Андрей РЕШЕТИН

Художественный руководитель Earlymusic и экс-скрипач «Аквариума» за четырнадцать лет превратил фестиваль старинной музыки из развлечения для знатоков в мощный культуртрегерский проект.

Earlymusic — фестиваль «ушельцев». Когда я играл в «Аквариуме», у Бориса Гребенщикова было в ходу замечательное выражение: «Все вокруг интересуются пришельцами, а мне они совершенно неинтересны». Играя старинную музыку, мы возвращаем людям память о том времени, когда Россия была частью Европы. Трехсотлетнее господство идеи прогресса, по счастью, закончилось.

Модное мероприятие для услаждения слуха — этот сложившийся к середине 2000-х буржуазный имидж Earlymusic страшно меня раздражал. Меньше всего хотелось, чтобы наш фестиваль был прибежищем праздности.

С 1998 года мы привезли в Россию всех главных звезд аутентичного исполнительства — Жорди Саваля, ФилиппаХеррвега, Il Giardino Armonico — и воспитали отечественную публику. Ликбез осуществлен, можно двигаться дальше.

Наша память слишком коротка, и от этого все беды. В ХХ веке Россию насильно заставили отречься от своего прошлого, оставив в наследство только коробки заброшенных дворцов. Заболевшая амнезией страна в культурном смысле была отброшена на несколько столетий назад. Поэтому на фестивале звучит много русской музыки XVIII века: мы, как можем, пытаемся восстановить контекст утраченного времени.

Только углубившись в восточную культуру, можно понять что-то настоящее про взаимоотношения России и Европы. Решение включить в программу блок world music было осознанным и неизбежным. Таким образом, мы не то чтобы вслед за поэтом признаем: «Да, азиаты мы», — но пытаемся разобраться с ключевой проблемой современного мира — взаимодействием культур. В эпоху глобализации европейская музыка не может существовать в гордой изоляции, это чревато последствиями. Поэтому потрясающие азербайджанские исполнители мугама у нас в афише соседствуют с ренессансным ансамблем Tasto Solo, а специалисты по японскому фольклору — с испанскими медиевистами из группы Regina Iberica.

Я счастлив, что в российском движении ранней музыки появились исполнители мирового уровня. На фестиваль в третий раз приезжает московский оркестр Pratum Integrum, первый стационарный барочный оркестр в России.

Комплексный подход — вот ключ к Earlymusic-2011. Мы приглашаем роскошный французский ансамбль La Simphonie du Marais с «Мнимым больным» Мольера и Шарпантье — точной реконструкцией спектакля, которому в 1673 году рукоплескал Париж. Примерно понимая, как обращаться с музыкой прошлого, мы практически не представляем, какой была речевая и пластическая культура того времени.

Эдьютейнмент — наш любимый формат, мы продолжаем традицию публичных лекций. В этом году их будут читать не только историки и искусствоведы, но и сами музыканты. Превосходный московский виолончелист Павел Сербин, скажем, оказался еще и выдающимся знатоком культуры эпохи Павла I.

Фестиваль Earlymusic, со 2 по 29 cентября. Подробная программа — на www.earlymusic.ru


  • Автор: sobaka
  • Опубликовано:
  • Материал из номера: ФЭШН-КЛАН

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также