18+
  • Развлечения
  • Книги
  • News
Книги

Елена Ленковская

Познавательная книга писательницы об Урале, его сокровищах и мастерах «Сокровища Рифейских гор» была удостоена первого места во всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру». 

 

В школе учитель литературы не доверяла моим сочинениям, считала, что я списываю из книг предисловия».

Насколько для вас важна победа в этом конкурсе?

Очень важна. Точнее, очень-очень-очень! Я не ожидала такого поворота событий, потому что моя познавательная книжка участвовала в общем конкурсе с художественными. Обычно организаторы проводили конкурсы среди произведений нон-фикшн и отдельно – среди художественных книг, потому что они между собой не конкурируют, подросткам и детям художественная литература интереснее. Совершенно случайно получилось так, что когда всего одна книга из нон-фикшн попала в короткий список, эксперты решили – в этот раз делить произведения по номинациям не будут, и все соревновались на равных условиях. Я тогда подумала: "Ну ладно. В финал попала, и слава Богу". А дети абсолютно неожиданно отреагировали именно на познавательную книгу. Для меня это очень приятно и радостно. Нам всё кажется, что им интересны только мультики, сказки, фэнтези – и больше ничего. Оказывается, это не так.

Новость про призовой фонд в один миллион рублей – это правда?

Да. Это общий фонд, который поделили на всех участников. Мне вручили премию в пятьсот тысяч рублей. Для детского писателя это очень большая сумма. А еще всем финалистам подарили ридеры. Я очень хорошо отношусь к электронным книгам, несмотря на то, что я выросла в то время, когда читались только бумажные. И я человек той культуры. Но считаю, что ридер – это очень удобно: можно не брать с собой целый мешок книг в поездку.

Для детей какого возраста вы пишете свои книги?

У меня было несколько сочинений о детях среднего школьного возраста, сейчас написала художественную книгу "По ту сторону покойника" о старшеклассниках. Моему старшему сыну Даниэлю пятнадцать лет, поэтому мне эта тема стала интересной.

Чем они увлекаются? Читают много?

Много. Старший поступил в прошлом году в СУНЦ, в гуманитарный класс, где как раз литература и история – профильные предметы. А младший, десятилетний Савелий, танцует. С сентября будет учиться в пятом классе петербургской Академии танца имени Бориса Эйфмана, переедет туда. Несмотря на то, что опасения были, все-таки это ответственный и серьезный шаг, мы решились – потому, что сын сильно хотел. Я, честно говоря, думала, что нельзя ребенку не дать возможность и сказала: "Хорошо. Давай поедем" в надежде, что с конкурсом двадцать человек на место, мы съездим и вернемся спокойно, а он поступил. Посмотрим, как получится.

Какие эмоции вы испытываете, когда заканчиваете писать очередную книгу?

Знаете, в конце обычно такая гонка, потому что, с одной стороны, я уже начинаю уставать, с другой, дело еще не закончено, и это тяготит. Я откладываю рукопись и возвращаюсь к ней уже через месяц-полтора, когда пора редактировать. Вообще мне трудно с книжками расставаться. Несмотря на то, что устаю, книги меня держат, хочется довести каждую до совершенства.

Светлана Лаврова, которая в прошлом году стала победителем этого же конкурса, по профессии врач-нейрофизиолог, и для нее писательство – просто хобби. А для вас?

Светлана, вообще, фантастический человек, кандидат наук и прекрасный доктор. А у меня по-другому. Конечно, я не могу сказать, что писатель – это моя основная профессия. Я по образованию искусствовед, долгое время занималась арт-критикой, потом и вовсе писала в разные издания о чем попало. А в конце девяностых-начале двухтысячных в Екатеринбурге образовался культурный вакуум. Я была в панике, потому что у меня только что родился ребенок, и переехать, например, в Москву, где бурлила художественная жизнь, возможности не было. А здесь вдруг как-то резко ушло одно поколение, следующее о себе еще не заявило очень ярко, и писать стало не о чем. Это было, конечно, тяжело. Позднее все вошло в русло, появились новые группы, новые художники, ГЦСИ активно заработал, но я в то время уже отошла от этой темы, погрузилась в воспитание детей и какое-то время "работала мамой". Дети подросли, и когда старшему исполнилось десять лет, я поняла, что мне хочется свои творческие потребности реализовывать не только в вырезании каких-то там картинок, декораций к домашним спектаклям. И я стала писать книги.

Дети вашему примеру не следуют?

Савелий в прошлом году был на каникулах в Алтайском крае, в деревне. Там записался в библиотеку и взял книги Толкина, прочитал. Потом смотрю: достал тетрадь и пишет. Причем, меня поразило, что у него пейзаж, например, был эмоционально окрашен. Думаю, ну надо же. Правда, его хватило на первые две главы, ну как водится в таком возрасте. Но, тем не менее, я уверена, что если бы он захотел, то смог бы стать со временем человеком пера.

 

Текст: Екатерина Фионова.

Фото: Татьяна Джемилева.

Комментарии (0)

Купить журнал: