Понятное дело, что в разные периоды жизни мы реагируем на разные истории в зависимости от того, что внутри нас происходит. Если это диалог, то он направлен на нас всех. Зрители чувствуют в этом душевность, правду. Это не фейк, в этом нет надуманности. Я иногда вижу, как какой-нибудь автор выдает надуманную, сложносочиненную историю, заигрывает со зрителем, чтобы это было очень красиво и умно. А мне кажется, что гораздо круче, когда это просто душевно, а посыл идет от сердца.

Зрителям нравится кино, основанное на реальных событиях, потому что они находят в этом себя.

У вас был опыт съемки фильма полностью на смартфон. Расскажите об этом.

Это был эксперимент, абсолютный челлендж. Всего один дубль. Один шанс — прямо как в жизни. И для меня это было, конечно, расширение сознания. Мы снимали шесть с половиной часов — и нет шанса повернуть назад, нет ни одной возможности на монтаже поправить, как бы плохо что-то ни было. Наш проект получился совсем неидеальным — и в этом его кайф, в этом есть жизнь.

Получается, что сейчас уже любой человек, обладающий смартфоном, может снимать кино.

Это в какой-то степени свобода слова. Раньше могли снимать якобы «избранные», хотя не бывает никаких «избранных», а сейчас каждый может снять, и каждый получит свою реакцию. Соцсети — это замечательно: каждый может говорить то, что он хочет, и получать на это ответ. Я за то, чтобы люди были свободнее: чем мы все свободнее, — и внутри, и снаружи, — тем мир более наполненный.

Чем мы все свободнее — и внутри, и снаружи, — тем мир более наполненный.

А что вы можете посоветовать начинающим режиссерам?

Не ограничивать себя в своей свободе и не причинять вреда ничему живому, особенно самому себе.

О каких кинопроектах вы мечтаете и какие истории хотите снять?

У меня есть собственная настоящая история, которую я разрабатываю семь лет. Мой авторский сценарий полного метра. Пока я не придумала, с кем его делать, где искать финансирование, но я точно знаю, что оно каким-то странным образом придет.

Интересны сериалы: идеи могут прийти от других авторов-сценаристов, и мы вместе сможем это разрабатывать. Мне нравится реклама — это искусство, просто с бюджетом. Мне просто хочется творить какую-то красоту и вдохновлять.

 

18+

Партнерский материал

Комментарии (0)

Купить журнал: