Алиса Прудникова об итогах 6-й Уральской индустриальной биеннале
Алиса, поздравляю с окончанием 6-й биеннале. В этот раз, учитывая пандемию, насколько сложнее было запустить такой большой проект? Как вообще ковид отразился на нём?
Спасибо! Очень необычное ощущение от этой биеннале, потому что получилась комбинация: онлайн-подготовка и офлайн-результат. Самым сложным было готовить проект в условиях неопределённости, понимать, что мы не до конца контролируем ситуацию. Из этого возникала необходимость постоянно жить с планом «А» и планом «Б», продумывать, как мы выходим из ситуации, если что-то случится. Это огромная ответственность, в том числе в отношении финансовых и партнёрских обязательств. То, что мы не передвинули биеннале на 2022-й год, — было правильным решением, потому что я уверена, что биеннале в 2021-м — это важный терапевтический жест для российского художественного сообщества. Искусство в офлайновом, «живом» режиме — это самая важная ценность на сегодняшний день, позволяющая продолжать диалог внутри художественного процесса.
Несомненно, ковид снизил посещаемость наших проектов, сказалась на цифрах и общая тревожность людей. Эту биеннале мы мерим не тысячами человек, а опытом тех, кто решился пройти её вместе с нами.
Что ещё получилось или не срослось в этом году? Как ты для себя оцениваешь итоги и масштабы проекта?
Биеннале в этот раз, несмотря на наше стремление сделать её компактнее, побила огромное количество внешних и внутренних рекордов. Для меня самый главный итог — это то, что мы укрепили звание самой важной биеннале современного искусства в России. Из внутренних рекордов — это распределение биеннале по 8 площадкам города и включение Екатеринбурга в диалог с художественными проектами. Это новый режим работы биеннале, отличающийся, например, от 2010 года, когда мы делали спецпроекты на заводах. Тогда это тоже выглядело невероятно, но было видимым для гораздо меньшего количества людей и не являлось частью образа жизни. Сегодня екатеринбуржцы и приезжающие из Москвы и других городов создают совершенно другой вайб на площадках. «Город в объятиях биеннале» — это наш слоган, который состоялся, это то, что нам действительно удалось.
К слову о 8 площадках в городе — удалось ли их интегрировать в биеннальный процесс? Или вы были скорее временными арендаторами?
Невозможно не отметить, например, что тема Шигирского идола, хранящегося на одной из площадок биеннале — в Краеведческом музее, — стала отправной точкой для художественных проектов многих иностранных художников основного проекта. И шире — идентичность Урала, которая круто представлена в наших музеях, — стала особой ценностью для художников, исследовавших регион. Хенрике Науманн, которая сейчас выставляется на важнейшей выставке «Разнообразие и единство» в Третьяковке, в своей работе в Краеведческом блистательно подчёркивает то, что для нас остаётся повседневностью. Дом Метенкова — также экспериментальная для нас площадка, где помимо работ Михаила Толмачева и Эли Кортинас случился диалог с программой резиденций и проектом Икуру Куваджима о японском бейсболисте уральского происхождения в Нижнем Тагиле. И, конечно, любимый нами с 1-й биеннале конструктивизм и ярчайший его представитель — «Белая башня» — стала площадкой саунд-инсталляций художников основного проекта.
Биеннале снова разместилась на Уральском оптико-механическом заводе. Почему вы решили вернуться на эту площадку второй раз?
Я как мантру повторяю идею трансформации, объединяющей выбор наших основных площадок. Уральский оптико-механический завод воплощает эту идею максимально точно: из пустого морально устаревшего цеха 5-й биеннале мы попадаем в ультрасовременный, стерильный, белый, новый цех. То есть буквально наблюдаем результаты идущей модернизации, и показываем индустриальную современность не только посетителям биеннале, но и работникам предприятия. Конечно, цех, в котором мы разместились в этом году также и гордость наших партнёров — холдинга «Швабе» и госкорпорации Ростех, которые сотрудничают с нами уже 5 лет и, надеюсь, не планируют останавливаться. Или руководство Главпочтамта, как и Почты России, открыты к экспериментам в русле креативной экономики. В будущем почтамт может стать, например, пространством коммуникационных коворкингов, вернуть себе статус главного места коммуникации на карте города. Бывший кинотеатр «Салют» тоже переживает переломный для себя момент, и мы счастливы, что нам удалось поддержать его статус интеллектуального центра города, проведя там события публичной программы биеннале.
