18+
  • Город
  • Город
Город

Технологический процесс: Орнитологическая служба аэропорта

По статистике, столкновения российских самолетов с птицами случается 50-70 раз в год. Самый горячий период для сотрудников аэродромов с мая по октябрь, когда через их территорию проходят миграционные потоки пернатых. На примере орнитологической службы аэропорта «Пулково» мы разобрались, как «железной» птице выиграть битву с обычной.

Орнитологическая служба в «Пулково» cоздавалась в начале 90-х усилиями нескольких сотрудников аэропорта, в итоге — разрослась до 13 человек. Трое инженеров-зоологов, двое «сокольников» — специалистов по хищным птицам, остальные — мастера и  дежурные на взлетных полосах. В петербургском аэропорту обстановка особая: он расположен на одной самых мощных ветвей Беломоро-Балтийского перелетного пути, а поблизости от него простираются многочисленные заболоченные территории, на которых обитают различные виды птиц. Самые опасные из них — серебристые чайки, которых затягивает в сопла самолетов, вызывая тем самым поломку двигателя. Их численность удалось серьезно сократить: городскую свалку, неподалеку от «Пулково», которая кормила птиц долгие годы, ликвидировали в июле 2013-го, и им пришлось искать другое место пропитания.

Сейчас на территории аэропорта можно увидеть до 76 видов пернатых: от мелкой сойки до филинов и зябликов.

Основным оружием по отпугиванию птиц служит газовая пушка. В автоматическом режиме она создает сильные воздушные хлопки, имитируя звуки выстрелов. Предугадать, когда раздастся следующий, невозможно. Эффект внезапности играет тут на руку сотрудникам — непрошеные гости быстро привыкают к любым постоянным шумам и перестают на них реагировать. Другая акустическая система расположена по бокам от взлетно-посадочной полосы, она издает крики потревоженных чаек и оружейные залпы. Управляется с пульта инженера, который может наблюдать за обстановкой на полосе по специальным видеокамерам. В прошлом году систему слегка модернизировали — переписали птичьи голоса — предыдущие оказались родом из Северной Америки и наши абсолютно к ним не прислушивались.

Кроме механический приспособлений, используют и самые, казалось бы, банальные чучела и диско-шары. Последних расположено вдоль поля 10 штук — переливаясь, они могут напугать свечением стрижей и соек. Правда, и притягивают любящих все блестящее ворон. Сотрудники служба уверены, что ни один из методов не может быть идеальным, поэтому используют все в комплексе, комбинируя последовательность приемов, тасуют их и сами изобретают новые.

Кроме постоянных сотрудников в подразделении «служит» еще и птичий патруль: два сокола сапсана и балабан. Несмотря на хищную природу, они лишь имитируют атаку, охотятся на вабило (предмет, с которого их кормят), а пролетающие чайки думают, что преследуют их и стараются быстрее покинуть место. Ночью соколов сменяет филин. «Пулково» — единственный аэропорт в мире, кто использует его для безопасности полетов и пока доволен результатами. Чтобы птицы сами не сталкивались с самолетами, их выпускают по графику, а чтобы не нападали на сородичей — предварительно хорошо откармливают цыплятами, перепелами и мелкими грызунами.

Последний (но не по значимости) комплекс мер — превентивный. Территория аэропорта должна быть максимально непривлекательна для птиц. Для этого сотрудники осушают заболоченные участки, покрывают водоемы специальной сеткой (чтобы отвадить водоплавающих), убирают мусор, опрыскивают канавы и поля веществами, убивающими личинок комаров – чтобы лишний корм не вырастал.

Работа выглядит результативной: за 2014 год зафиксировано всего два случая столкновения птицы и самолета против 13-ти в прошлом. Последний серьезный инцидент произошел в ноябре 2013 года, тогда борт авиакомпании «Россия», отправляющийся из Петербурга в Гамбург, был вынужден сесть сразу же после взлета из-за попавшей в двигатель чайки. Об орнитологической безопасности думают, кстати, и производители самолетов. Именно они ввели в оборот несколько искусственный термин «птицестойкость» и регулярно проводят испытания, обстреливая только что выпущенные  с конвеера самолеты или двигатели тушками птиц (в ход идет обычная курица). Повреждения должны быть не больше определенного уровня, иначе воздушное судно просто не допустят до международной эксплуатации.

Фото: Лена Насибуллина

Рубрика:
Технологический процесс

Комментарии (1)

  • Френни 18 июля, 2014
    Это моя любимая рубрика! Такие отличные идеи для материалов, как они вам только в голову приходят? Есть котельная, тюленятки, теперь ещё и птицы. Спасибо, что можно не только читать всякие модные штучки, но и узнавать полезные и интересные вещи!!! ЛЮБЛЮ ВАС!

Купить журнал: