18+
  • Город
  • Город
  • News
Город

Мария Зашляпина и Александр Василевский

Управляющая делами почетного консула Австрийской республики в Екатеринбурге и главный редактор журнала «National Business» организовали самый длительный «Венский фестиваль музыкальных фильмов» –  уникальный опен-эйр, который  в этом году проходил  целых три недели и вызвал огромный резонанс в культурном сообществе города, – фестиваль посетило более 25 000 человек.

Мария: Идея мероприятия была нам предложена в Москве Австрийским культурным форумом, а реализовывать ее помогает постоянный партнер – International Music and Media Centre (IMZ), – люди, которые в течение 24 лет проводят этот музыкальный фестиваль на Ратушной площади в Вене.

Первый год был самым сложным для нас. Дело в том, что организаторы и правообладатели названия «Венский фестиваль музыкальных фильмов» («ВМФ») очень трепетно относятся к авторскому праву. Всего того, что было или будет показано на экране, нет в продаже или на «Ютубе», – это абсолютно эксклюзивные вещи. Поэтому в связи с повсеместным пиратингом, Австрия нам не доверяла, особенно поначалу. В первый раз нам прислали VHS кассеты огромного размера, для которых  очень сложно было найти проигрыватель. Сейчас нам шлют DVD, защищенные от копирования. Каждый диск предназначен для однократного просмотра, после чего мы обязаны отправить материал обратно в Австрию. Лицензия на показ одного концерта стоит, в среднем, 1 000 евро. На тот момент наше с Сашей решение организовывать фестиваль было полнейшей авантюрой. Первый «ВМФ» был организован в 2010 году во Дворце Молодежи. А поскольку девиз мероприятия – «Вход свободный», флаеры раздавались абсолютно бесплатно на площадке проведения действа, в консульстве Австрийской республики, в Управлении культуры. Ажиотаж случился невероятный – в кассах Дворца Молодежи были разбиты окна, 1 300 сидений были заняты, людям не хватало места. На следующий год было решено фестиваль перенести на улицу.

Концерты отбираются сначала в Австрии, и только потом в Екатеринбурге. Программа формируется следующим образом: в апреле в Каннах происходит смотр всех продуктов,  снятых по всему миру (организованный IMZ). Нам присылают лонг-лист, и мы формируем список тех продуктов, которые должны быть интересны городу. Александр, к примеру, всегда за оперу и рок, а я за концерты  и что-то динамично-молодежное, чтобы создавалась тусовка.  Очень часто то, что мы хотим, либо получить невозможно, либо лицензия стоит баснословных денег. Особенно это касается современных исполнителей. Например, трансляция концерта Dj Tiesto обошлась бы нам  в 4 000 евро.

Александр: Кстати, я видел «ВМФ» в Вене в 1995 году. Это был междусобойчик камерного формата напротив памятника Штраусу. Был небольшой экран, лавочки и от силы триста человек. Сейчас это грандиозный опен-эйр, куда съезжаются туристы из разных стран, –  театральные сезоны по всему миру закрыты, а фестиваль работает все лето. Екатеринбург – единственный город России, где проходит «ВМФ». Помимо  Вены он проводится только в Бухаресте, Будапеште, Нью-Йорке и Токио. Конечно, каждый привносит что-то свое. Только у нас, например, фестиваль открывается живым выступлением. В Америке он идет дней пять. В Токио мероприятие проходит во время Праздника цветения сакуры, и каждый японец приходит с едой, садится на траву и смотрит концерты в рамках своего пикника.

Мария: Мы получаем огромнейшую моральную отдачу. Люди аплодируют тому, что показывают на экране. Район УПИ просто замирает на время трансляции, стоит полная тишина – все слушают. В этом году появилась детская площадка – если раньше детей занимали родители, то сейчас это задача волонтеров. Люди, приходившие на фестиваль с младенцами на руках пять лет назад, сегодня приходят со взрослыми детишками. Можно сказать, фестиваль с рождения воспитывает посетителей. Александр: Самыми аншлаговыми всегда являются  концерты Анны Нетребко.  В этот раз невероятно много гостей было  на 2cellos, на ZAZ и фильме «Майкл Джексон: Вот и все». 2 000 человек и столько же открытых зонтиков я никогда не видел.

Мария: Практика показывает, что на оперу ходят люди подготовленные, а на концерты – абсолютно все. Но при этом, большая составляющая фестиваля – это все-таки классика, нежели эстрада. В 2015 году мы начнем фестиваль 26 июня. На открытии выступит австрийский пианист Эдуард Кутровац, организатор большого количества музыкальных конкурсов в Европе и его любимая певица Элизабет Кульман – лучшее сопрано 2013 года в Австрии. Венская государственная опера отпускает Элизабет к нам только на один-единственный день – этот день и станет днем открытия фестиваля.

 

Текст: Екатерина Дорохова.

Комментарии (0)

Купить журнал: