С 20 по 30 марта в киноцентре «Родина» пройдет компактный фестиваль нового шведского кино. Мы выбрали пять фильмов из полнометражной программы, которые нельзя пропустить.
«Авалон»
Полнометражный дебют молодого режиссера Акселя Петерсена смело заимствует название, отсылающее к острову блаженных в кельтской мифологии, у куда более известной картины — мрачной киберпанковской антиутопии японца Мамору Осии. В шведской версии Авалон — город теннисных турниров Бостад на юго-западе страны, куда пожилой клубный промоутер Ян мечтает удалиться на покой. Несчастный случай рушит его планы, и начинается очень скандинавская (беспросветная и одновременно духоподъемная) драма о преодолении непреодолимого. Фильм получил несколько международных наград, в том числе присуждаемый критиками приз ФИПРЕССИ на фестивале в Торонто.
20 и 30 марта, 19.30
«Пальме»
Более или менее беспристрастное документальное исследование жизни и трагической смерти (от пули террориста в 1986-м) Улофа Пальме, самого известного за пределами Швеции премьер-министра королевства, социал-демократа, одинаково не любившего США и СССР и в числе прочего сочувствовавшего кошмарным красным кхмерам. Мауд Нюкандер и Кристина Линдстрём собрали десятки интервью, уговорили вдову политика поделиться семейными фото и домашними видео, но на вопрос, кто же все-таки убил Пальме — осуществившие теракт в отношении главы шведского государства так и не найдены — конечно же, ответа не отыскали.
23 марта, 17.20; 26 марта, 19.20
«Репутация мертвого человека»
Черно-белая картина живого классика шведского кино, 82-летнего Яна Труэля, чьи фильмы в разные годы номинировались на «Оскар» («Эмигранты» в начале 70-х) и получали призы главных мировых фестивалей («Серебряный медведь» Берлинале за «Капитана» в 1991-м). Обстоятельная, лишенная всякого лишнего пафоса «Репутация» — байопик легендарного журналиста Торгни Сегерштедта, который во время второй мировой упрямо боролся с нацизмом и двусмысленной политикой шведского правительство, которое, оставаясь формально нейтральным, шло на поводу у гитлеровской Германии. Главный герой фильма, запутавшийся в романах и обаятельных пороках революционер-идеалист, кажется идейным предшественником другого шведского журналиста, Микаэля Блумквиста из трилогии-бестселлера Стига Ларссона.
21 и 29 марта, 19.00
«За голубыми небесами»
17-летний Мартин убегает от отца-алкоголика и устраивается на работу в дорогой стокгольмский яхт-клуб. На дворе середина 70-х, впереди первая любовь, дружба со старым жуликом-плейбоем по имени Жосто и, как водится, знакомство в миром по ту сторону уголовного законодательства. Главную роль в этом энергичном фильме, гибриде романа воспитания и криминального триллера, сыграл младший из трех сыновей Стеллана Скарсгорда, любимого актера великого манипулятора Ларса фон Триера. Впрочем, популярность Билла Скарсгорда, 23-летней восходящей звезды шведского кино, на родине уже, наверное, не меньше, чем у отца.
22 марта, 17.00; 28 марта, 21.00
«Девочка по вызову»
Снятый по сценарию, основанному на реальных и болезненных для Швеции событиях, скандальный фильм Микаэля Марсимаина об элитном борделе в Стокгольме конца 70-х, периода расцвета «шведского социализма с человеческим лицом». Хозяйку действительно существовавшего публичного дома в свое время посадили в тюрьму, при этом стали известны некоторые имена высокопоставленных клиентов. Взгляд на проституцию в этом, вызвавшем ожесточенную дискуссию в масс-медиа, фильме по-скандинавски феминистский, без какой-либо демонической романтизации: молодые девушки, торгующие телами из-за нужды, предстают жертвами лицемерного общества, все так же на самом деле подчиненного патриархальному мужскому скотству.
22 марта, 19.00; 27 марта, 21.00
Фестиваль «Кино Швеции»: с 20 по 30 марта в киноцентре «Родина». Цена билетов: 250 рублей.
Комментарии (4)