Привлекла внимание ещё одна площадка в городе, в которой биеннале разместилась всего на 3 недели, — Екатеринбургский цирк. Стоила ли программа в Цирке скандала, который случился?
Цирк — проблемная площадка, и её проблемность мы осознавали в процессе работы с ней. Наверное, изначально мы не придали такого большого значения существующей проблеме с животными, но позиция активистов сделала нас более ответственными в этом вопросе. Перформативная программа, которая в течение 3 недель была в Цирке, и события публичной программы очень критически осмыслили эту тему. Я считаю, что Цирк — это очень важный выбор. Я ни разу не жалею об этом решении, потому что как минимум 5 тысяч посетителей биеннальной программы в Цирке вспомнили о том, что эта институция в городе существует, какие вопросы она ставит, и также о том, что, возможно, настало время перемен в этой организации по всей стране.
Биеннале давно простирается за пределы Екатеринбурга. Получилось ли в этом году сделать это, кроме Нижнего Тагила?
Да, и это ещё один из важнейших наших итогов — мы продолжаем экспансию биеннале, и в этом году — это три области: Свердловская, Челябинская и Тюменская. В восьми городах куратор Владимир Селезнёв и продюсер Анна Акимова не только организовали резиденции для художников, во многих из этих мест осталось полноценное высказывание в городской среде, и это тоже новый формат проживания биеннальной практики для городов. Так благодаря гранту Губернатора Челябинской области мы глубоко интегрировались в Южный Урал, а вместе с Министерством инвестиций и развития Свердловской области и компанией «Евраз» переоткрыли для екатеринбуржцев Нижний Тагил. А в Тюмени и Тобольске благодаря вкладу холдинга Сибур и Правительства Тюменской области открылся двухчастный проект «Создать новый слой» — о глубокой связи диджитала и реальности вокруг нас.
Ещё в копилку влияния пандемии — в этом году выросла значимость путешествий по своим городам, областям, регионам. И здесь мы влились в струю интереса к внутреннему туризму. Мы запустили маршруты биеннале ещё в 2017-м году как экспериментальный формат, ориентированный на промышленные объекты. А в этом году перезапустили их как арт-индустриальные поездки по региону. Теперь мы точно можем сказать, что у большого количества людей образ Урала связан не просто с природными или историческими достопримечательностями, а с высказываниями художников, которые готовили свои проекты в рамках резиденций, и заводами. И вместе с Федеральным агентством по туризму уже в декабре мы запустим приложение с маршрутами — такую виртуальную туристическую карту промышленных и художественных объектов.
Снова немного о ковиде и не только о нём. Как вы выбирали тему этого года?
Тема «Время обнимать и уклоняться от объятий» оказалась интуитивно-провидческой. Спасибо Екклесиасту и куратору публичной программы биеннале Дмитрию Безуглову, прочитавшему эту ветхозаветную книгу на ночь. Выбирая тему, мы отталкивались от тем касания, прикосновения, границ тела и частного опыта, а в пандемию этот лозунг оброс дополнительными смыслами. То есть мы в большей степени опирались на общемировые запросы интеллектуальной повестки, а в итоге вскрыли шифр непосредственно сегодняшнего дня, поэтому никто не смог остаться к ней равнодушным. Планка снова очень высока, и даже немного страшно начинать думать о новой теме — хочется так же круто попасть в Zeitgeist (Дух времени. – Прим.Ред.).
Основной проект снова курировали иностранцы, в этот раз — берлинская команда. Что они думают о Екатеринбурге? Как сложились здесь их личные и деловые коммуникации?
Чала Илэке, Аднан Йылдыз и Ассаф Киммель называли свою работу здесь UralChallenge, а проект стал такой «hausgemacht»–биеннале, то есть биеннале, спроектированной дома, в Берлине, не выходя из зумов. Благодаря связке кураторов с художественной жизнью Германии, биеннале стала одним из последних и наиболее масштабных проектов, проходящих в рамках Года Германии в России. К счастью, в итоге им удалось приехать несколько раз. Они восхищались добротой и прекрасным отношением к ним, а Екатеринбург и Урал называли не иначе как «особенным местом».
Текст: Анастасия Деткова
Редактор: Валерия Рукавишникова
Фото: Катерина Демидко
Комментарии (0)